Участники: учащиеся 7-8 классов школы.
Образовательный аспект:
- сформировать знания роли избирателя и референдума в демократическом государстве, о процедуре проведения референдума;
- уметь давать определения терминов и понятий по теме.
Развивающий аспект:
- развивать общеучебные и предметные умения и навыки:
- работа в группах, выполнение действий по алгоритму;
- участвуя в дискуссии, аргументировать свою точку зрения;
- находить и применять информацию;
Воспитательный аспект:
- воспитывать активную гражданскую позицию;
- формировать правовую культуру учащихся и положительное отношение к избирательному процессу.
Технология:
личностно-деятельностно-коммуникативная.
Порядок подготовки и проведения ролевой игры.
I. Подготовительный этап.
- Информационный классный час “Выборы – 2007”.
- Участие редколлегии в конкурсе политических плакатов.
- Создание избирательной комиссии из 3 учащихся, наблюдатели - 2 учащихся, фотокорреспондент – 1 учащийся. Для того, чтобы учащиеся поняли свои роли, был составлен алгоритм действий во время референдума.
- Напечатаны избирательные бюллетени и протокол для внесения результатов голосования (см. Приложение № 1).
- Изготовление избирательной урны, оформление помещения для голосования и избирательной кабины.
- Оформление информационного стенда по избирательному праву.
- На уроке обществознания получение информации о выборах и избирательной кампании, о роли избирателя, о сути референдума; работа с текстом Конституции (ст. 3, ст.32 К.РФ)
- Дискуссия (обсуждение какого-либо спорного вопроса) в малых группах, выбор двух наиболее актуальных для класса и школы вопросов, которые и были внесены в бюллетени для голосования (см. Приложение № 2).
II. Деловая игра.
1.Оргмомент, правила игры. Мотивация. Целеполагание.
2. Проведение самого референдума:
- получение бюллетеней;
- голосование;
- вскрытие избирательной урны;
- подсчет голосов;
- выступление председателя избирательной комиссии;
- объявление результатов;
- выступление наблюдателей;
- признание референдума состоявшимся.
(Общие результаты голосования см. Приложение № 3)
3. Подведение итогов игры.
- была ли достигнута цель игры?
- насколько правильно учащиеся выполнили роль избирателя?
- что было наиболее удачным в игре?
- какие были допущены ошибки?
III. Заключение.
Современный человек практически ежедневно сталкивается с политикой, поэтому крайне важно иметь самостоятельную позицию по вопросам общественно-политической жизни государства. Гражданское общество невозможно сформировать без чувства ответственности граждан за происходящее в своей стране.
Именно поэтому уже в школе надо учить политический культуре. Каждый школьник – это будущий избиратель, и от того, какой выбор сделает подрастающее поколение, зависит будущее нашей страны.
Данная ролевая игра позволяет понять саму процедуру референдума, опробовать на практике линию поведения в определенной ситуации и расширить правовую культуру учащихся.
Список литературы.
1. Тюляева Т.И. Настольная книга учителя обществознания: справочно-методическое пособие, М: “Астрель”, 2003.
2. Тирская Е.А. О групповой форме работы / Преподавание истории в школе – 1991, № 3.
3. Пронькин В. Н., Гутников А.Б. Живое право: интерактивный курс практического права. Материалы к семинару. СПб, 2002.
4. Избирательное право. Избирательный процесс. Сборник “Учимся демократии” Киров, 2006.
5. Конституция РФ, ст. 3, 32, 81, 96, 97.