Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка.
Только отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства.
Взаимодействие педагога с детьми предшкольного возраста в нашем учреждении строится в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности.
Личностно-ориентированный подход во взаимодействии, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию педагога на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия педагога и ребенка является сущностью их развития.
Используя личностно-ориентированный подход, мы содействуем становлению человека: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Ведь образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Педагоги НШ/ДС№106 не формируют какие-либо качества, заранее заданные, не преобразуют ребенка в направлении, определенном ребенку педагогом, а помогают ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.
Личностно - ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».
Для педагогов нашей школы – сада во взаимодействии с ребенком, главное:
- установка на ребенка предшкольного возраста как на субъекта образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
- умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
- позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;
- опора на субъективный личностный опыт ребенка;
- ориентация, на формирование учебной деятельности детей предшкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;
- направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;
- диалогическая позиция в общении;
- направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения, деятельности в ходе педагогического взаимодействия;
- «считывание» эмоциональной информации у дошкольников и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности;
- направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
- поощрение творческой активности ребят.
Педагоги нашего учреждения в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции:
1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).
Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.
2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:
- первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;
- второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
- третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка предшкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.
З. Фасилитатор.
Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.
4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.
Главная задача наших педагогов, исповедующих личностно ориентированную модель взаимодействия, — содействовать ребенку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе.
Главное, на что работаем мы — организация «событийной общности» с ребенком, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ребенок сумел преодолеть пассивную позицию и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого используем следующие формы работы:
- проведение занятий в малых группах;
- проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; - проведение работы с одаренными и неорганизованными детьми;
- проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;
- отказ от жесткой регламентации деятельности дошкольников;
- построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;
- работа психолога с детьми предшкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;
- медико – психолого – педагогические консилиумы (3 раза в год).
Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком предшкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации. Педагоги НШ/ДС№106 не стесняются учиться, не боятся усомниться в полноте своей компетентности, всегда стремятся к совершенствованию. И мы уверены, что от нашего труда мир станет лучше, а наши дети займут достойное место в жизни.