Программа элективного курса по математике для 6-го класса "Из истории чисел и вычислений"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Основной целью данного курса является начальная предпрофильная подготовка учащихся на основе расширения представления о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре.

Математическое образование в процессе предпрофильной подготовки должно подчиняться общей цели : обеспечить усвоение системы математических знаний и умений, развить логическое мышление и пространственное воображение, сформировать представление о прикладных возможностях математики, сообщить сведения об истории развития науки, выявить образовательные склонности и предпочтения учащихся.

Многие математические теории нередко кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет виден их глубокий жизненный смысл, их необходимость.

Предлагаемый элективный курс состоит из 11 тематических занятий. В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел и вычислений: древнеримская нумерация, возникновения числа в Египте и на Руси. Предложены для рассмотрения “нестандартные” числа и рассмотрены области их применения.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня обученности активно включаться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя, поэтому при изучении акцент следует делать не столько на приобретении дополнительных знаний, сколько на развитии способности учащихся приобретать эти знания самостоятельно, их творческой деятельности на основе использования материалов из истории математики.

Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается обязательное выполнение практического задания.

Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях.

Итоговое занятие можно провести в виде защиты задания по теме курса или урока решения древних задач.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки школьной программы, но вместе с тем тесно примыкают к ней. Элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений, формированию интереса к предмету, пониманию роли математики в деятельности человека, поможет учащимся оценить свои возможности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

 Учебно-тематический план

ТЕМА Кол. часов
1. Введение в элективный курс 1
2. О нумерации в Древнем Египте, в Вавилоне 1
3. О нумерации в Древнем Риме 1
4. О нумерации в Древней Руси 1
5. Числа “великаны” 1
6. Числа “карлики” 1
7. Об истории дробных чисел 2
8. Что такое число ? 1
9. Из истории вычислений 1
10. Итоговое занятие 1
Итого 11

Содержание

Тема 1. Введение в элективный курс

На занятии сообщается о целях и задачах данного курса.

Число, его значение в математике, в жизни человека. Что на данный момент учащиеся знают о числах.

Тема 2. О нумерации в Древнем Египте и в Вавилоне.

Возникновение нумерации в Древнем Египте. Демонстрация иллюстраций папируса, таблицы вавилонской клинописной нумерации.

Тема 3. О нумерации в Древнем Риме.

Беседа о римской нумерации на основе сообщений учащихся. Примеры записи чисел с помощью римских цифр.

Тема 4. О нумерации в Древней Руси.

История возникновения буквенного обозначения числа в Древней Руси.

Примеры решения задач с помощью этой нумерации.

Тема 5. “Числа - великаны”.

Что такое “ числа - великаны”. Как записываются эти числа. В каких научных отраслях и в практической деятельности человека используют “числа - великаны”.

Тема 6. “Числа - карлики”.

Что такое “числа - карлики”. Как записываются эти числа. В каких научных отраслях и в практической деятельности человека используют “ числа - карлики”. (С использованием сообщений учащихся).

Тема 7. Об истории дробных чисел.

Повторить программный материал о дробях. Познакомить с новой терминологией, применяемой в прикладных науках. Показать формулу представления обыкновенной дроби в виде долей. Заслушать сообщения учащихся об истории возникновения дробей.

Тема 8. Что такое число ??

Беседа об одном из видов десятичных дробей и его “ярком представителе” числе ?. Освоение способа запоминания этого числа.

Тема 9. Из истории вычислений.

Рассказать о различных способах сложения и умножения в средних веках. Решить несколько примеров на эти действия, выбрать для себя наиболее интересный метод вычислений.

Тема 10. Итоговое занятие.

Предлагается решить древнеиндийскую задачу, древнегреческую задачу.

Литература

  1. Берман Г. Счет и число. Москва,1956.
  2. Ганчев И.и др. Математический фольклор. Москва, 1987.
  3. Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.
  4. Депман И. Из истории математики. Москва,1960
  5. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч./ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-17-е изд.-М.: Мнемозина, 2006.
  6. Олевский В.А. О секрете происхождения арабских цифр. Журнал “ Математика в школе”, №5, 1989.-С. 78.
  7. Цыпкин А.Г. Справочник по математике для средней школы. Москва, 1981.
  8. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002.
  9. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.