Цели:
- повторить и обобщить знания по теме «Простые механизмы»;
- выработать умения решать задачи на расчет КПД.
- формировать представление о единстве законов физики и природы, использовании их в жизнедеятельности человека. Слайд №3.
Оборудование: презентация (Приложение 1), карточки.
Ход урока
Слайд № 4.
- Орг. момент.
- Фронтальный опрос.
- Силовой эксперимент.
- Решение задач.
- Идеальный двигатель.
- Итог урока.
- Рефлексия.
1. Орг. момент.
Учитель:
Сегодня мы повторим материал, полученный вами при изучении темы «Простые механизмы». У вас на столе бланки, в которых указаны задания на урок. За каждый правильный ответ на вопрос, за дополнение к вопросу, вы засчитываете себе балл, количество баллов укажите в конце урока, на бланке с обратной стороны. Подпишите свой бланк, вы работаете парами, поэтому на бланке ставите две фамилии.
2. Фронтальный опрос.
Задание 1.
Расшифруйте ребус. Слайд № 5, 6. Ответы: Слайд №7.
Задание 2.
В бланке найдите задание, которое соответствует номеру вашей парты. Ответьте на вопрос, устно. Время подготовки 5 минут.
Задания к карточкам.
1.
- Объясните изображение на рисунке.
- В каких единицах измеряется работа?
2.
- В каком случае с помощью рычага можно получить больший выигрыш в силе; в работе?
- Формула для измерения работы.
3.
- Объясните изображение на рисунке.
- Формула для измерения мощности.
4.
- Сформулируй правило равновесия рычага.
- Формула определения КПД.
5.
- Объясните действие тачки, как рычага.
- В каких единицах измеряется мощность?
6.
- Являются ли ножницы простым механизмом? Каким именно?
- Какую силу нужно приложить, чтобы поднять с помощью подвижного блока груз весом 100 Н?
7.
- Расскажите об этом ученом.
- В каких единицах измеряется мощность?
8.
- Перечислите простые механизмы.
- Какую силу нужно приложить, чтобы поднять с помощью неподвижного блока груз весом 100 Н?
9.
- На какой шар действует большая сила?
- Какую работу совершает сила трения, равная 5 Н, при перемещении тела на 1 метр?
10.
- Какую работу совершает двигатель мощностью 100 Ватт за 2 секунды?
- Сколько и какие механизмы изображены на рисунке?
Слайд № 8, 9.
3. Силовой эксперимент. Демонстрация «Свечной качалки».
Учитель:
Центр тяжести – это та точка, в которой вес одной его половины равен весу другой. Нам понадобятся: тупой нож или ножницы, длинная свеча, длинный гвоздь, стаканы, блюдца.
Как проводить этот силовой эксперимент.
- Счистить немного воска с тупого конца свечи, чтобы появился фитиль.
- Воткнуть длинный гвоздь точно посередине свечи.
- Установить гвоздь на стаканах.
- Подставить блюдца под оба конца свечи.
- Получились качели. А как заставить их качаться? Зажжем оба фитиля. Что произойдет? Свеча качается верх – вниз. Почему?
Капля горячего воска капает с одного конца свечи. Этот конец поднимается вверх, так как становится легче. В следующий момент капля падает с противоположного конца свечи, и поднимается он. И так далее.
Равновесие свечи все время нарушается, поэтому она продолжает качаться вверх – вниз.
Мини – викторина
Отличается ли положение цента тяжести у мужчин и женщин?
Мини – ответ
Да, отличается. У большинства женщин центр тяжести расположен в области таза. У мужчин он расположен в верхней части тела. Проверим. Прошу выйти мальчика и девочку. Следуйте моим указаниям.
Упрись в стену большими пальцами ног. Поставь одну ногу вплотную за другой. Переставляя так ноги, отойди от стены на три ступни. Пусть кто – нибудь поставит табурет между тобой и стеной. Наклонись вперед, направив макушку к стене. Угол между твоими ногами и телом должен составлять примерно 45 градусов.
Возьми табурет за края, подними его и держи, причем сиденье должно быть под грудью. Держа табурет, попробуй выпрямиться. Если у тебя низкий цент тяжести (женский), вес табурета не помешает тебе выпрямиться. Если же у тебя высокий центр тяжести (мужской), то вес табурета настолько нарушит твое равновесие, что ты не сможешь подняться.
4. Решение задачи.
Учитель:
Откройте тетради. Запишите число, тему урока. Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетради.
Задача
При помощи подвижного блока поднимают груз, прилагая, к концу верёвки силу 100 Н. Определите КПД установки, если масса самого блока равна 2 килограмм, масса груза 16, 5 килограмм, а груз подняли на высоту 4 метра.
5. Идеальный двигатель.
Для чего используются простые механизмы?
Возможен ли вечный двигатель? Посмотрим, какие двигатели предлагали экспериментаторы. Слайд № 10-17.
6. Итог.
7. Рефлексия.
Слайд № 18.
Сегодня мы на уроке повторили тему «Простые механизмы», провели силовой эксперимент, решили задачу. В заключение урока подсчитайте количество балов, заработанных, вами на уроке и нарисуйте выбранный вами знак, который характеризует ваше настроение на данный момент.
Фамилия, имя ученика |
количество балов |
рефлексия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк заданий по теме «Простые механизмы»
Задание 1. Расшифруйте ребус.
Задание 2. Выберите номер своего задания, который соответствует номеру вашей парты, ответьте устно. Время на подготовку 5 минут.
1
1. Объясните изображение на рисунке.
2.В каких единицах измеряется работа?2
1.В каком случае с помощью рычага можно получить больший выигрыш в силе; в работе?
2.Формула для измерения работы.3
1. Объясните изображение на рисунке.
2.Формула для измерения мощности.
4
1.Сформулируй правило равновесия рычага?
2.Формула определения КПД.5
1.Объясните действие тачки, как рычага.
2.В каких единицах измеряется мощность?6
1.Являются ли ножницы простым механизмом? Каким именно?
2.Какую силу нужно приложить, чтобы поднять с помощью подвижного блока груз весом 100 Н?7
1.Расскажите об этом ученом.
2. В каких единицах измеряется мощность?8
1.Перечислите простые механизмы.
2. Какую силу нужно приложить, чтобы поднять с помощью неподвижного блока груз весом 100 Н?9
1. На какой шар действует большая сила?
2. Какую работу совершает сила трения, равная 5 Н, при перемещении тела на 1 метр?10
1.Какую работу совершает двигатель мощностью 100 Ватт за 2 секунды?
2.Сколько и какие механизмы изображены на рисунке?
Рисунки
№ 1.
№ 3.
№5
№ 5
№ 7
№ 9
№ 10