Цели:
- Обобщить и систематизировать знания об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
- Отрабатывать умения и навыки осознанно воспринимать части речи, узнавать их в словосочетаниях, предложениях, текстах. Применять данные знания на практике в устной и письменной речи, пополняя свой словарный запас.
- Учить работать в группах, развивать логическое мышление, память, внимание.
- Воспитывать любовь к русскому слову через его многообразие, многозначность и красоту.
Оборудование: плакат с изображением карты, 3 корабля, флажки с разноуровневыми заданиями, индивидуальные карточки, изображение животных, сигнальные карточки для капитанов, абак с вставными карточками (вопросы, обозначение частей речи, примеры слов)
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Во время этого обобщим знания об изученных частях речи, т.е. имени существительном, имени прилагательном, глаголе.Для любого путешествия нужна карта. (см. приложение)
Мы побываем на островах Красоты, Памяти, Речи, Повторения.
Поплывем на 3-х кораблях. Первый экипаж на корабле с желтыми парусами, второй- на корабле с зелеными парусами, третий- с розовыми.
На каждом корабле есть свой капитан. (Учитель назначает капитанов)
II. Минутка чистописания.
- И первый островок, на котором мы остановимся, называется о. Красоты. На нем живут буквы красивые, ровненькие. Некоторые из них выстроились на доске.
и с ц а л и
- На какие 2-е группы их можно разделить?
иаи
сцл - Выделите “лишнюю” и объясните.(с – имеет парный согласный звук)
Задание: Прописать эти цепочки так, чтобы жители этого острова не обиделись на вас.
- Какое слово из словаря рассыпалось?
Лисица
- Какой частью речи является?
( Это подарок жителей о.Красоты за ваши старания. Не забудьте о нем в конце нашего путешествия.)
III. Словарная работа.
- Благодаря хорошей погоде, мы легко добрались к острову Памяти.
Каждый экипаж должен быть хорошо подготовлен к длительному плаванию. На этом острове мы проверим, насколько хорошо вы тренировали свою память и узнаем, с какими подарками мы приедем домой.
Задание: Из прочитанных мною словарных слов, 1 экипаж запоминает с безударной гласной Е, 2 экипаж – с А, 3 – с О. Капитаны проверяют уровень подготовки своего экипажа.
- Посмотрим, чей экипаж лучше.
( Учитель проверяет только у капитанов)
Сапоги | корова | ветер |
Пальто | хорошо | весело |
Карандаш | молоко | петух |
- Так какие подарки привезете домой?
IV. Обобщение изученного.
1. – Капитаны, ваши экипажи готовы продолжить путешествие?
- Уточните, куда мы держим курс? Куда плывем дальше? (На остров Речь)
Оказывается, все слова живут в стране Речь. А мы в какой стране живем? (Россия) И называемся россиянами. А тех, кто живет в стране Речь, называют “части речи”.
Внимание на доску. Здесь 3 домика для 3-х жителей страны Речь. Нам надо им помочь. Во время урагана все в них перемешалось. Капитаны, помогите жителям найти свой домик.( см. Приложение)
2. Остальные члены экипажей уже получили путевые листы. Их надо правильно заполнить.(Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями. Из предложения необходимо выписать имя существительное, имя прилагательное, глагол и занести в таблицу. 2 варианта задания.)
3. Взаимопроверка. (Работа в парах)
4. Проверка капитанов.
Обобщение: Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол?
5. – Чтобы продолжить путешествие, мы должны услышать сообщение о погоде.
(На доске в абаке после работы капитанов, ребята замечают слова “чудесная”, “стоит”, “погода”.)
- Кто догадался, какая погода нас ждет?
Стоит чудесная погода.
(Запись на доске с комментированием) Делаем синтаксический разбор предложения.
Вывод: - Так какие части речи живут в стране Речь?
- Посмотрите на карту. Там есть еще один домик. Чей он?
Предлог – это тоже часть речи. Но подробнее мы с ними будем знакомиться позже.
Физическая разминка (Пальчиковая гимнастика)
6. Игра в мяч “Подбери”.
- Я буду бросать мяч и называть имя существительное, вы должны подобрать к нему имя прилагательное.
Погода-
Солнце-
Путешествие-
- А теперь подберем глаголы.
Экипаж-
Капитан-
Корабль-
-Какие части речи подбирали? Где живут они?
V. Закрепление.
1. – А сейчас покидаем эту интересную страну Речь. Заняли свои места в каютах. Смотрите, под парусами вьются на ветру яркие флажки. А в каждом из них есть задание для 3-х экипажей. Если мы их выполним, то жители острова Повторения зажгут маяк, который укажет нам опасные места и поможет нам благополучно вернуться домой. (На флажках разноуровневые задания)
Первый флажок с буквой “Л”: задание для 3-о экипажа. (Работа в тетрадях)
1) Сформулировать задание и выполнить его:
Низкий – высокий
Добрый –
Друг –
Найти “лишнее”. Часть речи?
2) Списать словосочетания и подчеркнуть “лишнее”:
Золотое кольцо, золотые руки, золотые часы.
Второй флажок с буквой “З”: задание для 1-го экипажа.
Выполнить упражнение 281.
Третий флажок с буквой “М”: задание для 2-го экипажа.
1) От существительного образуйте глаголы и запишите:
Соль –
Скрип –
Боль –
2) Списать словосочетание и объяснить смысл:
Витать в облаках (мечтать)
Четвертый флажок с буквой “Е”: устное задание для 3-го экипажа.
Найти “лишнее” и объяснить:
Имя существительное, глагол, сказуемое.
Проверка по группам.
Последний флажок с буквой “Я”. Коллективная работа.
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, списать текст.
(П,п)осле … плавания м-ряки вернулись д-мой. (Н,н)а … б-регу их радостно встр-чали.
- Если вы правильно соедините буквы на флажках, то зажжется маяк, и вы узнаете название острова, к которому мы плывем.
Земля.
Часть речи? Еще с какими частями речи выполняли задания?
2. Творческая работа.
Вспомнили, что мы везем домой подарки. Немножко уточним: кого везет каждый экипаж. По глаголам вы должны определить имя существительное:
Кукарекует, квохчет, пищит…(петух)
Мычит, жует, дает (молоко) …(корова)
Хитрит, вынюхивает, ворует (кур)…(лисица)
Учитель пускает по рядам альбомные листы с изображением животных.
Задание: Написать имена прилагательные, относящиеся к животным.
- Посмотрим, чей экипаж быстрее вернется домой.
Капитаны выходят к доске и читают коллективные сочинения.
VI. Итог.
- Где мы побывали во время путешествия?
- Кто живет в стране Речь?
Еще много нового впереди, потому что мы с вами приближаемся к земле Знаний.
Счастливого пути и попутного ветра!