Цели:
- 1) учить детей осмысливать содержание картины;
- 2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;
- 3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
- 4) развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
- 5) воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- 1) репродукция картины А. А. Пластова “Первый снег”
- 2) копии репродукции картины на каждой парте;
- 3) фонограмма “Времена года” П. И. Чайковского;
- 4) рисунки учащихся по теме “Зима”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию картины. Урок начинается с прослушивания
фонограммы П. И. Чайковского “Времена года. Ноябрь”.
- Ребята, посмотрите в окно – наступает зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов. Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным). Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт И. С. Никитин:
…В полдень дождь перестал,
И что белый пушок
На осеннюю грязь
Начал падать снежок…
- Каким вы представляете себе первый снег? (Он легкий, воздушный).
- А какое настроение вызывает у вас первый снег? (Чувство радости, праздника, ожидание какого-то чуда).
- Послушайте, что говорил о первом снеге К. Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту”.
- В прошлом году мы с вами уже писали сочинение на тему “Первый снег”, а при подготовке к этому уроку нарисовали рисунки. Давайте их рассмотрим. (Рисунки находятся на доске).
- Что вы изобразили в своих работах? (Снег покрыл все дома, улицы, деревья. Дети выбежали на улицу лепить из первого снежка снеговика).
- Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, художники с помощью кисти и красок (в том числе и ребята, выполнившие эти работы), а композиторы с помощью музыки. В начале урока мы услышали отрывок из альбома великого русского композитора П. И. Чайковского “Времена года”, который называется “Ноябрь”.
3. Беседа по содержанию картины, выявление изобразительных средств. Речевая и орфографическая подготовка.
- Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине Аркадия Александровича Пластова, которую он написал в 1946 году. Подготовка к такому сочинению требует большой устной работы и вашей активности на уроке. Внимательно рассмотрите картину. (Копии репродукции находятся на столах у детей, большая репродукция – на доске).
- Как бы вы назвали ее? (“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”, “Первый зимний месяц”, “Русская зима”, “Первый снег”).
-Автор назвал свое произведение “Первый снег”. Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).
- Как вы думаете, почему это именно начало зимы? (Местами видна голая земля, нет сугробов).
- Какое время суток изображено? (Утро, снег выпал ночью).
- Обратите внимание на фон картины. Какой он: темный или светлый? (В картине преобладают светлые тона: розовый, белый, бледно-голубой, серый, лиловый).
- А какой цвет здесь главный? (Главный цвет – розовый. Он дает нам ощущение праздника).
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Картина вызывает чувство радости, счастья).
- Давайте попробуем описать снег. Для этого нам необходимо подобрать эпитеты. Что такое эпитеты? (Красочные прилагательные).
- Запишите в тетради слово “снег”. Один ученик будет работать на доске:
Снег пушистый, белый, мохнатый, блестящий, колючий, крупный, липкий. (Подбираются проверочные слова, выделяются орфограммы).
- Вспомните, что такое синонимы. (Это слова, близкие по значению).
- Подберите синонимы к слову “падает”. Запишем их в тетради:
Снег падает, кружится, метет, покрывает землю ковром.
4.Проведение физминутки.
5. Продолжение работы над сочинением.
-Кто изображен на переднем плане? (Мальчик и девочка, вероятно, это брат и сестра).
- Во что одета девочка? (Она в домашнем платье, на голову наброшен платок, на ногах валенки не по размеру, видно, что она одевалась второпях).
- Как одет мальчик? (Он одет в пальто, шапку-ушанку и валенки).
- Как вы думаете, почему мальчик одет по-зимнему, а сестра выбежала на крыльцо раздетой? (Вероятно, мальчик вышел на прогулку, увидел первый снег, укрывший землю и позвал сестру. Она не успела одеться).
- Как вы думаете, что почувствовали дети, увидев первый снег? (Дети в восторге, они рады снегу).
-Куда смотрят дети? (Они смотрят вверх, на небо, откуда сыплется снег).
2 ученик делает запись на доске:
Девочка не_успела одеться, накинула на голову теплый платок, выбежала в легком платье, ноги сунула в валенки, смотрит на падающий снег, закинула голову вверх.
Мальчик одет тепло: в пальто, валенки, шапку-ушанку.
3 ученик пишет на доске:
На лицах у детей чувство восторга и удивление. Глаза блестят от радости. Ребята радуются первому снегу.
- Что еще изобразил художник на переднем плане? (Около дома в палисаднике растет большая старая береза. Также художник изобразил ворону).
- Как вы думаете, что переживает ворона? (Она тоже рада первому снегу, хочет его попробовать).
- Как вы думаете, почему Пластов изобразил не всю березу, а только ее часть? (Наверное, художник хотел показать, что главное в картине – дети, их радостное настроение).
4 ученик выполняет запись на доске:
Береза старая, раскидистая, стала пушистой и красивой.
Ворона спокойно и важно шагает по_снегу.
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
6. Составление плана.
- Вспомните, из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение).
- Как можно озаглавить первую часть?
1). Картина А. Пластова “Первый снег”.
- О чем мы будем писать в основной части?
2) Первый день зимы.
3) Радость детей.
4) Цвет и настроение картины.
- Как можно озаглавить заключительную часть?
5). Мое восприятие картины.
- В своих сочинениях вы можете использовать эпиграфы. Посмотрите на доску:
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
Или:
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
- Дома вы тоже готовили эпиграфы. Давайте их послушаем.
7. Составление устного рассказа по картине.
- Давайте попробуем устно составить рассказ по картине. С каких слов его надо начать? (Передо мной картина А. А. Пластова “Первый снег”).
8. Итог урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?
- На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по этой картине.