Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Н.И. Сладков. «В норе»"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие познавательного чтения.

Задачи:

  1. Познакомить с произведением Н. Сладкова, «В норе».
  2. Учить понимать основную идею произведения.
  3. Совершенствовать навык чтения.
  4. Способствовать развитию речи, мышления, воображения, внимания.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка дом. работы.

- Мы прочитали два великолепных произведения М. М. Пришвина. Каким же человеком представляется вам автор этих произведений? (Дети читают написанные дома сочинения – отзывы о произведениях Пришвина)

Обобщение: вы очень чутко и тонко подметили о внутреннем мире Михаила Михайловича Пришвина.

- На прошлом уроке мы работали с рассказом «Глоток молока» и расстались на вопросе:

  • Почему собака Лада выздоровела?
  • А кто был человек, который погладил Ладу? (Хозяин)
  • Какие чувства испытывал хозяин к своему питомцу? (Любовь)
  • Попробуем еще раз ответить на вопрос: «Почему собака Лада выздоровела?»

( Почувствовала любовь хозяина, что ее любят и заставила себя сделать несколько глотков молока, которые и спасли ей жизнь).

  • Всегда ли мы поступаем правильно, когда общаемся с живой природой?
  • А что вам в этом помогает в общении с живой природой?
  1. любовь
  2. тонко чувствовать

- Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос:

  • Что нам помогает в общении с живой природой (с животными)?

(Проблема урока)

3. Сообщение темы и цели урока.

- А сегодня у нас замечательный рассказ Н. Сладкова.

  • Перед нами, как читателями, какая стоит задача? (Понять мысли и чувства автора, понять главную мысль, которую он хочет донести до нас, читателя)

4. Работа над темой.

  • Какие произведения Н. Сладкого вы читали?
  • Что писал Николай Сладков? (Рассказы о животных)
  • Какие это рассказы? Он их придумывал? (Интересные случаи из его жизни)

- Сейчас мы прочитаем с вами его произведение и узнаем трогательную историю его героя.

  • Давайте предугадаем, о чем же будет это произведение?

-Внимательно прочитайте первый столбик слов и постарайтесь представить себе картину, которая при этом возникает в воображении.

  • Какие слова вам не понятны?

  • Внимательно прочитайте второй столбик, представьте себе эту картину, подумайте, чем она похожа на первую?

-Постарайтесь догадаться, о чем расскажет нам это произведение, если оно называется

«В норе»?

- Откройте учебник на стр. 25.

- Готовы?

а) Первичное знакомство с текстом.

(Чтение учителем)

б) Беседа с целью проверки первичного восприятия.

- Давайте обменяемся впечатлениями.

  • От чьего имени ведется рассказ?
  • А кто конкретно в данном случае выступил в роле рассказчика – героя? (Николай Иванович Сладков)

5. Физкультминутка.

6. Анализ произведения.

а) Вторичное чтение.

  • Сейчас еще раз обратимся к рассказу, но сначала вспомним, какая задача перед нами стоит?

- Молодцы.

1 часть. (до слов «..притих и сник»)

Читаем рассказ.

  • Как вы думаете, почему Николай Иванович оказался в такой ситуации?
  • Почему он туда полез? ( интерес, любопытство)
  • Прочитайте то предложение на котором остановились. Как вы понимаете слово «сник»? (расстроился) Почему?
  • Что значит шипение и свист для человека, оказавшегося в этой ситуации? (звуки опасности)
  • Какие чувства рассказчик – герой испытывал в этот момент? (страх, боязнь)
  • Найдите слова, которые будут отражать данные его чувства. Как мы будем читать, какие чувства передавать при чтении?

2 часть.

  • А как же чувствовала себя змея? (1- испугалась, 2- агрессия, защита)
  • Представьте, что вы рисуете и вот ваш сосед захотел кисточкой поправить рисунок у вас. Расскажите о ваших чувствах, действиях?

Мы сравнили себя со змеей и поняли ее чувства.

Доп.- Почему она так себя чувствует? (Чувствует опасность, вторжение в свою территорию)

  • Как змея повела себя когда почувствовала опасность. Прочитайте.

Доп. – Давайте еще одно предложение добавим со слов «Змея напряглась…».

  • Какое средство художественной выразительности писатель использует? (сравнение) ( с лебедем)

-Процитируйте.

  • Зачем использовал рассказчик – герой именно это сравнение?
  • Представьте, что сейчас перемена, вы отдыхаете в коридоре, и вот неожиданно на вас летит с большой скоростью ребенок, и столкновение неизбежно, ваши действия?
  • В такой ситуации у вас будет попытка защитить себя. Как? Какой у вас будет жест?

Сравните поведение змеи, лебедя и человека в момент опасности.

Вывод: (одинаковое поведение)- единство с природой.

-Отметьте карандашом слова обозначающие действия змеи в момент броска.

  • Какой он этот бросок? (неуловимый, быстрый, мгновенный)
  • Как мы эти предложения будем читать? Каким темпом? (быстрым)

3 часть.

  • Что было бы для рассказчика – героя самым страшным? (испугаться)
  • Что это за победа? Это правда первая победа? (Он принял решение как нужно себя правильно вести.)

Читаем дальше. (до слов «…Ядовитыми буграми»)

  • Почему змея успокоилась? (теперь в норе не двигалось и ничего ее не пугало, привыкнув к фонарю, как к солнышку, она стала возле него греться)

4 часть.

  • Как удалось спастись?
  • Несмотря на эту ситуацию, у рассказчика - героя отношение изменилось к змее?
  • По каким словам это видно?

-И хорошо, что все так закончилось благополучно.

  • Благодаря чему история закончилась благополучно? (правильному решению)
  • А откуда знал рассказчик – герой, как правильно поступить в этот критический момент? (опыт других людей)
  • Что хотел донести до нас Николай Иванович этим рассказом?
  • В начале урока мы ставили перед собой задачу, какую?
  • Что нам нужно для того, чтобы правильно общаться с живой природой (с животными)?
  1. любовь
  2. тонко чувствовать
  3. интерес, любопытство
  4. единство с природой
  5. опыт других людей

7. Итог урока.

  • Чему мы научились благодаря произведениям М. М, Пришвина и Н. И, Сладкова? (чтобы общаться с живой природой нам нужно…... Любить животных, любить родную природу, заботиться о ней.)

8. Домашнее задание:

  1. На доске: стр. 25 – 28. Творческое дом. задание: попробуйте сами придумать творческое задание по тексту (проиллюстрировать понравившийся отрывок, попробуйте пересказать его от 1 – го лица. Представьте, что это с вами происходило).
  2. На доске: стр. 25 – 28. Найдите описание змеи по всему тексту и по описанию постарайтесь сделать рисунок. В справочнике посмотрите, с какой змеей приблизительно рассказчик герой повстречался (от лица змеи рассказать эту историю).