Цель: уточнение знаний о трёх функциях мягкого знака; Ь – показатель женского рода имён существительных.
Задачи:
1) формировать умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.
2) развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение, эстетический вкус.
3) воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к русскому языку.
Оборудование:
учебник «Русский язык 3», схемы - опоры по теме, слова для грамматической разминки, карточки с упражнениями для закрепления, кроссворд, карточки – опоры для слабоуспевающих учащихся, карточки для работы в группах, слова – опоры для письма по памяти, елочка, новогодние игрушки, сделанные учащимися.
Ход урока.
1. Психологический настрой.
За окном снежок идёт
Скоро праздник… Новый год.
Осталось меньше месяца до наступления самого любимого праздника детворы – Нового года.
А какой же Новый год без ёлки? Вот и к нам на урок пришла лесная красавица – ёлка. Но она не украшена. От того, как вы будете работать на уроке будет зависеть, станет ли лесная красавица по-новогоднему нарядной. Вы хотите, чтобы елка стала нарядной? Для этого вам надо слушать внимательно, работать старательно, ведь мы будем работать над очень интересной и важной темой.
2. Повторение ранее изученного.
1) Грамматическая разминка (показываю слова 20 секунд)
Шланг
Жизнь
Чтение
Щит
Вопросы:
- Назовите слова, которые относятся к м. р.?
- К какому склонению относится последнее слово?
- Назовите слово ж. р.
- К какому склонению оно относится?
- Поставьте данное слово в предложный падеж
- Назовите сущ, которое имеет только форму ед.ч
- К какому склонению оно относится?
- Слово, где звуков меньше, чем букв.
- Какой частью речи являются слова?
- Подобрать подходящие по смыслу прилагательные
- Назовите по порядку первые буквы в словах.
2) Минутка чистописания.
ш ж ч щ
- Какие звуки они обозначают? [ш], [щ],[ч],[ж]
- Почему их называют шипящими?
- Какие орфограммы связаны с этими буквами?
Ши жи ча чу ща щу чк чн
3) Словарная работа (комментирование)
Медведь, соловьи, тетрадь, картофель, сирень, воробьи, морковь.
- Что общего у этих слов? (во всех словах есть Ь)
- Какую работу выполняет в них Ь? (является показателем мягкости, разделительным ь)
Хотя Ь и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.
Сегодня на уроке мы узнаем, какую ещё роль играет буква Ь в русском языке.
3. Изучение нового материала.
1) На доске: Нож, рожь, камыш, врач, ночь, вещь, глушь, плащ.
- Слова какой части речи записаны?
- На какие две равные группы можно разделить эти слова? ( м.р., ж. р.)
Учитель у доски, дети работают в тетрадях, помогая учителю.
М. р. | Ж.р. |
Нож | рожь |
камыш | ночь |
врач | вещь |
плащ | глушь |
- Какие буквы, обозначающие звуки, написаны в конце существительных женского и мужского рода? (шипящие – ж, ш, щ, ч)
Учитель подчёркивает их.
- В конце сущ. какого рода пишется Ь?
- На конце сущ. какого рода Ь не пишется?
- Является ли Ь в данном случае разделительным? Показателем мягкости? (нет)
- Какова же работа Ь в этих словах? (Он указывает на род сущ. есть Ь после шипящего – ж. р. Нет – м. р.)
Сформулируйте правило о правописании Ь на конце сущ. после шипящих. Схемы – опоры.
2) Работа по учебнику. С. 106 – 107
Давайте сравним правило в учебнике с тем, что выяснили мы.
Чтение правила в учебнике с. 106
4. Закрепление изученного.
1) Работа с распечаткой:
Спиши, раскрывая скобки и заменяя сущ. множ. числа сущ. ед. числа. Обозначь род сущ.
Острый (ножи), горячая (печи), хороший (врачи), летучая (мыши), душистый (ландыши).
Дети работают в тетрадях, один у доски.
2) Повторение правила.
Физкультминутка. (тематическая)
-Запомните имена сущ. с шипящими на конце.
Как засветит солнца луч,
Радуйся, малыш.
А когда наступит ночь,
Спать скорей ложись.
- В каком слове пишется Ь после шипящих? не пишется?
5. Закрепление изученного.
1) Письмо по памяти.
- Прочитайте стихотворение. (текст физкультминутки).
- Сколько в нем строк? Смысл каких слов вам непонятен?
- Сколько слов в первой строке? Во второй? В третьей? В четвёртой?
- Разберём орфограммы в первой строке. И т. д. какие знаки препинания встречаются в первой строке? Во второй? В третьей? В четвёртой?
На доске: (слабым детям даётся карточка с большим количеством слов-подсказок)
Как засветит ____ ____,
I____, _______.
А когда наступит _____,
I______ ______ ______.
- Рассказать стихотворение наизусть.
- Повторить стихотворение про себя.
Письмо по памяти. Самопроверка.
Проверка.
-Кто написал без ошибок? (5)
- Кто допустил 1 – 2 ошибки? (4)
- Кто допустил 3 – 4 ошибки? (3)
- Что написал …? (опрос 2 – 3 учеников)
2) Повторение правила.
3) Работа в группах. (4 группы)
Вставьте, там, где нужно, после шипящих Ь, определите род существительных. С одним из слов придумайте предложение, запишите.
1 группа.
Шалаш…, вещ…, трубач…, лож…, реч…, молодёж….
2 группа.
Печ…, багаж…, доч…, ключ…, калач…, скрипач….
3 группа.
Ноч…, борщ…, ландыш…, морж…, брош…, рож….
4 группа.
Карандаш…, мяч…, мыш…, врач…, помощ…, ёж….
4) Проверка.
5) Обобщение.
- Когда после шипящих у сущ. пишется Ь?
6. Домашнее задание: с. 108 упр. 360, правило на с. 106.
7. Итог урока.
- Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?
8. Оценивание.
-Сегодня на уроке очень хорошо работали……., этим ребятам предоставляется право первым повесить елочные игрушки, которые мы сделали на уроке труда, на ёлку. Посмотрите, какой нарядной стала наша ёлочка. Молодцы!