Цель: Развитие познавательной активности
Задачи:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Активизировать словарный запас словами со звуком [ш].
- КОРРЕКЦИОННАЯ: Развивать фонематический слух; речь.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Развивать коммуникативные качества (умение общаться друг с другом, в группе).
Организационный момент
Сегодня на занятии у нас гости.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Психологический настрой. (Дети стоят в круге. Логопед произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их вслух.)
Расскажем о себе:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Все у нас получится!
Повторение
- Назовите предметы у меня на столе.
- Как одним словом их можно назвать? (игрушки)
- Зачем нужны игрушки?
- Как нужно себя вести, чтобы играть было интересно? (быть внимательным, быть вежливым, слушать друг друга, не ссориться)
ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА ПАРТЫ
Мышка, лягушка, мишка, машинка, петушок, кошка.
- Какой одинаковый звук в словах? (звук [ ш ])
- Расскажите о нем. (Согласный, глухой, твердый)
- Может, кто-то догадался, что мы будем делать на занятии? (играть, говорить о звуке [ ш ])
- Молодцы! Вы все правильно сказали.
Будем слушать звуки внимательно
И произносить старательно!
Будем учиться говорить правильно, будем играть.
- Чтобы говорить правильно, подготовим артикуляционный аппарат.
Выполним следующие упражнения:
Упражнения для губ:
- “улыбка”
- “трубочка”
- чередование: “улыбка” и “трубочка”
Упражнения для языка:
- положить широкий язык на нижнюю губу;
- поднять широкий язык на верхнюю губу;
- чередование широкого – узкого языка;
- “маятник” (узкий язык влево – вправо);
- “вкусное варенье” (облизать кончиком языка верхнюю губу, затем нижнюю губу).
Развитие фонематического слуха.
- Сейчас мы узнаем, у кого из вас “чуткое ухо”.
- Поймайте звук [ ш ], если услышите его в слоге.
- Приготовили правую руку.
СА ШО ЖУ ШИ ШУ ША СЫ ЩА ЩУ ЧИ ША ЖИ
Итог:
- Кто “поймал” все звуки?
- Значит, у вас “чуткое ухо”.
- Поблагодарим свои ушки за работу:
- погладим их (поглаживание вдоль ушной раковины)
- легонько потянем за края свои уши в стороны, начинать с верхнего края уха и идти вниз до мочки.
- Мы знаем, у кого “чуткое ухо”.
Сейчас проверим, у кого “зоркий глаз”, т.е. такой глаз, который все замечает.
- Поиграем в “Лото”.
- Выбери из картинок такие, в которых встречается звук [ ш ].
- Закрой эту картинку желтой фишкой.
- (Проверка) В каких словах вы отыскали звук [ ш ] ?
Итог:
- “Зоркие глаза” помогли и в этой игре.
- Кирилл выполнил задание быстрее всех.
- Он у нас будет водящим в следующей игре.
ВСТАЕМ В КРУГ. КИРИЛЛ – В ЦЕНТРЕ КРУГА, ОН ВОДЯЩИЙ.
(Ребята проделывают движения, которые показывает им водящий.)
Сидит зайка на пригорке
Он ушами шевелит.
Сидит зайка на пригорке,
Он ушами шевелит.
Это зайчик.
- Назовите слова со звуком [ ш ].
Следующая игра “Я знаю”.
- Вы должны запомнить слова этой игры.
- Я повторяю их только один раз:
Я знаю пять слов со звуком [ ш ]
Кошка – раз,
Шутка – два,
Шишка – три,
Подушка – четыре,
Вишня – пять. (сыграть 2 раза)
- В эту игру будем еще играть, поэтому слова выучат все.
Итог: Поаплодируем себе за то, что мы дружно играли.
Всем детям нравятся игры, игрушки.
- Построим звуковой домик для слова игрушки.
(Проводится звуковой анализ слова)
- Возьмите по одной игрушке.
- Расскажите, какая она.
- Вы можете подойти к кому-то из гостей и рассказать им.
(Например: У меня – петушок. Он резиновый. У петушка красный гребень и яркий хвост).
Следующая игра “Угадайка”.
- Угадайте, какое предложение я записала.
Доска: —— —— ——.
(Например: Мы дружно играли.)
Рефлексия
- Что ты делал на занятии с удовольствием?
- Проводится конкурс “Знатоков”. Знатоки – это те, которые много знают.
- Кто больше назовет слов со звуком [ ш ] ? (Раздаются жетоны).
- Попросим гостей подвести итоги.
ПОРТРЕТ ГРУППЫ:
КЛАСС – 1 “б” (VII вида)
В ГРУППЕ: 4 мальчика, 1 девочка.
КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ:
- кинестетический – 3
- аудиальный – 2
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ – 4
3 ГРУППА ЗДОРОВЬЯ - 3
У детей слабая познавательная потребность.
Школьная мотивация не сформирована (положительно относятся к школе, но преобладает игровая направленность).