ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной педагогической науке и практике признаётся целесообразность формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению, которая проявляется не в формальном овладении навыками счёта, письма, чтения, а в интегральной характеристике физиологических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка. Необходимость разработки программы подтверждается рядом факторов:
- сокращение сети дошкольных образовательных учреждений, в том числе и в Аннинском районе;
- ухудшение социального и финансового положения родителей, которое делает качественную предшкольную подготовку недоступной;
- недооценка важности качественной подготовки детей к школьному обучению со стороны родителей;
- снижение уровня здоровья у подавляющего большинства детей дошкольного возраста.
Представленная программа предназначена для работы с детьми 6-7 летнего возраста.
Целью программы является выравнивание стартовых возможностей дошкольников при их поступлении в 1-й класс и профилактика школьной дезадаптации.
Задачи:
- обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;
- организация двигательной активности и мелкой моторики детей.
- проведение занятий с учётом принципа соответствия формы организации ведущему виду деятельности – игре.
- восприятие инструкций;
- планирование деятельности;
- умение выполнять задание до конца.
- речь;
- внимание;
- память;
- воображение;
- мышление.
- умение задавать вопросы;
- высказывание собственных суждений;
- умение делать выводы.
Организация занятий
Занятия проводятся педагогом – психологом в период предшкольной подготовки детей параллельно с занятиями учителей начальных классов. Активно используется оборудование сенсорной комнаты, в которой чаще всего и проходят занятия. Программа ориентирована на групповую форму работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю (10 недель подряд) длительность - 30-35 минут.
Анализ результативности работы
Результативность работы оценивается по следующим критериям:
- результаты скрининговых исследований (первичного и итогового);
- анкетирование родителей;
- мониторинг процесса адаптации в 1-м классе.
ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: “Давайте познакомимся!”
Задачи:
- знакомство детей друг с другом и психолога с группой;
- создание доброжелательной атмосферы на занятиях;
- стимулирование потребности к самопознанию.
№ | Название упражнения | Цель | Содержание | Примечания |
1 | “Привет!” | Ритуал приветствия. Создание атмосферы эмпатии. |
Дети сидят в кругу, своя правая ладонь лежит на левой соседа. Хлопая по правой ладошке, ребёнок говорит приветствие соседу в произвольной форме. | |
2 | “Паутина” | Знакомство детей друг с другом и с психологом. Концентрация произвольного внимания. |
Дети сидят в кругу. В руках ведущего клубок ниток. Он зажимает нить, называет своё имя и говорит немного о своих увлечениях, привычках (детям можно об игрушках), бросает клубок напротив сидящему. Поймавший делает то же самое, и так пока все дети не окажутся связанными этой нитью – “паутиной”. Затем дети повторяют полученную информацию, распутывая паутину. | Клубок ниток |
3 | “Мой портрет в лучах солнца”. | Привлечь внимание к образу “Я”, диагностика самооценки и социального статуса | На альбомном листе бумаги нарисовать солнце, от него лучики. В ходе беседы дать 3-4 свои характеристики, ответив на вопрос “Кто я? Какой (я) я?” | Альбом, карандаши, фломастеры |
4 | “Ну, погоди!” | Развитие мелкой моторики. Развитие
концентрации внимания. Координация латеральной
активности. Самомассаж. |
Дети стоят в кругу. Зайцем будет мяч меньшего диаметра, а волком большего диаметра. “Заяц” начинает движение из рук в руки по кругу, через 5-6 человек пускается “Волк”. “Волк” должен поймать “Зайца”. Если “Заяц” пойман, то он должен бежать в другую сторону | Массажные мячи разного диаметра. (1 большой и 1 маленький) можно по 2 больших и маленьких. |
5 | “Слушай и смотри” | Релаксация | В затемнённой комнате включается пузырьковая колонна и спокойная, расслабляющая музыка | Пузырьковая колонна, музыкальное сопровождение. |
ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: “Моё имя”
Задачи:
- Идентификация себя со своим именем;
- Формирование позитивного отношения ребёнка к своему “Я”.
№ | Название упражнения | Цель | Содержание | Примечания |
1 | “Привет!” | Ритуал приветствия. Создание атмосферы эмпатии. |
Дети сидят в кругу, своя правая ладонь лежит на левой соседа. Хлопая по правой ладошке, ребёнок говорит приветствие соседу в произвольной форме. | |
2 | “Паровозик “чух – чух” | Актуализировать информацию, полученную на
прошлом занятии. Развитие памяти. |
Вначале выбираем паровозика, он будет в одиночку “ездить” по кругу, громко приговаривая “чух-чух-чух”. Потом “паровозик” соскучится и подъедет к любому участнику группы со словами: “паровозик чух-чух-чух” и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал “паровозик”, в ответ называет свое имя и становится новым “паровозиком”, а второй его “вагоном”. Новый “паровозик” с вагоном продолжает движение по кругу, затем подъезжает к любому ребенку со словами: “паровозик чух-чух-чух” и называет свое имя и имя своего “вагона”. Игра продолжается до тех пор, пока в “паровозик” не будут включены все дети. Если “паровозик” ломается, то есть кто-то из детей забывает имя своего “вагона”, то игру лучше начать сначала. |
|
3 | “Сказка об имени” | Развитие произвольного внимания. | Дети сидят на ковре, психолог читает сказку. После прочтения идёт обсуждение. | См. Приложение №1 |
4 | “Слушай и смотри” | Релаксация | В затемнённой комнате включается пузырьковая колонна и спокойная, расслабляющая музыка. | Пузырьковая колонна, музыкальное сопровождение |