Урок по теме "Простые механизмы"

Разделы: Физика


 

Цели:

  1. повторить и обобщить знания по теме «Простые механизмы»;
  2. выработать умения решать задачи на расчет КПД.
  3. формировать представление о единстве законов физики и природы, использовании их в жизнедеятельности человека. Слайд №3.

Оборудование: презентация (Приложение 1), карточки.

Ход урока

Слайд № 4.

  1. Орг. момент.
  2. Фронтальный опрос.
  3. Силовой эксперимент.
  4. Решение задач.
  5. Идеальный двигатель.
  6. Итог урока.
  7. Рефлексия.

1. Орг. момент.

Учитель:

Сегодня мы повторим материал, полученный вами при изучении темы «Простые механизмы». У вас на столе бланки, в которых указаны задания на урок. За каждый правильный ответ на вопрос, за дополнение к вопросу, вы засчитываете себе балл, количество баллов укажите в конце урока, на бланке с обратной стороны. Подпишите свой бланк, вы работаете парами, поэтому на бланке ставите две фамилии.

2. Фронтальный опрос.

Задание 1.

Расшифруйте ребус. Слайд № 5, 6. Ответы: Слайд №7.

Задание 2.

В бланке найдите задание, которое соответствует номеру вашей парты. Ответьте на вопрос, устно. Время подготовки 5 минут.

Задания к карточкам.

1.

  1. Объясните изображение на рисунке.
  2. В каких единицах измеряется работа?

2.

  1. В каком случае с помощью рычага можно получить больший выигрыш в силе; в работе?
  2. Формула для измерения работы.

3.

  1. Объясните изображение на рисунке.
  2. Формула для измерения мощности.

4.

  1. Сформулируй правило равновесия рычага.
  2. Формула определения КПД.

5.

  1. Объясните действие тачки, как рычага.
  2. В каких единицах измеряется мощность?

6.

  1. Являются ли ножницы простым механизмом? Каким именно?
  2. Какую силу нужно приложить, чтобы поднять с помощью подвижного блока груз весом 100 Н?

7.

  1. Расскажите об этом ученом.
  2. В каких единицах измеряется мощность?

8.

  1. Перечислите простые механизмы.
  2. Какую силу нужно приложить, чтобы поднять с помощью неподвижного блока груз весом 100 Н?

9.

  1. На какой шар действует большая сила?
  2. Какую работу совершает сила трения, равная 5 Н, при перемещении тела на 1 метр?

10.

  1. Какую работу совершает двигатель мощностью 100 Ватт за 2 секунды?
  2. Сколько и какие механизмы изображены на рисунке?

Слайд № 8, 9.

3. Силовой эксперимент. Демонстрация «Свечной качалки».

Учитель:

Центр тяжести – это та точка, в которой вес одной его половины равен весу другой. Нам понадобятся: тупой нож или ножницы, длинная свеча, длинный гвоздь, стаканы, блюдца.

Как проводить этот силовой эксперимент.

  1. Счистить немного воска с тупого конца свечи, чтобы появился фитиль.
  2. Воткнуть длинный гвоздь точно посередине свечи.
  3. Установить гвоздь на стаканах.
  4. Подставить блюдца под оба конца свечи.
  5. Получились качели. А как заставить их качаться? Зажжем оба фитиля. Что произойдет? Свеча качается верх – вниз. Почему?

Капля горячего воска капает с одного конца свечи. Этот конец поднимается вверх, так как становится легче. В следующий момент капля падает с противоположного конца свечи, и поднимается он. И так далее.
Равновесие свечи все время нарушается, поэтому она продолжает качаться вверх – вниз.

Мини – викторина

Отличается ли положение цента тяжести у мужчин и женщин?

Мини – ответ

Да, отличается. У большинства женщин центр тяжести расположен в области таза. У мужчин он расположен в верхней части тела. Проверим. Прошу выйти мальчика и девочку. Следуйте моим указаниям.
Упрись в стену большими пальцами ног. Поставь одну ногу вплотную за другой. Переставляя так ноги, отойди от стены на три ступни. Пусть кто – нибудь поставит табурет между тобой и стеной. Наклонись вперед, направив макушку к стене. Угол между твоими ногами и телом должен составлять примерно 45 градусов.
Возьми табурет за края, подними его и держи, причем сиденье должно быть под грудью. Держа табурет, попробуй выпрямиться. Если у тебя низкий цент тяжести (женский), вес табурета не помешает тебе выпрямиться. Если же у тебя высокий центр тяжести (мужской), то вес табурета настолько нарушит твое равновесие, что ты не сможешь подняться.

4. Решение задачи.

Учитель:

Откройте тетради. Запишите число, тему урока. Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетради.

Задача

При помощи подвижного блока поднимают груз, прилагая, к концу верёвки силу 100 Н. Определите КПД установки, если масса самого блока равна 2 килограмм, масса груза 16, 5 килограмм, а груз подняли на высоту 4 метра.

5. Идеальный двигатель.

Для чего используются простые механизмы?

Возможен ли вечный двигатель? Посмотрим, какие двигатели предлагали экспериментаторы. Слайд № 10-17.

6. Итог.

7. Рефлексия.

Слайд № 18.

Сегодня мы на уроке повторили тему «Простые механизмы», провели силовой эксперимент, решили задачу. В заключение урока подсчитайте количество балов, заработанных, вами на уроке и нарисуйте выбранный вами знак, который характеризует ваше настроение на данный момент.

Фамилия, имя ученика

количество балов

рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк заданий по теме «Простые механизмы»

Задание 1. Расшифруйте ребус.

Задание 2. Выберите номер своего задания, который соответствует номеру вашей парты, ответьте устно. Время на подготовку 5 минут.

1

1. Объясните изображение на рисунке.
2.В каких единицах измеряется работа?

2

1.В каком случае с помощью рычага можно получить больший выигрыш в силе; в работе?
2.Формула для измерения работы.

3

1. Объясните изображение на рисунке.
2.Формула для измерения мощности.

 

4

1.Сформулируй правило равновесия рычага?
2.Формула определения КПД.

5

1.Объясните действие тачки, как рычага.
2.В каких единицах измеряется мощность?

6

1.Являются ли ножницы простым механизмом? Каким именно?
2.Какую силу нужно приложить, чтобы поднять с помощью подвижного блока груз весом 100 Н?

7

1.Расскажите об этом ученом.
2. В каких единицах измеряется мощность?

8

1.Перечислите простые механизмы.
2. Какую силу нужно приложить, чтобы поднять с помощью неподвижного блока груз весом 100 Н?

9

1. На какой шар действует большая сила?
2. Какую работу совершает сила трения, равная 5 Н, при перемещении тела на 1 метр?

10

1.Какую работу совершает двигатель мощностью 100 Ватт за 2 секунды?
2.Сколько и какие механизмы изображены на рисунке?

Рисунки

№ 1.

 

№ 3.

№5

№ 5

№ 7

№ 9

 

№ 10