Программа развивающих занятий для детей дошкольного возраста "Добрая школа"

Разделы: Школьная психологическая служба


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной педагогической науке и практике признаётся целесообразность формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению, которая проявляется не в формальном овладении навыками счёта, письма, чтения, а в интегральной характеристике физиологических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка. Необходимость разработки программы подтверждается рядом факторов:

  • сокращение сети дошкольных образовательных учреждений, в том числе и в Аннинском районе;
  • ухудшение социального и финансового положения родителей, которое делает качественную предшкольную подготовку недоступной;
  • недооценка важности качественной подготовки детей к школьному обучению со стороны родителей;
  • снижение уровня здоровья у подавляющего большинства детей дошкольного возраста.

Представленная программа предназначена для работы с детьми 6-7 летнего возраста.

Целью программы является выравнивание стартовых возможностей дошкольников при их поступлении в 1-й класс и профилактика школьной дезадаптации.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья детей:
    • обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;
    • организация двигательной активности и мелкой моторики детей.
  2. Формирование положительной школьной мотивации:
    • проведение занятий с учётом принципа соответствия формы организации ведущему виду деятельности – игре.
  3. Формирование предпосылок учебной деятельности:
    • восприятие инструкций;
    • планирование деятельности;
    • умение выполнять задание до конца.
  4. Развитие познавательных функций:
    • речь;
    • внимание;
    • память;
    • воображение;
    • мышление.
  5. Активизация любознательности и инициативы детей:
    • умение задавать вопросы;
    • высказывание собственных суждений;
    • умение делать выводы.
  6. Разработка содержания занятий с учётом возрастных особенностей детей.

Организация занятий

Занятия проводятся педагогом – психологом в период предшкольной подготовки детей параллельно с занятиями учителей начальных классов. Активно используется оборудование сенсорной комнаты, в которой чаще всего и проходят занятия. Программа ориентирована на групповую форму работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю (10 недель подряд) длительность - 30-35 минут.

Анализ результативности работы

Результативность работы оценивается по следующим критериям:

  1. результаты скрининговых исследований (первичного и итогового);
  2. анкетирование родителей;
  3. мониторинг процесса адаптации в 1-м классе.

ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: “Давайте познакомимся!”

Задачи:

  • знакомство детей друг с другом и психолога с группой;
  • создание доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • стимулирование потребности к самопознанию.
Название упражнения Цель Содержание Примечания
1 “Привет!” Ритуал приветствия.

Создание атмосферы эмпатии.

Дети сидят в кругу, своя правая ладонь лежит на левой соседа. Хлопая по правой ладошке, ребёнок говорит приветствие соседу в произвольной форме.  
2 “Паутина” Знакомство детей друг с другом и с психологом.

Концентрация произвольного внимания.

Дети сидят в кругу. В руках ведущего клубок ниток. Он зажимает нить, называет своё имя и говорит немного о своих увлечениях, привычках (детям можно об игрушках), бросает клубок напротив сидящему. Поймавший делает то же самое, и так пока все дети не окажутся связанными этой нитью – “паутиной”. Затем дети повторяют полученную информацию, распутывая паутину. Клубок ниток
3 “Мой портрет в лучах солнца”. Привлечь внимание к образу “Я”, диагностика самооценки и социального статуса На альбомном листе бумаги нарисовать солнце, от него лучики. В ходе беседы дать 3-4 свои характеристики, ответив на вопрос “Кто я? Какой (я) я?” Альбом, карандаши, фломастеры
4 “Ну, погоди!” Развитие мелкой моторики. Развитие концентрации внимания. Координация латеральной активности.

Самомассаж.

Дети стоят в кругу. Зайцем будет мяч меньшего диаметра, а волком большего диаметра. “Заяц” начинает движение из рук в руки по кругу, через 5-6 человек пускается “Волк”. “Волк” должен поймать “Зайца”. Если “Заяц” пойман, то он должен бежать в другую сторону Массажные мячи разного диаметра. (1 большой и 1 маленький) можно по 2 больших и маленьких.
5 “Слушай и смотри” Релаксация В затемнённой комнате включается пузырьковая колонна и спокойная, расслабляющая музыка Пузырьковая колонна, музыкальное сопровождение.

ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: “Моё имя”

Задачи:

  • Идентификация себя со своим именем;
  • Формирование позитивного отношения ребёнка к своему “Я”.
Название упражнения Цель Содержание Примечания
1 “Привет!” Ритуал приветствия.

Создание атмосферы эмпатии.

Дети сидят в кругу, своя правая ладонь лежит на левой соседа. Хлопая по правой ладошке, ребёнок говорит приветствие соседу в произвольной форме.  
2 “Паровозик “чух – чух” Актуализировать информацию, полученную на прошлом занятии.

Развитие памяти.

Вначале выбираем паровозика, он будет в одиночку “ездить” по кругу, громко приговаривая “чух-чух-чух”. Потом “паровозик” соскучится и подъедет к любому участнику группы со словами: “паровозик чух-чух-чух” и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал “паровозик”, в ответ называет свое имя и становится новым “паровозиком”, а второй его “вагоном”. Новый “паровозик” с вагоном продолжает движение по кругу, затем подъезжает к любому ребенку со словами: “паровозик чух-чух-чух” и называет свое имя и имя своего “вагона”. Игра продолжается до тех пор, пока в “паровозик” не будут включены все дети. Если “паровозик” ломается, то есть кто-то из детей забывает имя своего “вагона”, то игру лучше начать сначала.

 
3 “Сказка об имени” Развитие произвольного внимания. Дети сидят на ковре, психолог читает сказку. После прочтения идёт обсуждение. См. Приложение №1
4 “Слушай и смотри” Релаксация В затемнённой комнате включается пузырьковая колонна и спокойная, расслабляющая музыка. Пузырьковая колонна, музыкальное сопровождение