Тема: Действия первой и второй ступени.
Цели:
- Познакомить с действием первой и второй ступени.
- Закреплять навыки устных и письменных вычислений.
- Совершенствовать умения учащихся работать с текстом задачи, развивая внимание и гибкость мышления.
- Развивать умение работать коллективно, формируя умение кратко и доказательно высказываться, отстаивать своё мнение и выслушивать точку зрения одноклассников.
Оборудование: карточки с цифрами, шкатулки, рисунки с изображением Елены премудрой, злой Колдуньи, Добрыня Никитич, Кощея, Змея Горыныча.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с
вами попадем в сказку. Попадем с помощью
волшебного числа.
– Ребята, какое число в сказках встречается
особенно часто? (3)
– Где оно встречается? (Три желания у рыбки, три
богатыря, три надписи на камне, три сестры.)
– Вот и мы вспомним цифру 3 и напишем ее в своих
тетрадях. Пальчики потерли, размяли,
проверили посадку, взяли ручки, приступили
к чистописанию.
Записываем число – 15 февраля, Классная
работа. Прописываем цифру 3 через клеточку целую
строчку.
II. Сообщение темы урока
– Поскольку у нас сказка не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но еще выведем новое правило, решим задачи, и примеры.
III. Устный счет
– Было когда-то на свете большое сильное
царство. Жили в нем красивые смелые люди. Никого
они не боялись, но и сами никогда ни с кем не
ссорились. А все потому, что правила в нем Елена
Премудрая. Очень завидовала их счастью злая
Колдунья. Вот и решила она погубить Елену.
Заманила ее к себе, заколдовала. А слугам ее
верным шкатулки подбросила, а на крышках – знаки
таинственные. Что это за знаки? (Показываю
детям шкатулки) – двухзначные числа. Придется
нам устно поработать с двузначными числами и
помочь открыть нужную шкатулку.
– Прочитайте числа, записанные на крышках. (35,
33, 73, 40, 13, 23).
– Какое число лишнее? Почему? (Число 40, т.к. в
этом числе только круглые десятки, во всех
остальных числах есть десятки и единицы).
– Правильно! Открываем шкатулку, а там письмо.
«Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь! Расколдовать ее может волшебный цветок, а у кого я его спрятала, вы поймете, коли от большего к меньшему пойдете».
Злая Колдунья.
– Нужно попробовать расположить наши шкатулки в порядке убывания чисел, записанных на них. Запишите в тетрадь числа в строчку через клеточку.
На доске:
73 35 33 23 13
– Перевернем наши карточки с цифрами. Что на них?
– Буквы.
– Прочитайте слово, которое получилось. У кого же спрятан волшебный цветок?
– Получилось слово КОЩЕЙ, значит цветок у него!
Собрался верный слуга Елены Премудрой Добрыми Никитич в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли, а приехал витязь на развилку трех дорог, а там камень лежит и надпись: «Три дороги пройдешь – путь к Кощею найдешь!». Задумался Добрыня: «по каждой дороге пройти – время потеряешь, а тут каждая минута дорога – пропадут без Елены на земле мудрость и красота».
IV. Объяснение новой темы
– А для того, чтобы этого не случилось, мы с вами должны изучить и запомнить новое правило. Откройте учебники на стр. 103, найдите № 242. Рассмотрите внимательно выражения (эти же выражения на доске, 1 мин.).
– На какие две группы можно разделить эти выражения? (Сложения и вычитание; умножение и деление). Запишите каждую группу в столбик.
(Ученики записывают, 3 мин.).
– По какому признаку выделены группы, если в первый столбик записаны выражения:
55 +
23
21 : 7
98 – 46 72
43 +
48
15 : 3
82 – 54 43
12 : 2
8 3
– Прочитайте задание № 3. Ребята, запомните,
действия сложения и вычитания называют действиями
первой ступени. (Сложение и вычитание).
– Ребята, а как можем назвать действия умножения
и деления? (Второй ступени).
– Правильно, ребята, умножение и деление — это действия
второй ступени.
– Запишите их и найдите значение выражений. (Ученики
выполняют, 5–6 мин.)
– Выполнили? Дополните каждую группу
несколькими подходящими к ней выражениями и
найдите их значения.
(После выполнения задания выполняется взаимопроверка, сигнальными карточками сигнализируют о выполнении задания).
– Прочитайте еще раз правило на стр. 97.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
Вот и добрались мы до Кощея. А он со своим другом
Змеем Горынычем. А они и говорят нам: «Раз смогли
до меня добраться, ребята и Добрыня Никитич, то
сможете и задачи мои коварные решить».
– Ребята! Давайте поможем Добрыне решить задачи
Кощея?
1. Решение задач
Посмотрите на № 244. Прочитайте задачу.
– Ребята, найдите условие и вопрос задачи.
а) Подумайте, к какой схеме можем ее отнести? (Дети
говорят).
Составьте краткую запись и решите ее. (Проверка
решения задачи).
1. 11 + 3 = 14 (р) – у Саши.
2. 11 + 14 = 25 (р)
Ответ: 25 рыбок у Риты.
б) Молодцы ребята. Прочитайте второе задание. Сейчас вы будете изменять условия так, чтобы она стала простой. Надо записать условие и решить новую задачу. Будете работать в паре: один записывает условие, а другой – решение. (Проверка задания).
М.–11р.1 С. – 14р.
11 + 14 = 25 (р.)
Ответ: 25 рыбок у Риты
в) Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. Но у нас есть еще и третье задание. Прочитайте его самостоятельно и подумайте как новую задачу превратить в составную задачу. Продолжаем работать в паре. Поменяйтесь ролями: те кто записывал условие будут выполнять решение, а те кто выполнял решение будут записывать вопрос. (После самостоятельной работы идет проверка).
– Почему разные ответы в наших задачах? (Разные условия).
– Вот как важно быть внимательным при чтении текста задачи и ее решении.
2. Решение примеров
– И последнее задание Кощея и Змея Горьшыча. Это номер 243. Рассмотрите внимательно пары выражений (1 мин.)
1. Выпишите произведения значения которых можно найти с помощью составленных столбиков таблицы умножения и запиши их значения.
2. Запишите другие произведения, значения которых можно узнать, используя те же столбики таблицы. (Проверка выполненной работы).
– Прочитайте те выражения, которые вы не выписали. Подумайте, как можно найти значения этих выражений. (Дети говорят).
3. Работа в парах. Найдите значения остальных данных в задании произведений с помощью сложения. (5–7 минут).
– Кощей не может больше противиться нашим знаниям и отдает нам волшебный цветок для спасения Елены Премудрой.
VII. Итог урока
– Ребята, какое правило вы сегодня узнали? (Говорят,
можно прочитать).
– Правильно.
– Как называются действия сложения и вычитания?
(1-й степени).
– Как называются действия умножения и деления?
(2-й степени).
– Молодцы ребята!
VIII. Домашнее задание
– Задание на дом будет № 246. Спасибо за урок! До свидания!