Урок-исследование по русскому языку "Местоимение — часть речи. Местоимение 1-го, 2-го, 3-го лица", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи урока:

  1. Воспитание интереса к русскому языку.
  2. Воспитание трудолюбия.
  3. Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи.
  4. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию.
  5. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  6. Учить детей сотрудничеству, сотворчеству.
  7. Знакомство с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи.
  8. Развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.

Материалы и оборудование:

  1. Плакат “ Древняя рукопись”.
  2. Таблицы.
  3. Раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Ребята, вы готовы к уроку?! Улыбнитесь друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.

2. Вводная беседа.

- Ребята, а вы любите тайны, приключения, древние истории о жизни наших предков в далёком прошлом, об истории возникновения нашего государства? А откуда мы можем узнать о прошлом? (Из книг, уроков истории, летописей, древних рукописей, энциклопедий, археологических раскопок.)

Я тоже очень люблю раскрывать тайны прошлого. Сегодня на урок принесла вам фрагмент старинной рукописи, но, к сожалению, прочитать его невозможно, так как часть слов не сохранилась и есть неизвестные символы и знаки. Хотели бы вы раскрыть тайну старинной рукописи? Но вам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.

Рассмотрите древнюю рукопись внимательно, какие предположения у вас появились, чтобы это могло быть? (Высказывания детей)

Давайте пока оставим наши предположения и проведем научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи.

Слайд № 1. (Презентация)

Прежде, как положено, запишем в тетради дату и место нашего исследования (дети записывают число, месяц, классная работа).

3. Чистописание.

Прежде, чем выяснять значение символов и знаков, потренируемся в написании древних иероглифов:

заяц мыло вымыты

Колхоз пашет, а он руками машет.

- Как вы понимаете смысл этой русской пословицы, о чем она говорит?

4. Словарная работа. Слайд № 2

- Кроме древних иероглифов, до наших дней дошли и берестяные грамоты (письмо на бересте, коре березы), которые тоже дают представления о жизни в прошлом.

Слайд № 3

Перед вами образцы таких грамот, но тоже утратившие часть букв, прочтите эти слова. Давайте их запишем, разделив на группы. Как вы считаете, на какие группы их можно разделить?

М_сква, мы, ст_лица, вы, г_реть, ру_кий, ты, она, Род_на, я, св_ркать, д_журить, д_журный.

Запишите эти слова в три столбика, выделяя пропущенную букву. (Далее идет проверка)

Что общего между словами каждого столбика? (На какой вопрос отвечают? Что обозначают? К какой части речи относятся?)

Ребята, какие слова остались? Запишем их отдельно: я, ты, вы, мы, она.

Попытаемся выяснить что это за слова. Однако, где-то мы их уже встречали сегодня? В каких словах они затерялись? (Вымыты)

5. Объяснение нового материала.

Продолжаем наше исследование. Знаете ли вы, где хранятся найденные археологами старинные вещи, рукописи, документы? Правильно, в музеях? Прочитайте текст об одном из них:

Слайд № 4.

В субботу наш класс отправился в музей. Музей расположен на Красной площади. В музее находится много интересных предметов.

(Читает вслух ученик)

Не заметили ли вы в тексте какой-либо недостаток? Как можно его исправить? (Заменить слово музей.) Какими словами, подходящими по смыслу, можно заменить слово музей? (Он, в нем.) Прочитайте отредактированный текст. Запишите его в тетради, подчеркнув слова, которые мы использовали.

Слайд № 5

Проверим текст, который у вас получился. Вместо какой части речи употребили мы эти слова? (Вместо имени существительного.)

Слайд № 6

Какие еще вам приходилось использовать слова, поставив их вместо имени рассказывая о себе?

Приведите пример. (Я занимаюсь в спортивной секции.)

Обращаясь к товарищу? (Ты мне сегодня очень помог.)

Говоря о друге, подруге, друзьях? (После уроков они пошли в библиотеку.)

Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Какое она может иметь название? МЕСТОИМЕНИЕ.

Ребята, а может это и есть та часть речи о которой говорится в грамоте. Подставим это слово, прочитаем фразу в рукописи: “ Местоимение – часть речи”. Значит, оставшиеся слова в словарной работе – я, мы, вы, ты – можем назвать местоимением.

Физминутка

- Давайте немного отдохнем и поиграем. Я буду называть слова, а вы если услышите новую часть речи - местоимение – дружно хлопайте, или отрицательно качайте головой, услышав известную часть речи.

Я, веселый, дружба, он, пошёл, ты, вы, по, они, урок, молодцы.

Хорошо, вы были внимательны в игре.

Продолжим наше исследование, попробуем разгадать следующий символ рукописи. Что он может означать? (Высказывания детей.) Читаем фразу: “Местоимение – часть речи, которая указывает на что…? Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.) Указывает на лица, предметы, но не называет их. Почему лиц три? Причем указано – 1е, 2е, 3е.. Может местоимения делятся на три группы? Попытаемся это выяснить.

Слайд № 7

Возьмем таблички на ваших столах и определим:

  1. С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы) Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним.
  2. С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы) Определим их во вторую группу.
  3. С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они) Определим их в третью группу.

Итак, местоимения бывают:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

Сравните местоимения первой строчки: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? (Высказывания учеников.) Аналогично вторую строчку.

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают ед.ч и мн.ч . Посмотрите, ведь у нас была подсказка – слово “число”.

Итак, грамота расшифрована. Нет неопознанных знаков, символов, слов. О чем же сообщила нам древняя грамота? (Читают весь текст по грамоте.)

Ребята, а в нашем учебнике есть современный перевод древней рукописи на стр. 140. Прочитайте.

6. Сообщение темы урока.

Ребята, сможете ли вы сами определить тему нашего сегодняшнего урока? Обратите внимание, что местоимение присутствовало на нашем уроке с первых минут: в чистописании, словарной работе.

7. Закрепление изученного.

Используя фрагмент древней рукописи, правило учебника, таблицу – подсказку, выполните упражнение № 373. Задание: прочитать текст, определить сколько в нем предложений. Выписать предложения с местоимениями в тетрадь.

Слайд № 8

Ночью выпал снег он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух лёгкие снежинки они закружились в хороводе.

Определите в выписанных предложениях грамматическую основу. Что можно сказать о подлежащем? Чем оно выражено?

Слайд № 9

Работа в парах: прочитайте предложения, подберите подходящие по смыслу местоимения, определите лицо. Из каких произведений эти предложения? Кто их авторы?

8. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Но в заключении осталась маленькая тайна (три закрытых листочка).

Слайд № 10

Если вы сможете ответить на три вопроса, я переверну эти листочки и вы узнаете, что там находится.

  1. С какой частью речи вы сегодня познакомились?
  2. На что указывает местоимение?
  3. На сколько групп и какие делится местоимение?

МО – ЛОД – ЦЫ!

Кому адресованы эти слова? Спасибо за урок!

9. Домашнее задание: найти и выписать в тетрадь пять предложений с местоимениями, указать лицо.