Цель: знакомство с новой буквой.
Задачи:
- Научить выделять в речи звуки (х), (х,),
дать понятие о твердости, мягкости, глухости
звука.
- Познакомить с буквами Х, х, научить читать слоги и слова.
- Формировать навык работы с учебником чтения, упражнять в звукобуквенном анализе;
- Расширять представления детей об окружающем мире;
- Развивать навык устной связной речи,
аналитико-синтетическую деятельность;
- Развивать познавательные процессы;
- Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к хлебу, уважение к труду человека.
Ход урока
I. Организационный момент
Эмоциональная подготовка к уроку
Давайте улыбнемся, и свои добрые улыбки подарим гостям, классу и окружающей нас природе.
Девиз урока: “Учись доброму, худое на ум не придет.”
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какой звук обозначает: гласный или согласный, научимся читать слоги и слова.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорная пятиминутка.
Сеня вёз воз сена.
Воз сена вёз Сеня.
3. Повторение.
Игра “Пятый лишний”
Физкультминутка.
4. Изучение нового материала.
- На улице снег и мороз, а я вам предлагаю отправиться в деревню.
- Кто из вас был летом в деревне, поднимите руку.
- Что вы там видели?
- Каких домашних животных вы видели в деревне?
- Каких домашних птиц вы видели в деревне?
- Что происходит в деревне с восходом солнца? (Женщины встают и сгоняют домашний скот на луг…)
- Как вы думаете, а кто встречает и присматривает за ними целый день? (Пастух)
- Кто такой пастух? (Пастух – работник, пасущий скот)
- Что за важная птица ходит по двору и встает раньше всех? (Петух)
- Вспомните стихотворение В. Берестова “Петушки”.
Выделение согласных звуков.
Звуко-буквенный анализ слов. Работа с кассой.
- Составьте звуковую схему слова петух. (Дети составляют схему).
- Сколько слогов в слове?
- Произнесите 1 слог. Что из себя представляет слог пе? (Слияние)
- Произнесите 2слог. (Слияние и примыкание)
- Назовите мягкий согласный звук. Почему мы слышим мягкий звук [п’] ? (Его смягчает буква е)
- Назовите твердые согласные звуки. Назовите ударный слог. Назовите слог со звуком [х].
- Измените слово так, чтобы звук [х] стал мягким (петухи).
- Составьте звуковую схему слова петухи.
- Как изменилось слово? (стало 3 слога, ударение падает на 3-ий слог).
Воспитательная работа.
- Кого еще называют петухом.
- Я думаю, что у нас в классе нет драчливых петухов, а есть только умные и дружные ребята. А я вам предлагаю одну игру, которая называется “Твердый – мягкий”
Игра “Твердый – мягкий”
Артикуляция звука.
- Повернитесь друг к другу. Внимательно глядя в лицо своему товарищу, произнесите последний звук в словах петух, пастух. Определите как располагаются видимые органы речи в момент его произношения.
При произношении звуков губы разомкнуты; между верхними и нижними резцами некоторое расстояние; кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов; задняя часть спинки языка почти смыкается с нёбом, посередине щель; мягкое нёбо поднято; голосовые связки сомкнуты.)
- Произнесите этот звук хором и охарактеризуйте его. (Согласный, так как при произнесении воздух встречает препятствие. Он глухой, так как образован при помощи шума. Твердый, имеет мягкую пару [х’])
- Итак, подведем итог первой части урока.
- С какими звуками мы познакомились?
- Что вы о них узнали? (Согласный, глухой, твердый, имеет мягкую пару).
Физкультминутка ХОМКА.
- А теперь вопрос для самых внимательных: сколько раз в тексте физкультминутки встретились звук [х], [х’]
Знакомство с буквой.
Мы с вами познакомились со звуками, следующая цель нашего урока. Познакомиться с буквами, которая обозначает эти звуки.
- Звуки [х], [х’], обозначаются буквой Х, х.
- Посмотрите и скажите чем различаются и чем похожи буквы.
- Когда мы употребляем большую букву Х?
- На что похожа буква Х? (ответы детей)
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольная подружка.Не рогаты мы, не злы.
Козлы мы, а не козлы.
Держим мы в руках бревно.
Чтоб не выпало оно.
- На какой полке будет жить буква Х?
- Соседями буквы Х будут С и Ч.
- Давайте попробуем сделать букву из листа бумаги (Сложить лист пополам и вырвать лишнее).
Чтение слогов с новой буквой.
Следующая цель нашего урока научиться читать слоги и слова с буквой Х.
- К какому слогу из первого столбика нужно добавить букву М, чтобы получилось слово, называющее лесную подстилку? (мох).
- К какому слогу из второго столбика нужно добавить слог ЛВА, чтобы получилось название восточной сладости? (халва).
- К какому слогу из третьего столбика нужно добавить слог КЕЙ, чтобы получилось название зимнего вида спорта? (хоккей).
- Какой слог из четвертого столбика уже является словом? (мех – шерсть животного).
Закрепление.
Упражнение на развитие пространственной ориентации.
Слово рассыпалось. Б Е Л Х
Хлеб.
Слава хлебу на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
- Что прославляет автор? А вот почему он это делает, мы узнаем немного позже.
Работа с таблицей родственных слов.
- Прочитайте слова про себя.
хлеб
хлеба
хлебный
хлебушек
хлебороб
- Прочитайте слова.
- Прочитайте слово, которое обозначает изделие из муки (хлеб);
- его ласковое название (хлебушек);
- поле со злаковыми культурами (хлеба);
- сделанный из хлеба (хлебный).
- Прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает? (хлебороб - профессия: человек, выращивающий хлеб).
О работе хлебороба говорят так:
Без труда хлеб не родится никогда.
Послушайте рассказ о том, как люди выращивают хлеб.
- Почему автор прославлял хлеб?
Работа с пословицами, с.162-163.
- О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы прочитаем пословицы о хлебе. Они рассказывают о том, как появился хлеб на нашем столе и о том, как много труда в него вложено.
- Чтение пословиц учащимися.
- Чему учат нас эти пословицы? (Трудолюбию, стремлению придти на помощь)
Работа с текстом в “Русской азбуке” на стр. 163.
Чтение и анализ текста.
- Чтение текста подготовленным учеником.
- Чтение текста учащимися (жужжащее чтение).
- Какое время года наступит после осени?
- Что дрожит от холода?
- Какими становятся дни?
-Где появился ледок?
- Что надо убрать с полей до холодов?
- Прочитайте последнее предложение.
- Какой хлеб нужно собрать до холодов? (Хлебные колосья).
Итог.