Нестандартный урок математики "Развитие познавательной активности на уроках математики"

Разделы: Начальная школа


Тема: Действия первой и второй ступени.

Цели:

  • Познакомить с действием первой и второй ступени.
  • Закреплять навыки устных и письменных вычислений.
  • Совершенствовать умения учащихся работать с текстом задачи, развивая  внимание  и  гибкость   мышления.
  • Развивать  умение работать коллективно, формируя умение кратко и доказательно высказываться, отстаивать своё мнение и выслушивать точку зрения одноклассников.

Оборудование: карточки с цифрами, шкатулки, рисунки с изображением Елены премудрой, злой Колдуньи, Добрыня Никитич, Кощея, Змея Горыныча.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами попадем в сказку. Попадем с помощью волшебного числа.
– Ребята, какое число в сказках встречается особенно часто? (3)
– Где оно встречается? (Три желания у рыбки, три богатыря, три надписи на камне, три сестры.)
– Вот и мы вспомним цифру 3 и напишем ее в своих тетрадях. Пальчики потерли, размяли, проверили   посадку, взяли ручки, приступили к чистописанию.
Записываем число –  15 февраля, Классная работа. Прописываем цифру 3 через клеточку целую строчку.

II. Сообщение темы урока

– Поскольку у нас сказка не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но еще выведем новое правило, решим задачи, и примеры.

III. Устный счет

– Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нем красивые смелые люди. Никого они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А все потому, что правила в нем Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая Колдунья. Вот и решила она погубить Елену. Заманила ее к себе, заколдовала. А слугам ее верным шкатулки подбросила, а на крышках – знаки таинственные. Что это за знаки? (Показываю детям шкатулки) – двухзначные числа. Придется нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку.
– Прочитайте числа, записанные на крышках. (35, 33, 73, 40, 13, 23).
– Какое число лишнее? Почему? (Число 40, т.к. в этом числе только круглые десятки, во всех остальных числах есть десятки и единицы).
– Правильно! Открываем шкатулку, а там письмо.

«Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь! Расколдовать ее может волшебный цветок, а у кого я его спрятала, вы поймете, коли от большего к меньшему пойдете».

Злая Колдунья.

– Нужно попробовать расположить наши шкатулки в порядке убывания чисел, записанных на них. Запишите в тетрадь числа в строчку через клеточку.

На доске:

73                 35                 33                   23                13

– Перевернем наши карточки с цифрами. Что на них?

– Буквы.

– Прочитайте слово, которое получилось. У кого же спрятан волшебный цветок?

– Получилось слово КОЩЕЙ, значит цветок у него!

Собрался верный слуга Елены Премудрой Добрыми Никитич в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли, а приехал витязь на развилку трех дорог, а там камень лежит и надпись: «Три дороги пройдешь – путь к Кощею найдешь!». Задумался Добрыня: «по каждой дороге пройти – время потеряешь, а тут каждая минута дорога – пропадут без Елены на земле мудрость и красота».

IV. Объяснение новой темы

– А для того, чтобы этого не случилось, мы с вами должны изучить и запомнить новое правило. Откройте учебники на стр. 103, найдите № 242. Рассмотрите внимательно выражения (эти же выражения на доске, 1 мин.).

– На какие две группы можно разделить эти выражения? (Сложения и вычитание; умножение и деление). Запишите каждую группу в столбик.

(Ученики записывают, 3 мин.).

– По какому признаку выделены группы, если в первый столбик записаны выражения:

55 + 23                 21 : 7
98 – 46              72
43 + 48                 15 : 3
82 – 54              43
12 : 2
8     3

–  Прочитайте задание № 3. Ребята, запомните, действия сложения и вычитания называют действиями первой ступени. (Сложение и вычитание).
– Ребята, а как можем назвать действия умножения и деления? (Второй ступени).
– Правильно, ребята, умножение и деление — это действия второй ступени.
– Запишите их и найдите значение выражений. (Ученики выполняют, 5–6 мин.)
– Выполнили? Дополните каждую группу несколькими подходящими к ней выражениями и найдите их значения.

(После выполнения задания выполняется взаимопроверка, сигнальными карточками сигнализируют о выполнении задания).

– Прочитайте еще раз правило на стр. 97.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного

Вот и добрались мы до Кощея. А он со своим другом Змеем Горынычем. А они и говорят нам: «Раз смогли до меня добраться, ребята и Добрыня Никитич, то сможете и задачи мои коварные решить».
– Ребята! Давайте поможем Добрыне решить задачи Кощея?

1. Решение задач

Посмотрите на № 244. Прочитайте задачу.

– Ребята, найдите условие и вопрос задачи.

а) Подумайте, к какой схеме можем ее отнести? (Дети говорят).
Составьте краткую запись и решите ее. (Проверка решения задачи).

1.   11 + 3 = 14 (р) – у Саши.
2.   11 + 14 = 25 (р)

Ответ: 25 рыбок у Риты.

б) Молодцы ребята. Прочитайте второе задание. Сейчас вы будете изменять условия так, чтобы она стала простой. Надо записать условие и решить новую задачу. Будете работать в паре: один записывает условие, а другой – решение. (Проверка задания).

М.–11р.1 С. – 14р.
11 + 14 = 25 (р.)

Ответ: 25 рыбок у Риты

в) Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. Но у нас есть еще и третье задание. Прочитайте его самостоятельно и подумайте как новую задачу превратить в составную задачу. Продолжаем работать в паре. Поменяйтесь ролями: те кто записывал условие будут выполнять решение, а те кто выполнял решение будут записывать вопрос. (После самостоятельной работы идет проверка).

– Почему разные ответы в наших задачах? (Разные условия).

– Вот как важно быть внимательным при чтении текста задачи и ее решении.

2. Решение примеров

– И последнее задание Кощея и Змея Горьшыча. Это номер 243. Рассмотрите внимательно пары выражений (1 мин.)

1. Выпишите произведения значения которых можно найти с помощью составленных столбиков таблицы умножения и запиши их значения.

2. Запишите другие произведения, значения которых можно узнать, используя те же столбики таблицы. (Проверка выполненной работы).

– Прочитайте те выражения, которые вы не выписали. Подумайте, как можно найти значения этих выражений. (Дети говорят).

3. Работа в парах. Найдите значения остальных данных в задании произведений с помощью сложения. (5–7 минут).

– Кощей не может больше противиться нашим знаниям и отдает нам волшебный цветок для спасения Елены Премудрой.

VII. Итог урока

– Ребята, какое правило вы сегодня узнали? (Говорят, можно прочитать).
– Правильно.
– Как называются действия сложения и вычитания? (1-й степени).
– Как называются действия умножения и деления? (2-й степени).
– Молодцы ребята!

VIII. Домашнее задание

– Задание на дом будет № 246. Спасибо за урок! До свидания!