Урок русского языка во 2-м классе по теме "Обобщение знаний о словах — названиях предметов, признаков, действий предметов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
  2. Отрабатывать умения и навыки осознанно воспринимать части речи, узнавать их в словосочетаниях, предложениях, текстах. Применять данные знания на практике в устной и письменной речи, пополняя свой словарный запас.
  3. Учить работать в группах, развивать логическое мышление, память, внимание.
  4. Воспитывать любовь к русскому слову через его многообразие, многозначность и красоту.

Оборудование: плакат с изображением карты, 3 корабля, флажки с разноуровневыми заданиями, индивидуальные карточки, изображение животных, сигнальные карточки для капитанов, абак с вставными карточками (вопросы, обозначение частей речи, примеры слов)

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Во время этого обобщим знания об изученных частях речи, т.е. имени существительном, имени прилагательном, глаголе.Для любого путешествия нужна карта. (см. приложение)

Мы побываем на островах Красоты, Памяти, Речи, Повторения.

Поплывем на 3-х кораблях. Первый экипаж на корабле с желтыми парусами, второй- на корабле с зелеными парусами, третий- с розовыми.

На каждом корабле есть свой капитан. (Учитель назначает капитанов)

II. Минутка чистописания.

- И первый островок, на котором мы остановимся, называется о. Красоты. На нем живут буквы красивые, ровненькие. Некоторые из них выстроились на доске.

и с ц а л и

- На какие 2-е группы их можно разделить?

иаи

сцл - Выделите “лишнюю” и объясните.(с – имеет парный согласный звук)

Задание: Прописать эти цепочки так, чтобы жители этого острова не обиделись на вас.

- Какое слово из словаря рассыпалось?

Лисица

- Какой частью речи является?

( Это подарок жителей о.Красоты за ваши старания. Не забудьте о нем в конце нашего путешествия.)

III. Словарная работа.

- Благодаря хорошей погоде, мы легко добрались к острову Памяти.

Каждый экипаж должен быть хорошо подготовлен к длительному плаванию. На этом острове мы проверим, насколько хорошо вы тренировали свою память и узнаем, с какими подарками мы приедем домой.

Задание: Из прочитанных мною словарных слов, 1 экипаж запоминает с безударной гласной Е, 2 экипаж – с А, 3 – с О. Капитаны проверяют уровень подготовки своего экипажа.

- Посмотрим, чей экипаж лучше.

( Учитель проверяет только у капитанов)

Сапоги  корова ветер
Пальто хорошо весело
Карандаш молоко петух

- Так какие подарки привезете домой?

IV. Обобщение изученного.

1. – Капитаны, ваши экипажи готовы продолжить путешествие?

- Уточните, куда мы держим курс? Куда плывем дальше? (На остров Речь)

Оказывается, все слова живут в стране Речь. А мы в какой стране живем? (Россия) И называемся россиянами. А тех, кто живет в стране Речь, называют “части речи”.

Внимание на доску. Здесь 3 домика для 3-х жителей страны Речь. Нам надо им помочь. Во время урагана все в них перемешалось. Капитаны, помогите жителям найти свой домик.( см. Приложение)

2. Остальные члены экипажей уже получили путевые листы. Их надо правильно заполнить.(Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями. Из предложения необходимо выписать имя существительное, имя прилагательное, глагол и занести в таблицу. 2 варианта задания.)

3. Взаимопроверка. (Работа в парах)

4. Проверка капитанов.

Обобщение: Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол?

5. – Чтобы продолжить путешествие, мы должны услышать сообщение о погоде.

(На доске в абаке после работы капитанов, ребята замечают слова “чудесная”, “стоит”, “погода”.)

- Кто догадался, какая погода нас ждет?

Стоит чудесная погода.

(Запись на доске с комментированием) Делаем синтаксический разбор предложения.

Вывод: - Так какие части речи живут в стране Речь?

- Посмотрите на карту. Там есть еще один домик. Чей он?

Предлог – это тоже часть речи. Но подробнее мы с ними будем знакомиться позже.

Физическая разминка (Пальчиковая гимнастика)

6. Игра в мяч “Подбери”.

- Я буду бросать мяч и называть имя существительное, вы должны подобрать к нему имя прилагательное.

Погода-
Солнце-
Путешествие-

- А теперь подберем глаголы.

Экипаж-
Капитан-
Корабль-

-Какие части речи подбирали? Где живут они?

V. Закрепление.

1. – А сейчас покидаем эту интересную страну Речь. Заняли свои места в каютах. Смотрите, под парусами вьются на ветру яркие флажки. А в каждом из них есть задание для 3-х экипажей. Если мы их выполним, то жители острова Повторения зажгут маяк, который укажет нам опасные места и поможет нам благополучно вернуться домой. (На флажках разноуровневые задания)

Первый флажок с буквой “Л”: задание для 3-о экипажа. (Работа в тетрадях)

1) Сформулировать задание и выполнить его:

Низкий – высокий
Добрый –
Друг –

Найти “лишнее”. Часть речи?

2) Списать словосочетания и подчеркнуть “лишнее”:

Золотое кольцо, золотые руки, золотые часы.

Второй флажок с буквой “З”: задание для 1-го экипажа.

Выполнить упражнение 281.

Третий флажок с буквой “М”: задание для 2-го экипажа.

1) От существительного образуйте глаголы и запишите:

Соль –
Скрип –
Боль –

2) Списать словосочетание и объяснить смысл:

Витать в облаках (мечтать)

Четвертый флажок с буквой “Е”: устное задание для 3-го экипажа.

Найти “лишнее” и объяснить:

Имя существительное, глагол, сказуемое.

Проверка по группам.

Последний флажок с буквой “Я”. Коллективная работа.

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, списать текст.

(П,п)осле … плавания м-ряки вернулись д-мой. (Н,н)а … б-регу их радостно встр-чали.

- Если вы правильно соедините буквы на флажках, то зажжется маяк, и вы узнаете название острова, к которому мы плывем.

Земля.

Часть речи? Еще с какими частями речи выполняли задания?

2. Творческая работа.

Вспомнили, что мы везем домой подарки. Немножко уточним: кого везет каждый экипаж. По глаголам вы должны определить имя существительное:

Кукарекует, квохчет, пищит…(петух)
Мычит, жует, дает (молоко) …(корова)
Хитрит, вынюхивает, ворует (кур)…(лисица)

Учитель пускает по рядам альбомные листы с изображением животных.

Задание: Написать имена прилагательные, относящиеся к животным.

- Посмотрим, чей экипаж быстрее вернется домой.

Капитаны выходят к доске и читают коллективные сочинения.

VI. Итог.

- Где мы побывали во время путешествия?
- Кто живет в стране Речь?

Еще много нового впереди, потому что мы с вами приближаемся к земле Знаний.

Счастливого пути и попутного ветра!