Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • 1) учить детей осмысливать содержание картины;
  • 2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;
  • 3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
  • 4) развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
  • 5) воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • 1) репродукция картины А. А. Пластова “Первый снег”
  • 2) копии репродукции картины на каждой парте;
  • 3) фонограмма “Времена года” П. И. Чайковского;
  • 4) рисунки учащихся по теме “Зима”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию картины. Урок начинается с прослушивания

фонограммы П. И. Чайковского “Времена года. Ноябрь”.

- Ребята, посмотрите в окно – наступает зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов. Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным). Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт И. С. Никитин:

…В полдень дождь перестал,
И что белый пушок
На осеннюю грязь
Начал падать снежок…

- Каким вы представляете себе первый снег? (Он легкий, воздушный).

- А какое настроение вызывает у вас первый снег? (Чувство радости, праздника, ожидание какого-то чуда).

- Послушайте, что говорил о первом снеге К. Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту”.

- В прошлом году мы с вами уже писали сочинение на тему “Первый снег”, а при подготовке к этому уроку нарисовали рисунки. Давайте их рассмотрим. (Рисунки находятся на доске).

- Что вы изобразили в своих работах? (Снег покрыл все дома, улицы, деревья. Дети выбежали на улицу лепить из первого снежка снеговика).

- Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, художники с помощью кисти и красок (в том числе и ребята, выполнившие эти работы), а композиторы с помощью музыки. В начале урока мы услышали отрывок из альбома великого русского композитора П. И. Чайковского “Времена года”, который называется “Ноябрь”.

3. Беседа по содержанию картины, выявление изобразительных средств. Речевая и орфографическая подготовка.

- Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине Аркадия Александровича Пластова, которую он написал в 1946 году. Подготовка к такому сочинению требует большой устной работы и вашей активности на уроке. Внимательно рассмотрите картину. (Копии репродукции находятся на столах у детей, большая репродукция – на доске).

- Как бы вы назвали ее? (“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”, “Первый зимний месяц”, “Русская зима”, “Первый снег”).

-Автор назвал свое произведение “Первый снег”. Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).

- Как вы думаете, почему это именно начало зимы? (Местами видна голая земля, нет сугробов).

- Какое время суток изображено? (Утро, снег выпал ночью).

- Обратите внимание на фон картины. Какой он: темный или светлый? (В картине преобладают светлые тона: розовый, белый, бледно-голубой, серый, лиловый).

- А какой цвет здесь главный? (Главный цвет – розовый. Он дает нам ощущение праздника).

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Картина вызывает чувство радости, счастья).

- Давайте попробуем описать снег. Для этого нам необходимо подобрать эпитеты. Что такое эпитеты? (Красочные прилагательные).

- Запишите в тетради слово “снег”. Один ученик будет работать на доске:

Снег пушистый, белый, мохнатый, блестящий, колючий, крупный, липкий. (Подбираются проверочные слова, выделяются орфограммы).

- Вспомните, что такое синонимы. (Это слова, близкие по значению).

- Подберите синонимы к слову “падает”. Запишем их в тетради:

Снег падает, кружится, метет, покрывает землю ковром.

4.Проведение физминутки.

5. Продолжение работы над сочинением.

-Кто изображен на переднем плане? (Мальчик и девочка, вероятно, это брат и сестра).

- Во что одета девочка? (Она в домашнем платье, на голову наброшен платок, на ногах валенки не по размеру, видно, что она одевалась второпях).

- Как одет мальчик? (Он одет в пальто, шапку-ушанку и валенки).

- Как вы думаете, почему мальчик одет по-зимнему, а сестра выбежала на крыльцо раздетой? (Вероятно, мальчик вышел на прогулку, увидел первый снег, укрывший землю и позвал сестру. Она не успела одеться).

- Как вы думаете, что почувствовали дети, увидев первый снег? (Дети в восторге, они рады снегу).

-Куда смотрят дети? (Они смотрят вверх, на небо, откуда сыплется снег).

2 ученик делает запись на доске:

Девочка не_успела одеться, накинула на голову теплый платок, выбежала в легком платье, ноги сунула в валенки, смотрит на падающий снег, закинула голову вверх.

Мальчик одет тепло: в пальто, валенки, шапку-ушанку.

3 ученик пишет на доске:

На лицах у детей чувство восторга и удивление. Глаза блестят от радости. Ребята радуются первому снегу.

- Что еще изобразил художник на переднем плане? (Около дома в палисаднике растет большая старая береза. Также художник изобразил ворону).

- Как вы думаете, что переживает ворона? (Она тоже рада первому снегу, хочет его попробовать).

- Как вы думаете, почему Пластов изобразил не всю березу, а только ее часть? (Наверное, художник хотел показать, что главное в картине – дети, их радостное настроение).

4 ученик выполняет запись на доске:

Береза старая, раскидистая, стала пушистой и красивой.

Ворона спокойно и важно шагает по_снегу.

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

6. Составление плана.

- Вспомните, из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение).

- Как можно озаглавить первую часть?

1). Картина А. Пластова “Первый снег”.

- О чем мы будем писать в основной части?

2) Первый день зимы.

3) Радость детей.

4) Цвет и настроение картины.

- Как можно озаглавить заключительную часть?

5). Мое восприятие картины.

- В своих сочинениях вы можете использовать эпиграфы. Посмотрите на доску:

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

Или:

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

- Дома вы тоже готовили эпиграфы. Давайте их послушаем.

7. Составление устного рассказа по картине.

- Давайте попробуем устно составить рассказ по картине. С каких слов его надо начать? (Передо мной картина А. А. Пластова “Первый снег”).

8. Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?

- На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по этой картине.