В своей работе я использую адаптивный метод обучения, в основу которого положена главная идея – развитие через социальное взаимодействие. Главная задача учителя на уроке – способствовать активной мыслительной деятельности каждого ученика. Учитель ставит перед учащимися реальные задачи, их выполнение дает ребенку возможность поверить в свои силы, на каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. С введением рефлексии на результаты своего труда снимается страх перед плохой отметкой. Учащиеся сами ставят себе оценку за урок или получают ее в групповом обсуждении. Важно, чтобы каждый урок учащийся мог проанализировать, получив итоговую оценку в рабочую карту урока.
Цели урока:
- образовательные: проверить сформированность у учащихся умений: применять свойства логарифмов при вычислениях, решать логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений; рассмотреть более сложные примеры по теме и проверить навыки и умения при самостоятельном решении упражнений;
- развивающие: установить, могут ли учащиеся применять знания логарифмов при решении задач; в ходе урока обеспечить развитие у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности;
- воспитательные: проверить сформированность качеств знаний: прочность, глубина, оперативность; формировать гуманные отношения на уроке через работу в парах, умение слушать друг друга; добросовестное отношение к учебному труду, ответственность, честность, сопереживание успехам и неудачам товарищей.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование:
- карточки для индивидуальной работы;
- сигнальные карточки с цифрами для каждого ученика;
- карточки для самостоятельной работы на три уровня;
- листы бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Ответы заранее написаны на доске, учащиеся самостоятельно проверяют д/з и ставят себе оценку.
III. Работа в парах (проверка теоретического материала).
Учащиеся задают друг другу вопросы по теме урока и оценивают партнера.
IV. Индивидуальная работа по карточкам (проверка формул). Оценивает учитель.
| Карточка 1 | Карточка 2 |
| log a 1 = | log a a = |
| log a |
log a |
| log a |
log a am = |
| log a (xy) = | log a |
| log a xp = | log a b = |
V. Устные упражнения. (самооценка)
1. Упростите выражение: lg 25 + 0,5 lg 16
- lg 29;
- 2;
- lg 33;
- 10
2. Упростите выражение: log 36 84 – log 36 14
- 0,5;
- 2;
- log 36 70;

3. Найдите значение выражения: 6 log
12 – 17
- –16;
- –11;
- –5;
- 19
4. Укажите промежуток, которому принадлежит меньший корень уравнения:
log 2 x2 = 4
- (-
- (-2; 2);
- [2; 4];
- (4; +
)
5. Найдите область определения функции f(x) = log 0,5 (2x – x2)
1) (0;2)
2) (-
;0) E (2;+
)
3) [0; 2]
4) (-
;0] E [2;+
)
VI. Конкурс “Задачи–картинки” ( Приложение )
Задания и ответы к ним заранее записаны на доске. У каждого учащегося сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. После минутного обдумывания по команде учителя учащиеся поднимают карточку с номером верного ответа.
1. Укажите область определения функции у = log 3 (x+3), график которой изображен на рисунке 1.
- (-3; +
); - (–2; +
); - (1; +
).
2. На одном из данных рисунков (рисунок 2) изображен график функции у = log4х. Укажите номер этого рисунка.
3. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке 3.
1) y=log0,5(x-2);
2) y=log0,5(x-1);
3) y=log0,5(x+2);
4) y=log0,5x +2.
4. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке 4.
1) y=log3(x+1);
2) y=log3(x-1);
3) y=log3x +1;
4) y=log1/3(x+1).
VII. Разноуровневая самостоятельная работа.
Учащимся предлагаются логарифмические задания части А, части В, части С из заданий ЕГЭ.
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляют оценки в рабочую карту. В конце урока – итоговую оценку.
Кто оценил себя на “5”? на “4”? Почему вы уверены, что оценили себя верно?
Чем удовлетворены на уроке? Чем не удовлетворены?
Что получилось? Что не получилось?
РАБОЧАЯ КАРТА
| Дата | Тема урока | Теоретический материал | Проверка формул | Устные упражнения | Творч. задания | Д/з | С/р | Итоговая оценка |
ЛИТЕРАТУРА
Варшавский И. К., Гаиашвили М. Я., Глазков Ю. А. Логарифмические задания на Едином государственном экзамене. Журнал “Математика в школе”, №10, 2005, стр.2–10.
Единый государственный экзамен. Контрольно-измерительные материалы: Математика / Л. О. Денищева, Ю. А. Глазков и др.