Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
- Установить положительный эмоциональный настрой в группе.
- Способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения, сплочению детской группы.
- Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.
- Развивать координацию движений. Умение взаимодействовать в паре.
- Помочь детям осознавать и преодолевать страх, используя ахроматические цвета.
- Закреплять знания основных и дополнительных цветов, холодную и теплую цветовую гамму, знания цветов спектра , последовательность и их расположения в радуге.
Материалы и оборудование:
ткань для драпировки пещеры и полянки, воздушные шары черного цвета, компас, ленты по метру длинной (цвета спектра), вырезанные капельки из белой и синей ленты, большой карандаш- указка, нарисованные и вырезанные фиалки, несколько солнышек из прозрачной пленки желтого и красного цветов, сундучок, картинки “Что не так изображено”, веревка, игрушка – грустный Ослик, вода в стаканах, жидкая акварель в чашечках, пипетки, альбомные листы, восковые мелки по цвету радуги, магнитофон, СD с музыкой разного настроения.
Ход занятия:
Ритуал приветствия:
Психолог:
Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся необычным способом. Я буду вас спрашивать, а вы будете отвечать жестами.
- Как живешь? (вот так)
- А плывешь? (вот так)
- А бежишь? (вот так)
- Вдаль глядишь? (вот так)
- Ждешь обед? (вот так)
- Машешь вслед? (вот так)
- Утром спишь? (вот так)
- А шалишь? (вот так)
Психолог:
Я понимаю, как вы себя чувствуете, и предлагаю отправиться в путешествие, в страну Эмоций. Согласны? (ответы детей) Но чтобы отправиться в путешествие, ведь оно может быть трудным и опасным, нам нужно взять с собой самые необходимые вещи. Скажите, что нам может понадобиться в пути? (ответы детей)
Педагог по изо:
Ребята, вы так интересно обо всем рассказываете, я тоже хочу отправиться с вами в путешествие. Возьмете меня с собой?
(ответы детей)
Психолог:
Давайте поиграем в игру “Собери рюкзачок”
Выбирается рюкзак (кто-то из детей с повышенной тревожностью), в него “накладывается” все необходимое (остальные дети).
Педагог по изо:
А я предлагаю взять с собой волшебный карандаш, думаю, он нам пригодится.
Психолог:
Теперь мы готовы отправиться в путешествие. Дорогу нам укажет волшебный компас, мы будем идти по направлению красной стрелки, давайте попросим компас указать нам дорогу:
Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!
(Звучит веселая музыка)
- “Фиалковая полянка”
- “Грустная полянка”
- “Замок удивления”
- “Пещера злого колдуна”
- “Полянка радости
Педагог по изо:
Посмотрите, какая замечательная полянка, а какие чудесные на ней цветы! Вы знаете, как они называются? Какого они цвета? Этот цвет основной или дополнительный в мире цвета? (ответы детей)
Психолог:
Давайте возьмем один цветочек на память и пойдем дальше.
Педагог по изо:
Этот цветок необычный, он связан из ленточки. Чтобы ленточка не потерялась, мы ее прикрепим на волшебный карандаш.
Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!
(Звучит грустная музыка)
(Преобладают синие и голубые цвета. На полянке сидит игрушка, грустный ослик.)
Психолог:
Посмотрите, кто это? (ответы детей)
Как вы думаете, что он чувствует? (ответы детей)
Педагог по изо:
Ребята, почему Ослик загрустил на этой полянке? Какие цвета вы видите здесь? Как они называются, теплые или холодные? Почему? (ответы детей)
Психолог:
Чем мы можем помочь? (ответы детей). Давайте скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы ему не было так грустно и одиноко. (ответы детей)
Игра “Комплименты”
Педагог по изо:
За то, что вы порадовали ослика, он вам дарит на помять о своей полянке – синюю тучку, которая тоже сделана из ленточки. (дети прикрепляют ленточку к карандашу) Но это еще не все. Как вы знаете из тучек идет дождик.
(Показать капельки из ленточек синего и белого цвета)
Когда они падают на землю, то собираются в лужицы. Как вы думаете, когда капельки перемешиваются между собой, какого цвета получается лужа? (ответы детей)
Давайте проверим так ли это? ( Положить все капельки в сундучок, перемешать их и сказать волшебные слова, вытащить из сундучка голубую ленточку, прикрепляют к карандашу)
Психолог:
Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!
(Звучит необычная музыка)
Отправляемся дальше.
Психолог:
Ребята, какой необыкновенный замок перед нами. Что вы чувствуете, глядя на него? (ответы детей)
Игра “Что не так?”
Необходимо найти, что изображено не так на рисунках.
Педагог по изо:
Ребята, а какого цвета должна быть трава, листва на деревьях? Правильно зеленого. Но если вы присмотритесь, то увидите, что зеленый цвет бывает разных оттенков. Почему, как вы считаете? (ответы детей) Верно, зеленый – составной цвет, если мы возьмем больше синего цвета, то при смешивании получится темно-зеленый, и наоборот, если мы при смешивании возьмем больше желтого цвета, то получится светло-зеленый оттенок.
(Проводится эксперимент с водой, акварелью и пипетками; дети делятся на две группы и получают разные оттенки зеленого.)
Психолог:
Ребята, у нас есть две зеленые ленточки, разных оттенков. Какое настроение у вас появляется, когда вы смотрите на светло-зеленую ленточку и на темно-зеленую ленточку? Как вы думаете, какое настроение нам лучше всего взять с собой? (ответы детей, прикрепление выбранной ленточки к карандашу)
Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!
(Звучит “страшная” музыка)
Отправляемся дальше.
Психолог:
Посмотрите, здесь живет злой колдун, но сейчас его нет в пещере, давайте посмотрим, что там внутри.
Что вы чувствуете? (ответы детей)
Посмотрите, здесь что-то лежит (куча воздушных шариков черного цвета), как вы думаете что это? (ответы детей)
Злой колдун прячет у себя в пещере детские страхи, посмотрите как их здесь много, может быть, здесь живет и ваш страх. Что же нам с ними сделать? (ответы детей). Возьмите по шарику, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик. (дети лопают шарики)
Мы уничтожили страх, колдун больше не опасен, его колдовство бессильно без этих шаров. Мы помогли многим детям, помогли и себе.
Теперь пора продолжить наше путешествие.
Психолог:
Дорогу преграждает глубокий овраг, что же нам делать? (ответы детей) Да, у нас есть волшебная веревка, давайте сделаем мост.
Игра “Пройди по мостику”
Педагог по изо:
Молодцы все преодолели овраг. Посмотрите вокруг, что вы видите? Куда мы попали? (ответы детей) Правильно, в гости к солнышку. Но у солнышка тоже бывает разное настроение, и тогда оно одевает разные наряды и по разному светит.
(Дети рассматривают солнышки желтого и красного цвета.)
Педагог по изо:
Желтый и красный цвет – это основные или дополнительные цвета? Кто знает, как из желтого и красного получить оранжевый цвет? Он основной или дополнительный?
(Эксперимент – наложение красного солнышка на желтое)
Педагог по изо:
Ребята, ваша дружная компания понравилась солнышку, поэтому от каждого своего наряда оно решило подарить вам по лучику.
(Дети прикрепляют желтую, оранжевую и красную ленточки)
Педагог по изо:
Посмотрите, сколько ленточек мы собрали на волшебный карандаш. Он пригодился нам в путешествии.
Семь цветов, как на параде,
Чтобы не забыть их строй,
Ты запомни шутки ради
Для себя стишок такой:
Как
Однажды
Жак
Звонарь
Городской
Сломал
Фонарь!
На каждом слове первой буквой
Обозначен каждый цвет,
Если верно понял, ну-ка,
Назови мне весь букет.
(ответы детей, работа по ленточкам, психолог открывает задрапированную на стене радугу)
Психолог:
Ребята, волшебство нашего карандаша еще не закончилось.
(Прикасаются к сундуку волшебным карандашом, произносят волшебные слова (карандашик помоги чудеса нам покажи) и достают из него альбомные листики и восковые мелки)
Педагог по изо:
Давайте нарисуем нашу радугу радости.
(Повторение правил работы восковыми мелками, самостоятельная работа)
Практическая работа: под музыку дети рисуют радугу.
Психолог:
Посмотрите на свои рисунки, какие чувства у вас возникают, глядя на них? (ответы детей)
Давайте подарим друг другу это настроение, поделимся самой теплой, самой доброй улыбкой друг с другом. Молодцы!