Тема урока "Знакомство с буквой Б (б). Решение задач на умножение. Прописывание элементов письменных букв Б, Д" (УМК "Школа XXI в.")

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для блока новой учебной деятельности.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Задачи:

  • образовательная: закрепление зрительного образа буквы Б (б); учить читать слоги и слова с буквой Б (б); решать задачи на умножение;
  • развивающая: развитие личности школьника, творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитывающая: воспитывать любовь к животным.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.

Средство обучения:

  • для учителя: музыкальный центр с дисками, числовой ряд, лента букв, печатные буквы Б (б), письменные буквы Б (б), фишки на магнитах, слоги, наборное полотно, картинки с изображением верблюда, карточка с названием животных, карточки МОЛОДЕЦ (25 шт., квадраты (5 шт.), кругов (8 шт.), треугольников (2 шт.)
  • для ученика: фишки, карточка с названием животных.

Ход урока

I. Организационный этап.

  • взаимное приветствие учителя и учащихся;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности.

(звучит лирическая музыка)

- У нас сегодня на уроке ваши воспитатели. Они пришли посмотреть на своих первоклассников. Повернитесь к гостям. Улыбнитесь. Поздоровайтесь. Посмотрите друг на друга. Пожелайте друг другу хорошего настроения. Я вам тоже желаю интересного урока.

III. Актуализация опорных знаний.

  • Сколько букв в русском алфавите? (23,33,43)
  • Какие две буквы звуков не дают? (ь, ъ)
  • На какие две большие группы делятся все буквы и звуки? (гласные и согласные)
  • Почему гласные звуки назвали гласными? (они тянутся, поются, образуют слог, не встречают преград во рту, когда их произносим)
  • Приведите примеры гласных звуков. (а, о, у, и, ы, э)
  • Назовите гласные звуки, которые стоят после мягких согласных. (я,ё,ю,и,е)
  • Назовите гласные звуки, которые стоят после твердых согласных. (а,о,у,ы)
  • Почему согласные звуки называются согласными. (они не тянутся, не поются, не образуют слог, во рту образуется преграда; они мычат, рычат, трещат, шумят ...)
  • Еще на какие группы можно разделить согласные звуки? (твердые, мягкие; звонкие, глухие)

ИГРА «Мягкие и твердые звуки».

(Если услышите твердый звук, то вы твердо стойте, прямо, а если мягкий звук, то вы движением тела покажите, как вы размягчились, растаяли.)

IV. Постановка цели и задач урока.

Определите, какой звук чаще повторяется?

  • Бегемот разинул рот:
  • Булки просит бегемот. (звук [б])
  • Звук [б] какой он? (согласный, парный, звонкий)
  • Озвучьте тему урока. (Буква Б(б). Звуки [б], [б']
  • Чему бы вы хотели сегодня научиться? (ответы детей)

V. Первичное усвоение новых знаний. (учебник «Грамота», с.143)

1. Звукобуквенный анализ слов

  • Что нарисовано на картинке слева? (бант)

(У доски ученик, дети работают по учебнику)

с кр с с
  1. звук [б] – согласный, твердый, беру синюю фишку;
  2. звук [а] – гласный, беру красную фишку;
  3. звук [н] – согласный, твердый, беру синюю фишку;
  4. звук [т] – согласный, твердый, беру синюю фишку;
  • Где находится изучаемый звук?
  • Что нарисовано на картинке справа? (бинт)
з кр с с
  1. звук [б'] – согласный, мягкий, беру зеленую фишку;
  2. звук [и] – гласный, беру красную фишку;
  3. звук [н] – согласный, твердый, беру синюю фишку;
  4. звук [т] – согласный, мягкий, беру синюю фишку
  • Где находится изучаемый звук?
  • Чем похожи эти слова? (у них по 4 буквы, по 4 звука,по 1 гласному звуку, по 1 слогу, по 3 согласных, отвечают на вопрос «что», обозначают неживой предмет, начинаются на букву «Б»)
  • Чем отличаются эти слова друг от друга? (в слове «бант» первый звук [б] – согласный, твердый; в слове «бинт» первый звук [б'] – согласный, мягкий.)
  • Почему первые звуки в этих словах разные, а буквы первые одинаковые?

Вывод: Гласные верхнего ряда придают твердость согласному звуку. Гласные нижнего ряда придают мягкость согласному звуку.

VI. Знакомство с печатной и письменной буквами Б (б). (тетрадь №3, с.33)

  • Посмотрите на первую строчку.
  • Слева написана буква «Б» какая? (печатная)
  • Чем похожи и чем отличаются печатная заглавная и печатная строчная?
  • Из скольких элементов состоит печатная буква «Б»? (3)
  • Между какими линиями пишется печатная заглавная буква «Б»? (между верхней и нижней линией рабочей строки).
  • Напишите 3 раза заглавную печатную букву «Б».
  • А где расположена печатная строчная буква «б»? (между пунктирной и нижней линией рабочей строки)
  • Напишите её столько же раз сколько и заглавную печатную и на 2 больше.
  • Сколько это? (5)
  • В правом верхнем углу написана какая буква? (письменная)
  • Отличаются ли печатные буквы от письменных?
  • Чем? (наклоном)
  • Элементы каких букв увидели в заглавной письменной букве «Б»?
  • А в строчной письменной букве «б»?
  • Восстановите письменную строчную букву «б» на 4 строчке.
  • Сколько раз вы написали букву «б»? (12)
  • Дайте характеристику числу 12. (Приложение 1) (Число 12 – это двузначное число; в нем 1 десяток 2 единицы; предыдущее число 11; последующее 13; слева стоит 11; справа 13; 12 больше 11, но меньше 13; все числа, стоящие левее меньше 12; все числа , стоящие правее больше 12.)

VII. Физминутка. (звучит музыка)

VII. Чтение слогов, слов, составление слов и их чтение (учебник «Грамота», с.143)

(На доске наборное полотно со слогами) (Приложение 2)

ба - бя - Прочитайте слоги.
бо - бё - Прочитайте слоги, в которых буква «Б» обозначает твердый звук [б]
бу - бю - Прочитайте только те слоги, в которых буква «Б» обозначает мягкий звук [б']
бы - би  
бэ - бе  

Игра «Слог потерялся». (на внимание)

(Глаза закрыли. Убираю один слог.)

  • Какой слог потерялся?

Чистоговорки.

бы-бы-бы – на дворе стоят ... (столбы)

ба-ба-ба – из окна торчит ... (труба)

бу-бу-бу – закричали мы в ... (трубу)

с. 143

  • Прочитайте слоги, написанные на первой строчке.
  • Прочитайте слоги второй строчке.
  • Прочитайте слова первого столбика.

ЗУБ – ЗУБЫ

ДУБ – ДУБЫ

  • Когда так говорят?
  • Прочитайте 2 столбик, 3 столбик.
  • Найдите слова в которых 1 слог. (был, бил, зуб, дуб)
  • Как вы догадались? (сколько гласных, столько и слогов)
  • Найдите слова в которых 2 слога. (зубы, дубы, булка, бублик, рыба, юбка, баран, банан, брюки)
  • Найдите слова в которых 3 слога. (береза, яблоко, барабан)
  • Зачитайте слова в которых буква «б» обозначает мягкий согласный звук. (береза, бил)
  • Зачитайте слова в которых буква «б» обозначает твердый согласный звук. (был, булка, бублик, рыба, юбка, баран, банан, брюки, яблоко, барабан)

X. Первичная проверка понимания.

(На доске карточка с названиями животных, на столе у детей подобная карточка)

(Приложение 3)

белка верблюд
баран барсук
зебра бегемот
  • Прочитайте слово в левом верхнем углу. (белка)
  • В правом верхнем углу? (верблюд)
  • Что написано на нижней строке в левом столбце? (зебра)
  • В средней строке в правом столбце? (барсук)
  • Одним словом – это ... (животные)
  • На какие две группы делятся все животные? (дикие и домашние)
  • Назовите домашних животных. (верблюд, баран)
  • А знаете ли вы, что верблюд носит припасы с собой. В горбах верблюда – около 100 кг жира и воды, которые служат ему в пути едой и питьем. Недаром после долгих переходов у верблюда оба горба худеют, что даже свисают набок, как пустые мешки. (показ картинки с изображением верблюда). (Приложение 4)

Задание. Работаем в паре.

  • Одни дети берут синие фишки, другие – зеленые.
  • Обозначьте фишками звуки [б] и [б'] в этих словах на карточках.

Проверка.

XI. Первичное закрепление. (тетрадь №3, с.33)

1. Запись печатными буквами предложения, записанного письменными буквами.

  • Что написано на третьей строчке? (предложение)
  • Как вы догадались?
  • Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)
  • Сколько слов в этом предложении? (3)
  • Прохлопайте
  • Запишите печатными буквами это предложение.

2. Физминутка для глаз.

3. Стр. 34

  • Посчитайте сколько квадратов нарисовано? (5)
  • Нарисуйте на верхней строчке столько же кругов да на 3 больше.
  • Это сколько? (8)
  • Давайте проверим это. (Приложение 5)
  • А теперь нарисуйте на нижней строчке треугольников на 3 меньше, чем квадратов.
  • Сколько треугольников нарисовали? (2)

Продолжите фразу:

Кругов на 3 больше, чем _______________ .

Квадратов на 3 больше, чем ____________ .

А треугольников на 3 меньше, чем ____ или на 6 меньше, чем _______.

Составьте задачу по рисункам и запишите.

  • Сколько кубиков в первой коробке? (4)
  • А сколько кубиков должно быть во второй коробке? (6)
  • Как вы это узнали? (написано на коробке)
  • Обведите замкнутой линией кубики, которые должны быть во второй коробке.
  • Сколько кубиков должно быть в третьей коробке? (6)
  • Как сказать иначе? (столько же сколько и во второй коробке)
  • Обведите замкнутой линией кубики, которые должны быть в третьей коробке. (6)
  • Составьте задачу про вторую и третью коробку
  • Запишите внизу: 6 + 6 = 12
  • А как сложение заменить умножением?
  • Сколько раз 6 повторили? (2)
  • Запишите справа: 6 · 2 = 12
  • Прочитайте последнее выражение: 4 + 6 +6 = ?
  • Что мы узнаем последним действием?
  • Сколько это будет? (16)

XII. Рефлексия.

  • С какой буквой познакомились?
  • А звуки какие бывают?
  • Ваша цель выполнена?
  • Вы у меня молодцы.

(Звучит лирическая музыка. Учитель раздаёт всем карточки с надписью). (Приложение 6)