Интерес познания химической науки
Необходимо каждоурочно повышать,
Учить творить, учить уметь, не зная перегрузки,
И в жизни смелые задумки претворять.
Литература, химия и русский,
Увидев данность с нескольких сторон,
Осмыслив каждый факт, подвергнув всё сомнению,
Отправим интеграции наук поклон.
Наука химия уже не так сложна,
Научность и доступность перестали спорить
И вот достигнутая цель видна,
Уже ль не этого хотим мы от урока в школе?
Да! Интеграция наук сложна!
Но эффективна без сомнения,
Из трудных ситуаций выведет она,
Достаточно лишь запастись терпением!
В проект данного урока включается субъект-объектная характеристика:
а) Характеристика объекта педагогической деятельности.
Класс восьмой, состоит из 25 учащихся: 13 девочек, 12 мальчиков. Активность средняя. Многие обладают хорошими знаниями предмета. Социальный состав класса неоднороден (43% рабочие, 20% служащие, 37% безработные). Материальное положение учащихся различное.
Школьный тест умственного развития (ШТУР), выявляющий общий объём знаний, имеющийся у учащихся, сформированность понятий общественно-политического, научно-культурного циклов и понятий, заключённых в школьных курсах химии, биологии, физики, математики, а также позволяющий оценить степень развития мыслительных операций – классификации обобщения, логики показывает:
– общий средний показатель по классу
составляет 105 баллов из 130 возможных;
– отмечается достаточно высокий уровень
осведомлённости, умения обобщать;
– вызывает затруднение умения переходить от
частных признаков к общим, объединять.
Исследование ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:
– мотив общения – 98%;
– социальный мотив – 94%;
– познавательный мотив – 76%.
Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем изучаемым предметам. Высокий уровень интереса к урокам химии проявляет 48% учащихся; средний уровень – 40%; низкий уровень – 12%. Эмоциональное отношение к предмету “химия” изучалось с помощью цветового теста отношений Люшера; полное эмоциональное принятие предмета проявляют 70% учащихся; полное эмоциональное принятие педагога – 90%.
Изучение общей тревожности в учебном заведении, характеристика общего эмоционального состояния ребёнка, связанного с различными формами его включения в жизнь школы, показывает, что ребята чувствуют себя комфортно, без проявления тревожности. Большинство учащихся класса отличаются умением владеть собственным поведением в различных ситуациях, способностью самостоятельно управлять своими действиями; 70% ребят обладает высоким уровнем саморегуляции, их отличает самостоятельность, уверенность в себе. Низкий уровень волевой саморегуляции проявляют лишь 12% учащихся.
б) Характеристика субъекта педагогической деятельности.
Личные наблюдения за поведением учащихся на уроке, индивидуальные занятия, беседы с ребятами и их родителями, постоянные контакты с классным руководителем позволили мне составить следующую характеристику класса: по своему развитию класс условно можно разделить на 3 группы.
I группа:
Ученики с высокими учебными возможностями, проявляющими большой интерес к работе с источниками знаний. Решает оригинальные познавательные задачи, которые приносят им удовлетворение. Дети характеризуются хорошей сформированностью операций: классификация сообщения, аналогия; способны определять ресурсы, необходимые для достижения цели. Способны к использованию исследовательских методов в обучении. Выделяют существенные и несущественные признаки изучаемых явлений, рассматривают изучаемый предмет с разных сторон, используя МПС. Проявляют активность, самостоятельность, целенаправленность в познавательной и социальной деятельности возможна мотивационность избирательного поведения, обусловленная выбором профессии. Имеют большой потенциал к усвоению материала, возможны периодическое контролирование и самоанализ деятельности. Дети имеют прочные знания по данному предмету. Есть способность к абстрактному мышлению; обладают устойчивым концентрированным вниманием, хорошо развиты все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Хорошо развита речь. С большим интересом ребята относятся к творческим заданиям, настойчивы в достижении цели; с удовольствием решают нестандартные задачи и задачи повышенной трудности; умеют выделять причинно-следственные связи.
Для I группы поставлены следующие задачи:
- Развитие творческого подхода к выполнению поставленной цели.
- Развитие логического мышления.
- Повышение и поддерживание интереса к предмету.
- Научиться преодолевать трудности при решении задач.
II группа:
Дети со средними учебными возможностями. Хорошо развиты мышление, осведомлённость, аналогия, классификация, ниже среднего – обобщение. Умеют планировать учебную деятельность в соответствии с её объективной и субъективной значимостью. Используют дополнительные источники знаний, но нуждаются в корректировочной деятельности учителя и периодическом контроле. Порою не хватает трудолюбия, силы воли, терпения, настойчивости в достижении глубоких знаний основ науки. Ошибки исправляют по указке учителя. Развиты наглядно-образная память, но вызывает затруднение умения абстрагироваться. Контролируют своё поведение, адекватно воспринимают замечания учителя. Добросовестно воспроизводят формулировки теорем, определения, свойства, но не всегда способны к операциям сравнения и страдают отсутствием концентрации внимания. Речь чаще всего монологична. Особого интереса к задачам повышенной сложности не проявляют. Задачи решают по аналогии.
Для II группы поставлены следующие задачи:
- Активизировать на уроке мыслительную деятельность.
- Научить выделять признаки, устанавливать причинно-следственные связи.
- Повысить интерес к предмету.
III группа:
Низкий уровень развития; отмечается леность мысли. Дети отвлекаются, на уроках недисциплинированны; не умеют контролировать своё поведение; требуется дополнительный контроль со стороны учителя. Слабо воспринимают учебный материал, не владеют анализом, синтезом. Без учителя работать не могут. Не умеют абстрагироваться, вызывает затруднение анализ нового материала. Плохо развиты память и мышление. Не интересуются дополнительными источниками знаний. Не испытывают интереса к результатам своей деятельности. С этими ребятами трудно вести диалог, речь их затруднена, плохо делают обобщения и выводы. Задачи решают по образцу, с творческими заданиями не справляются. Ребята заторможены, мотивация очень слабая. Учат теоремы, но часто смысла не понимают, поэтому есть затруднения в их применении на практике.
Для III группы поставлены следующие задачи:
- Организовать индивидуальный подход.
- Довести до осознанного уровня понимания учебного материала
- Стараться вызвать интерес к предмету.
- Научить применять формулы при решении простейших задач.
Название урока: “Реакции обмена”
Тема: “Изменения, происходящие с веществами”
Урок 1. Физические явления.
Урок 2, 3. Химические реакции.
Урок 4. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Урок 5. Реакции разложения.
Урок 6. Реакции соединения.
Урок 7. Реакции замещения.
Урок 8. Реакции обмена.
Урок 9, 10. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач.
Урок 11. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к контрольной работе №4.
Урок 12. Контрольная работа №4.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательная.
В результате урока ученики узнают:
- что такое реакция обмена;
- как отличить реакцию обмена от других химических реакций;
- что такое реакции нейтрализации как частный случай реакции обмена;
- условия течения химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле).
Развивающая.
- ученики учатся обобщать и систематизировать знания о типах химических реакций;
- учатся выявлять сущность реакций обмена;
- развивают умение записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена.
Воспитательная.
- ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы;
- убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;
- в процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения алгоритма деятельности.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, групповая работа.
Средства обучения:
- учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;
- дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;
- психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы).
Форма организации работы в классе: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Хронометраж урока:
1. Организационный этап – 1 мин
2. Целеполагание и мотивация – 1 мин
3. Подготовка к основному этапу усвоения учебного
материала – 6 мин
4. Усвоение новых знаний и способов действий – 20
мин
5. Первичная проверка понимания – 5 мин
6. Закрепление и применение полученных знаний – 6
мин
7. Рефлексия – 1 мин
8. Подведение итогов – 3 мин
9. Домашнее задание – 2 мин
Содержание и ход всего урока я заношу в специальную таблицу (Приложение 1), где привожу не только поэтапный разбор, но и психолого-педагогический комментарий для каждого вида деятельности, как учителя, так и учащихся. Это очень удобно, так как перед глазами оказывается полная картина предполагаемых действий учителя и учащихся, причём каждый этап, конечно же, имеет свои конкретные цели, решаемые в данный отрезок урока.
И, конечно, необходимо проанализировать достижения свои и учащихся, а может быть и обговорить недостатки урока в процессе самоанализа урока. Лучше, если вы проведёте несколько типов самоанализа урока, чтобы проанализировать урок как можно более подробно.
Проведение самоанализа позволит вам избежать дальнейших ошибок или усовершенствовать уже использованные приёмы и методы. Давайте рассмотрим несколько примеров самоанализа урока:
1. Самоанализ урока по С. В. Кульневич
Данный самоанализ урока включает в себя 4 составляющих части и является наиболее детальным и всеобъемлющим. Рассмотрим их более подробно:
Педагогический аспект
Урок является составной частью темы, которая завершается контрольной работой. Для урока задана триединая цель, составные части которой логически взаимосвязаны между собой. Тип урока – урок изучения нового материала. В структуре урока выделяется девять этапов, которые логически взаимосвязаны между собой и являются способами достижения заданной на урок цели. Формы организации урока различны, что обеспечивает не только развитие познавательного интереса, но и возможность проявления учащимися всех своих возможностей и навыков. Рационально распределено время на каждый этап урока, что является условием оптимальной работы учащихся и не допускает их перегрузки.. В содержании материала соблюдается принцип оптимального соотношения научности и доступности, а также связи изучаемого материала с ранее изученным. Разнообразные средства обучения являются современными и доступными для учащихся, обеспечивающими отличие предмета химии от других наук. Система оценки знаний построена на самооценке учащимися своих достижений. На уроке наблюдается педагогически грамотная речь учителя, стиль отношений можно охарактеризовать словами “я такой же, как и вы”, “мы равны с вами”. Учащиеся на уроке активны, чувствуется их заинтересованность не только к данному уроку в частности, но и к предмету в целом. Вместе с тем отмечается дисциплинированность учеников, их адекватное поведение на данном уроке.
Методологический аспект
Отмечается правильность, педагогическая точность и правомерность постановки цели урока в блоке уроков данной темы. На каждом этапе поставлена своя цель, достижение которых констатируется в течении урока. Целесообразно проведена проверка домашнего задания, носящая характер проверочной работы. Цели и задачи на урок учащиеся ставят самостоятельно, на различных этапах урока происходит мотивация учащихся к деятельности на уроке. Объект восприятия – новые знания и умения – преподносятся не только учителем, но и добываются учащимися самостоятельно. В ходе урока происходит постоянное развитие и совершенствование умений и навыков учащихся. Присутствуют различные виды оценочной деятельности учащихся, в том числе самооценка. Целесообразно организуется домашняя работа учащихся, являющаяся дифференцированной. Отмечается использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, алгоритмов. Присутствует использование различных методических приёмов, где отмечается их адекватность и обоснованность места их применения, их эффективность. Использование различных организационных форм при обучении активизирует познавательную деятельность учащихся. Информационная ценность для данного класса достаточна. Содержание урока и его отдельных частей логически взаимосвязаны между собой.
Психологический аспект
Отмечается постоянное развитие интереса к уроку с помощью различных средств: стихи, речь учителя и т. д. Использование ТСО увеличивает внимание учащихся к предмету и к уроку в частности. Изложение материала логически грамотно, ярко построенное. Формирование цели урока происходит самими учащимися. Использование дифференцированных заданий, такта учителя отвечает индивидуальным особенностям каждого школьника. Использование ранее накопленного опыта и знаний повышают самооценку учащихся и интерес к уроку. Присутствие установки на запоминание и организация материала на заучивание является положительным моментом динамики урока. Повторение материала и его первичное контролирование происходит в виде компьютерного теста и является базой для формирования и закрепления приёмов мыслительной деятельности. Чувствуется эмоциональное сопереживание учащихся за урок и свои достижения. Использование коллективной работы , работы по аналогии повышают уровень самооценки достижений учащихся на уроке и являются базой для развития чувства соперничества и сопереживание за успехи товарищей.
Физиолого-гигиенический аспект
Все требования, предъявляемые с позиций психо- и физиогигиены соблюдены. Учтена возможность мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Также учтены особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности. В данном классе существуют некоторые рекомендации медиков по отношению к отдельным учащимся, которые полностью соблюдаются (сидеть за первой партой и т.д.) При составлении заданий и их видовом разнообразии учитываются возрастные особенности детей, что является профилактикой дезадаптации учащихся на уроке. Отмечается развитый самоконтроль учащихся за своим состоянием, поведением и умением осуществлять элементарную коррекцию. Помещение класса оптимально освещено, проветривается систематически. Для предупреждения перегрузки школьников уроки распределены по разным дням недели и чередуются с более легкими предметами, что и является основой психогигиенических требований при определении места урока в расписании. В ходе урока неоднократно проверяется психологическое самочувствие учащихся, их удовлетворенность собой и происходящим на уроке.
2. Самоанализ урока (традиционный)
I. Профессиональные качества преподавателя
Отмечается знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом, высокий уровень педагогического мастерства, культура речи, темп, эмоциональность. Обращает на себя внимание степень тактичности и демократичности отношений учителя и учащихся. Внешний вид педагога, мимика и жесты соответствуют предъявляемым требованиям.
II. Характеристика учащихся на занятии
Отмечается высокий уровень активности учащихся, проявление самостоятельности в поисках решения поставленных задач. На уроке виден достаточно высокий уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков. Эффективно работают рабочие группы учащихся. Учащиеся дисциплинированны, а заинтересованность в хороших результатах на уроке прослеживается не только при работе в группах, но и в индивидуальной.
III. Содержание деятельности учащихся и учителя
Новый изучаемый материал является доступным для изучения и научным по содержанию. Тема актуальна для изучения, т.к. большинство изучаемых в дальнейшем тем содержит элементы изучаемого на уроке материала. Объём знаний, предложенный для изучения, оптимален для данного класса.
IV. Способы деятельности учащихся и учителя
Рационально распределено время по этапам урока, эффективно использовано. Оптимален темп, чередование и смена видов деятельности. Целесообразно и эффективно использована наглядность и ТСО. Наличие обратной связи со всеми учащимися в ходе урока увеличивает степень эффективности урока в аспекте достижения его целей. Эффективно, своевременно и разнообразно организован контроль над работой учащихся. Правила охраны труда и техники безопасности соблюдены и преподавателем и учащимися.
V. Результаты проведенного занятия
Задачи урока конкретно, чётко и лаконично были заданы в начале урока учащимися. Задачи заданы реальные, сложные и достижимые одновременно. Высока степень обучающего воздействия проведённого урока на учащихся: они не только познакомились с реакциями обмена, но и уяснили их отличие от других видов химических реакций, а также научились писать уравнения химических реакций обмена. Степень воспитательного и развивающего воздействия на учащихся на высоком уровне: все воспитательные и развивающие цели на уроке были достигнуты.
VI. Обоснованность применения интегрированных знаний
На данном уроке использованы не только знания и умения учащихся обращаться с компьютерами, но, и применены знания из русского языка и литературы. Данный интегрированный урок даёт учащимся представление о взаимосвязи явлений, о взаимопомощи определённых знаний, возможности использования сведений из различных областей науки. Преимущество данного урока заключается в том, что:
– повышению познавательного интереса к
предмету и данному уроку в частности; повышению
мотивации учения;
– возможности более осознанного восприятия
нового изучаемого материала;
– повышению качества знаний учащихся при
изучении данной темы;
– в большей степени, чем обычные уроки.
способствуют развитию речи, формированию умения
сравнивать, обобщать, делать выводы;
– способствуют формированию всесторонне
развитой личности.
8 “А” – класс, где проводился данный
урок;
8 “Б”, 8 “В” – контрольные классы