Цель: развитие познавательного чтения.
Задачи:
- Познакомить с произведением Н. Сладкова, «В норе».
- Учить понимать основную идею произведения.
- Совершенствовать навык чтения.
- Способствовать развитию речи, мышления, воображения, внимания.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка дом. работы.
- Мы прочитали два великолепных произведения М. М. Пришвина. Каким же человеком представляется вам автор этих произведений? (Дети читают написанные дома сочинения – отзывы о произведениях Пришвина)
Обобщение: вы очень чутко и тонко подметили о внутреннем мире Михаила Михайловича Пришвина.
- На прошлом уроке мы работали с рассказом «Глоток молока» и расстались на вопросе:
- Почему собака Лада выздоровела?
- А кто был человек, который погладил Ладу? (Хозяин)
- Какие чувства испытывал хозяин к своему питомцу? (Любовь)
- Попробуем еще раз ответить на вопрос: «Почему собака Лада выздоровела?»
( Почувствовала любовь хозяина, что ее любят и заставила себя сделать несколько глотков молока, которые и спасли ей жизнь).
- Всегда ли мы поступаем правильно, когда общаемся с живой природой?
- А что вам в этом помогает в общении с живой природой?
- любовь
- тонко чувствовать
- Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос:
- Что нам помогает в общении с живой природой (с животными)?
(Проблема урока)
3. Сообщение темы и цели урока.
- А сегодня у нас замечательный рассказ Н. Сладкова.
- Перед нами, как читателями, какая стоит задача? (Понять мысли и чувства автора, понять главную мысль, которую он хочет донести до нас, читателя)
4. Работа над темой.
- Какие произведения Н. Сладкого вы читали?
- Что писал Николай Сладков? (Рассказы о животных)
- Какие это рассказы? Он их придумывал? (Интересные случаи из его жизни)
- Сейчас мы прочитаем с вами его произведение и узнаем трогательную историю его героя.
- Давайте предугадаем, о чем же будет это произведение?
-Внимательно прочитайте первый столбик слов и постарайтесь представить себе картину, которая при этом возникает в воображении.
- Какие слова вам не понятны?
- Внимательно прочитайте второй столбик, представьте себе эту картину, подумайте, чем она похожа на первую?
-Постарайтесь догадаться, о чем расскажет нам это произведение, если оно называется
«В норе»?
- Откройте учебник на стр. 25.
- Готовы?
а) Первичное знакомство с текстом.
(Чтение учителем)
б) Беседа с целью проверки первичного восприятия.
- Давайте обменяемся впечатлениями.
- От чьего имени ведется рассказ?
- А кто конкретно в данном случае выступил в роле рассказчика – героя? (Николай Иванович Сладков)
5. Физкультминутка.
6. Анализ произведения.
а) Вторичное чтение.
- Сейчас еще раз обратимся к рассказу, но сначала вспомним, какая задача перед нами стоит?
- Молодцы.
1 часть. (до слов «..притих и сник»)
Читаем рассказ.
- Как вы думаете, почему Николай Иванович оказался в такой ситуации?
- Почему он туда полез? ( интерес, любопытство)
- Прочитайте то предложение на котором остановились. Как вы понимаете слово «сник»? (расстроился) Почему?
- Что значит шипение и свист для человека, оказавшегося в этой ситуации? (звуки опасности)
- Какие чувства рассказчик – герой испытывал в этот момент? (страх, боязнь)
- Найдите слова, которые будут отражать данные его чувства. Как мы будем читать, какие чувства передавать при чтении?
2 часть.
- А как же чувствовала себя змея? (1- испугалась, 2- агрессия, защита)
- Представьте, что вы рисуете и вот ваш сосед захотел кисточкой поправить рисунок у вас. Расскажите о ваших чувствах, действиях?
Мы сравнили себя со змеей и поняли ее чувства.
Доп.- Почему она так себя чувствует? (Чувствует опасность, вторжение в свою территорию)
- Как змея повела себя когда почувствовала опасность. Прочитайте.
Доп. – Давайте еще одно предложение добавим со слов «Змея напряглась…».
- Какое средство художественной выразительности писатель использует? (сравнение) ( с лебедем)
-Процитируйте.
- Зачем использовал рассказчик – герой именно это сравнение?
- Представьте, что сейчас перемена, вы отдыхаете в коридоре, и вот неожиданно на вас летит с большой скоростью ребенок, и столкновение неизбежно, ваши действия?
- В такой ситуации у вас будет попытка защитить себя. Как? Какой у вас будет жест?
Сравните поведение змеи, лебедя и человека в момент опасности.
Вывод: (одинаковое поведение)- единство с природой.
-Отметьте карандашом слова обозначающие действия змеи в момент броска.
- Какой он этот бросок? (неуловимый, быстрый, мгновенный)
- Как мы эти предложения будем читать? Каким темпом? (быстрым)
3 часть.
- Что было бы для рассказчика – героя самым страшным? (испугаться)
- Что это за победа? Это правда первая победа? (Он принял решение как нужно себя правильно вести.)
Читаем дальше. (до слов «…Ядовитыми буграми»)
- Почему змея успокоилась? (теперь в норе не двигалось и ничего ее не пугало, привыкнув к фонарю, как к солнышку, она стала возле него греться)
4 часть.
- Как удалось спастись?
- Несмотря на эту ситуацию, у рассказчика - героя отношение изменилось к змее?
- По каким словам это видно?
-И хорошо, что все так закончилось благополучно.
- Благодаря чему история закончилась благополучно? (правильному решению)
- А откуда знал рассказчик – герой, как правильно поступить в этот критический момент? (опыт других людей)
- Что хотел донести до нас Николай Иванович этим рассказом?
- В начале урока мы ставили перед собой задачу, какую?
- Что нам нужно для того, чтобы правильно общаться с живой природой (с животными)?
- любовь
- тонко чувствовать
- интерес, любопытство
- единство с природой
- опыт других людей
7. Итог урока.
- Чему мы научились благодаря произведениям М. М, Пришвина и Н. И, Сладкова? (чтобы общаться с живой природой нам нужно…... Любить животных, любить родную природу, заботиться о ней.)
8. Домашнее задание:
- На доске: стр. 25 – 28. Творческое дом. задание: попробуйте сами придумать творческое задание по тексту (проиллюстрировать понравившийся отрывок, попробуйте пересказать его от 1 – го лица. Представьте, что это с вами происходило).
- На доске: стр. 25 – 28. Найдите описание змеи по всему тексту и по описанию постарайтесь сделать рисунок. В справочнике посмотрите, с какой змеей приблизительно рассказчик герой повстречался (от лица змеи рассказать эту историю).