Цель: Воспитание любви к РОДИНЕ.
Задачи:
- Дать общее понятие словам «род», «родные», « Родина», рассмотреть исторический аспект данных понятий, с учетом возрастных особенностей.
- Дать понятие значимости семьи для всех её членов, в течение всей жизни.
- Развивать память, речь учащихся, расширять кругозор.
- Прививать чувство любви к своей Родине, воспитывать уважение к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование: Выставка книг о Родине, набор иллюстраций по теме классного часа, фонохрестоматия, пословицы на плакате, родословные деревья, выполненные учащимися, русская березка с листочками - плакат для рефлексии, оборудование для игры «Знаете ли вы Россию?»
Ход классного часа.
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой.
Посмотрите на доску.
- Какие слова вы там видите? («род», «родные», « Родина»)
-Что общего в этих словах?
Вот сегодня мы с вами выясним, как связаны эти слова, что в них общего и чем они отличаются. Будем говорить о любви к Родине, к своим близким людям, а в конце мероприятия вы мне скажите, что связывает эти слова.
3. Работа по теме классного часа.
I-й этап.
К нам пришла сказительница ( героиня , наряженная в старинный русский костюм), послушаем , что она нам расскажет.
« Давным – давно жили люди не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники, но жили они на том месте, где мы с вами живем. Жили- были добрые молодцы- могучие богатыри русские и девицы- красавицы русские. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть жили они дружно все рядом да ладом, по принципу «один за всех и все за одного»- вот и называли в старину людей, которые жили рядом и были близкими по крови, имели общих предков - родом»
Слово « род», ребята, имеет несколько понятий, одно из них самое вам понятное- это общность людей, происходящих от общих предков. Место, где жил данный род, где родились представители данного рода, называлось родным или Родиной.
- Кто- то знает из вас ребята, как называли наш род в старину, а сейчас?
Да, действительно, мы русские, а вот в старину нас называли русичами или росами и были у нас братья славяне, в ту далекую пору наше государство называлось Киевская Русь, столица находилась в Киеве, все это вам знакомо по мультипликационным фильмам последних лет « Алеша Попович и Тугарин- Змей» и другим.
-Кто был царем, князем в те давние времена?
Кто помнит из недавно прочитанного рассказа, почему Русь, называлась Русью? (Жил народ со светлыми волосами, Дословно «Светлое место».)
В конце 11 века появилось новая столица у русского государства - город Москва, который основал князь Юрий Долгорукий, а впервые упоминается государство Россия при царе Иване 3, в те времена наряду с Россией употреблялись и старые названия Русь, Русская земля.
-Послушайте стихотворение об этом.
Чтение стихотворения Тахировой Алиной.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный сильный наш народ.
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
-Наша родина Россия , большая великая страна. Долины и горы, леса и степи ,реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные- это наша страна, наша Родина. Вот как сказал про Россию К. Д. Ушинский: « Отечеством мы зовем Россию потому, что жили испокон веку в ней отцы и деды наши. Родиной зовем мы её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и всё для нас родно. Матерью - потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать - одна у него Родина»
- Понравились ли вам эти слова? Чем?
Народ слагал пословицы о своей Родине? Работа с пословицами.
« Всякому мила родная сторона. Родина- мать, чужая сторона мачеха. Человек без Родины, что соловей без песни. За Родину- мать не страшно умирать»
Чтение пословиц. Обсуждение смысла. Какая из пословиц больше понравилась , почему?
Работа с пейзажными иллюстрациями. ( Рассматривание подборки настенных календарей, заостряется внимание на то, что в пейзажах часто встречается образ русской берёзы, идет обсуждение, через поставленные вопросы.)
Работа с выставкой книг.
Чтение стихотворения «Наша Родина» Карановым Владом».
Для нас сады весною зацветают и нашим нивам не видать конца,
И шумным говором наш слух ласкают кудрявые, зеленые леса.
В колодцах наших, реках и озёрах прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах пасутся наши тучные стада.
Поля бескрайние как море, и горы в шапках снеговых,
Разливы рек в степном просторе, листва берёзок молодых…
Здесь людям радостно живется, здесь славен мирный труд людей.
Всё это Родиной зовётся: великой Родиной моей.
Посмотрите и в стихотворении есть упоминание о берёзках - это не случайно, берёзку милую, родную издавна считают символом России. Россия и берёза два неразделимых понятия. Рубцов писал « Русь моя, люблю твои берёзы.
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз»
Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмешает столько понятий и сравнений. Всматриваясь в берёзовый лес, вспоминаешь трудовые мозолистые руки наших людей, молодые берёзки напоминают девочек, стройных с гибкой талией. О берёзах слагают песни, их любят, ими восхищаются.
Хоровод « Во поле берёзка стояла»
Игра « Знаете ли вы Россию?» ( задания на карточках тестового характера)
1. Столица первого русского государства?
- МОСКВА
- КИЕВ
- ПИТЕРБУРГ
2. Древнерусское сооружение?
- СОБОР
- МЕЧЕТЬ
- КРЕМЛЬ
3. Жилой дом русского народа?
- ХАТА
- ИЗБА
- ЮРТА
4. Праздник проводов русской зимы?
- РОЖДЕСТВО
- МАСЛЕНИЦА
- КРЕЩЕНИЕ
5. Предметы одежды русских женщин?
- ЧАЛМА
- САРАФАН
- КИМАНО
II-й этап.
В ходе занятия мы, так или иначе, обращаемся к словам связанным с корнем «род» и сейчас пришло время поговорить о наших самых родных и близких людях- родственниках. В малом энциклопедическом словаре так объясняется значение слова « родство»- ряд лиц происходящих от одного общего родоначальника. На доске представлены ваши родословные в виде родословных деревьев.
Рассказ учащимися своих родословных, как правило, начинающихся с бабушек и дедушек.
Хорошо, ребята, кто знает свои корни глубоко, а вот у многих родословная начиналась с бабушки или и дедушек.
Послушаем стихотворение, которое прочитает Маренкова Алена.
У мамы - работа, у папы- работа.
У них для меня остается суббота.
А бабушка дома всегда, она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит: да ты не спеши,
Что там стряслось, у тебя расскажи
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит, перебирает.
Нам хорошо - вот так вдвоем
Без бабушки, какой же дом?
Да, ребята, если в доме бабушка, то всем живется легче и детям, и их родителям.
Кто еще близкий и родной для вас человек.
Чтение стихотворения «Руки мамины». Исполнение песни о маме. Просмотр презентации.
Очень хорошо, когда есть родные и когда их много, все они любят просто за то, что вы есть, за то, что вы такие и эта любовь будет согревать вас долгие годы.
Послушайте стихотворение Берестова, которое прочитает Бахтин Рома.
Любили тебя без особых причин,
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
«Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений каждого» М. Аврелий.
В семье бывает всякое, теперь давайте посмотрим на себя со стороны. Сценки- шаржи.
Мы, дети понимаем, что бываем, не правы и поэтому исполняем сатирические частушки про себя и постараемся так не поступать впредь.
4. Итог.
Что вы узнали нового с классного часа?
Что такое РОДИНА? РОД? Кто такие РОДНЫЕ?
Как нужно относиться к родным и близким людям? Как относиться к своей Родине?
5. Рефлексия
Что изображено на доске? (берёза.) Если вам понравилось мероприятие возьмите листик и прикрепите его на березку.