Открытый урок по теме "Задачи на увеличение числа на несколько единиц с двумя множествами предметов", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Приобретение учащимися опыта в установлении связей между искомым и данными в задачах на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме с двумя множествами предметов.
  2. Закреплять умение прибавлять и вычитать 1, 2, 3.
  3. Закреплять знание состава чисел.
  4. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому материалу; умение сотрудничать.
  5. Развивать логическое мышление, внимание, умение сравнивать.

Оборудование: картинки с изображением солнышек, гномиков; кубики с числами и буквами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Тут примеры и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

На доске:

– К нам на урок заглянуло солнышко. Какое вам больше нравиться? Рада, что у вас очень хороший настрой на работу.

II. Работа над пройденным материалом.

1. Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10.

– Сегодня мы отправимся в страну, где живут маленькие человечки. (На доске кубики с числами и буквами)

– Посмотрите на доску. Выберите кубики, посчитав от 1 до 9 через одно число. Поставив выбранные кубики в порядке увеличения, вы узнаете, кто живёт в этой стране.

– Давайте прочитаем. (Гномы.)

(Показ картинки с изображением гнома.)

2. Математический диктант.

– Этот гномик встретил вас первым. Что бы вы у него спросили? (Как тебя зовут?) Отгадав, кроссворд вы узнаете его имя.

1) Как называется текст, в котором есть условие, вопрос, решение и ответ? (Задача)

2) Уменьшите 3 на 1.

3) Какое число надо прибавить к 5, чтобы получить 6?

4) Какой знак нужно поставить, вместо * в выражении: 5+3 * 8?

5) Число, которое называют при счёте после 3.

6) Найдите лишнюю геометрическую фигуру:

7) На сколько надо увеличить 4, чтобы получить 7?

8) Какой знак надо поставить в равенство: 7 *2 = 5?

– Как зовут этого гнома, прочитайте?

– Как вы думаете, чему вас будет учить на уроке гном Задачкин?

Правильно, сегодня мы будем учиться решать новые задачи.

3. Повторение таблиц сложения и вычитания 1, 2, 3. Логическая задача.

– У Задачкина есть друзья. Это гномы: Умник, Прибавлялкин и Вычиталкин. Определите, как зовут каждого гномика, если Вычиталкин выше Прибавлялкина, а Умник ниже Прибавлялкина.

– Гномики приготовили вам свои любимые задания и игры.

Игра “Поиграй с Умником”

(На доске примеры с рисунками гномиков.)

– Как вы думаете, какие примеры любит решать Прибавлялкин, а какие – Вычиталкин?

– Гномик умник любит решать все примеры. Кто хочет ему помочь? А все остальные ребята приготовьте карточки с цифрами. (Вызываю ученика, который становится лицом к доске.)

– Я показываю карточкой номер примера, а вы показываете карточку с ответом. По моей команде ответ называете хором. Стоящий у доски ученик должен сказать, какой пример решён и соединить его с ответом. (Один ученик решает примеры на сложение, а другой – на вычитание.)

III. Работа над новым материалом.

1. Практическая работа.

– Гномик Задачкин предлагает выполнить несколько заданий.

  • На наборное полотно нужно поставить на верхнюю полочку 3 зайчика, а на нижнюю – столько же белочек.
  • Сколько ещё надо поставить белочек, чтобы их стало на 2 больше?
  • Кого теперь стало больше: зайчиков или белочек?

2. Упражнения с индивидуальным счётным материалом.

– А теперь поработаем в парах. Положите 4 кружка, а под ними столько же квадратиков. Подумайте вместе, сколько ещё надо положить квадратиков, чтобы их стало на 2 больше? Положите. Чего теперь больше: кружков или квадратиков? На сколько больше?

– Какой можем сделать вывод?

3. Работа с учебником.

– Откройте учебники на стр. 75.

№ 1. Рассмотрите верхний рисунок.

– Сколько чашек в верхнем ряду?

– На сколько блюдец больше, чем чашек?

– Как узнать, сколько всего блюдец? Проверьте по рисунку, правильно ли мы узнали, сколько всего блюдец. Посчитайте их.

№ 2. Рассмотрите левый рисунок с кружками.

– Сколько синих кружков в верхнем ряду?

– В нижнем ряду красных кружков столько же сколько синих. Сколько красных кружков?

– Теперь рассмотрите правый рисунок. В верхнем ряду нарисовано… . А в нижнем ряду нарисованы красные кружки, их на 2 больше, чем синих.

– Что значит на 2 больше?

– Как узнать, сколько красных кружков на рисунке?

IV. Физкультминутка.

Жил был маленький гном
С большим колпаком.
Он был путешественник Гном.
На лягушке он скакал: прыг-скок, прыг-скок.
И на стрекозе летал: У! Высоко!
По ручью плыл в чайной чашке
Буль-буль-буль.
Топал он на черепашке
И протопав все тропинки
Он качался в паутинке: баю-бай.

– Сядем тихо, чтобы не разбудить гномика.

V. Закрепление.

– А сейчас гномик Задачкин хочет посмотреть, как вы внимательно его слушали, и предлагает решить задачу.

“Белоснежка испекла для гномиков 4 кекса, а порожных на 3 больше. Сколько пирожных испекла Белоснежка для гномов?”

– Сделаем к задаче схему. Обозначим кексы кружочками.

– Что нам известно о кексах?

– Что сказано о пирожных? Что значит на 3 больше? Обозначим пирожные квадратами.

– Как узнать, сколько пирожных испекла Белоснежка? Запишем решение и ответ.

– А теперь покажем, как мы умеем считать.

№ 3. Используя рисунок и верхний пример, решите устно пример на вычитание.

№ 4. Игра “Заселяем домики”.

– Гномики живут в этих домиках, давайте посмотрим, в каких квартирах.

VI. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу. Пора прощаться с гномиками. Они вам понравились?

– А чему они вас сегодня учили?

– Посмотрите на солнышко, какое вы выберите?

– Я выбираю улыбающееся солнышко, потому что мне было очень приятно и интересно с вами работать весь урок.