1 раунд (Разминка, вопросы для всех команд)
- Полвека назад эту науку называли «наукой лопаты» или «наукой разбитых горшков». О какой науке идет речь?
- Продолжите ряд: палеолит, мезолит…
- Какую жизнь вели стада первобытных людей?
- Почему в первобытном обществе не было рабов?
- Перечислите этапы развития рисунка в палеолите.
- Что такое петроглиф?
- Из чего изготавливались иглы и нитки для первобытных «портных»?
2 раунд (Более сложные вопросы, требующие обстоятельного ответа, даются каждой команде отдельно)
- Большую часть истории человечества называют каменным веком или эпохой камня. Означает ли это, что в те времена все орудия труда делали только из камня?
- Около 6 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, приобретают новую форму. Что вы знаете об этом открытии первобытных людей?
- В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако, в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться за мелкими животными, быстро бегающими. Необходимо было оружие. Что это за оружие?
- Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками». Почему их так называют?
- О чем свидетельствуют «макароны», обнаруженные на стенах пещер?
- Известно, что наскальные рисунки Альтамирской пещеры датируются палеолитом (эпоха мадлен). Какие черты живописи на это указывают?
3 раунд (Задание даётся каждой команде)
Все команды получили одинаковые кроссворды.
Задание: кто больше даст правильных ответов за
определенное время.
Пока команды заняты отгадыванием кроссворда,
болельщикам предлагается ответить на вопросы и
принести команде дополнительные баллы.
- Из чего древнейшие люди делали посуду?
- Какие виды искусства зародились раньше всех?
- Кто был главой семьи в эпоху палеолита?
- Что изменилось в жизни людей с похолоданием на земле?
- Как разделялся труд между мужчиной и женщиной в каменном веке?
- Могли ли сварить суп люди палеолита?
- На месте древнего поселка археологи нашли груду костей оленя, мамонта, бизона. Совсем мало костей домашних животных – свиней, коз. Какой способ добывания пищи был главным, а какой второстепенным?
4 раунд (Вопросы для всех команд)
- Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою руку он потерял еще в юности.
- Что можно сказать о жизни первобытных охотников?
- Известно, что первобытные охотники и собиратели жившие родовыми общинами, умели считать и знали арифметические действия: умножение, деление, складывание и вычитание.
- Каким действием люди овладели прежде всего?
- У племени кули, живущего на Филиппинах, есть такая легенда. Когда бог задумал создать первых людей (все остальное, в том числе и животных он уже создал), он вылепил из глины две человеческих фигурки и, утомившись, заснул. Воспользовавшись этим, приползла огромная змея и съела фигурки. Бог вынужден был лепить новые. Но и их постигла та же участь. Так повторялось много раз. Однако, Бог – на то он и Бог – все-таки нашел выход. В очередной раз занявшись лепкой, он начал не с людей, а вылепил… И поставил её ночью рядом с человеческими фигурками.
- Предположите, кого вылепил Бог и что было дальше?
Подведение итогов. Награждение команд-победителей.
Вопросы составлены по книге Литвинова «История становится ближе».