Цели урока:
1) Познакомить с понятием «Сервировка стола», с правилами сервировки, предметами сервировки, историей их появления. Научить приемам складывания салфеток, сервировки стола.
2) Развивать эстетический вкус при складывании салфеток, сервировки стола, внимательность, аккуратность.
3) Воспитывать самостоятельность.
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
Учебно-методический комплекс:
- слайд-программа
- фото сервировки стола
- салфетки
- посуда и приборы.Тип урока:
- комбинированный урок с использованием презентации.
Ход урока
Оргмомент:
- приветствие
- сообщение темы и цели урока
Основная часть:
Изложение новой темы:
Сервировка стола - это подготовка его к завтраку, обеду, ужину или чаю, т.е. правильная расстановка всех необходимых приборов и посуды (слайд № 3)
Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать мероприятию - строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок
- отражать тематическую направленность застолья (Новый год, День рождения)
- быть эстетичной - гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками
- все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.
Последовательность сервировки праздничного стола
Стол будет выглядеть празднично, если его засервировать изящной посудой, серебряными столовыми приборами, а для напитков подадите хрустальные бокалы.
- Накрывают стол скатертью
- Расставляют тарелки
- Раскладывают столовые приборы
- Расставляют стеклянную и хрустальную посуду
- Складывают и расставляют салфетки.
- Ставят цветы, расставляют наборы для специй.
А теперь подробнее о предметах сервировки:
СКАТЕРТЬ
Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями. Под скатерть кладут мягкую ткань, чтобы уменьшить стук посуды (слайд № 5)
ТАРЕЛКИ
Тарелки ставят строго против каждого стула, на расстоянии 1,5-2 см от края стола. При сервировке стола по случаю особых торжеств, вначале в качестве подставки ставят мелкие столовые тарелки, а на них закусочные. Затем на расстоянии 5-15 см слева от закусочных тарелок ставят пирожковые тарелки (слайд № 6-7)
ПРИБОРЫ
Количество используемых приборов зависит от меню. Справа от тарелок кладут ножи и столовую ложку, слева - вилки. За тарелкой кладут десертный прибор.
Все ножи должны быть обращены лезвием к тарелке. Вилки зубцами вверх. Расстояние между тарелкой и приборами - 0,5 см. (слайд № 8-10)
СТЕКЛЯННАЯ И ХРУСТАЛЬНАЯ ПОСУДА
Издавна непременным атрибутом праздничного стола являются различные напитки. Для их употребления используют стеклянную и хрустальную посуду, количество и ассортимент, которой зависит от того, какие напитки будут предложены гостям (слайд № 11-12)
ЦВЕТЫ И СПЕЦИИ
Ставят в центре стола. Цветы не должны быть высокими и иметь резкий запах. Можно оформить стол любыми цветами, в т.ч. искусственными, ветками, листьями, а также гирляндами из цветов (слайд № 13)
САЛФЕТКИ
Салфетка непременный предмет сервировки стола. Используют, как правило, льняные салфетки в сочетании со скатертью. Салфетки кладут на закусочные или пирожковые тарелки, их складывают разными способами в технике оригами (слайд № 14-18).
Далее девочкам предлагается просмотреть слайды с различным оформлением столов к празднику (слайд № 19-22).
Практическая работа
- Складывание салфеток разными способами.
- Сервировка праздничного стола.
Заключительная часть
- работа с тестом.
- подведение итогов
- сообщение темы и цели следующего урок
Тест к теме «Сервировка стола»
- К столовым приборам относятся:
а) кружка;
б) нож;
в) молочник;
г) вилка;
д) салатник;
е) ложка.
Ответ: б; г; е. - При сервировке стола ложку кладут:
а) в тарелку;
б) перед тарелкой;
в) слева от тарелки;
г) справа от тарелки;
д) в специальную укладку.
Ответ: г. - При сервировке стола к обеду вилку кладут:
а) справа от тарелки зубцами вверх;
б) слева от тарелки зубцами вверх;
в) справа от тарелки зубцами вниз;
г) слева от тарелки зубцами вниз;
д) в специальную укладку.
Ответ: б. - При сервировке стола салфетки кладут:
а) в кольцо;
б) в стакан;
в) на закусочную тарелку;
г) слева от тарелки;
д) справа от тарелки.
Ответ: а; б; в. - Праздничный стол накрывают:
а) белой скатертью;
б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;
в) цветной клеенкой;
г) цветной скатертью;
д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.
Ответ: а,г.