Цель урока: познакомить учащихся со звуками [н] [н’] и буквой Н, н;
Задачи урока:
- учить отличать эти звуки от других согласных звуков, и букву Н, от других букв;
- учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой;
развивать:
- фонематический слух;
- зрительное восприятие;
- связную речь;
воспитывать:
- культуру поведения;
- умение работать в парах.
Ход урока
1. Мобилизующий этап.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос.
У.:- Ответьте на мои вопросы одним словом и постарайтесь запомнить ответы.
- Самый известный коротышка из книги Н, Носова? (Незнайка)
- Полное имя мальчика, которого зовут Коля? (Николай)
- 7 дней? (неделя)
- Слово - запрет? (Нельзя)
- Цифра, которая похожа на букву О? (Ноль)
- Животное с одним рогом? (Носорог)
- Дождливая погода? (Ненастье)
У.: - Вспомните и назовите слова-ответы. Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова, ориентируясь на первый звук, сформулируйте тему урока.
Д.: - Слова-ответы начинаются со звука [н] или [н’]. В первую группу можно отнести слова: носорог, ноль, во вторую – Незнайка, Николай, неделя, ненастье, нельзя. Тема нашего урока “Звуки [н], [н’] и буква, которая их обозначает.”
У.: - Поставьте цель нашего урока, используя слова на доске:
- познакомиться со [ ] [ ’] и буквой …;
- учиться отличать [ ] [ ’] и букву … от других… и …;
- учиться читать… .
Д.: - Цель нашего урока:
- познакомиться со [н ] [н’] и буквой, которая их обозначает;
- учиться отличать [н ] [н’] и букву которая их обозначает от других звуков и букв;
- учиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой.
2. Знакомство с новыми звуками.
У.: - Вспомните слова-ответы, в которых звук [н] твёрдый. Назовите слово, в котором большее количество слогов.
Д.: - Это слово носорог.
У.: - Произнесём слово, выделяя первый звук трижды.
Д.: - [н] [н] [н] носорог.
У.: - Назовите выделенный звук.
Д.: - Это звук [н].
У.: - Охарактеризуйте этот звук и покажите его соответствующими жестами.
Д.: - Этот звук согласный, звонкий, непарный, (сонорный), твёрдый, парный.
У.: - Изобразите схему этого звука.
Д.:
У.: - Вспомните слова со звуком [н’].
Д.: - Незнайка, Николай, неделя, ненастье, нельзя.
У.: - Назовите слово, в котором ударение падает на 3 слог.
Д.: - Николай.
У.: - Произнесём слово, выделяя первый звук трижды.
Д.: - [н’] [н’] [н’] Николай.
У.: - Назовите выделенный звук, охарактеризуйте его.
Д.: - Звук [н’], согласный, звонкий, непарный, (сонорный), мягкий, парный.
У.: - Изобразите схему этого звука.
Д.:
У.: - Глядя на эти схемы, дайте сравнительную характеристику этим звукам.
Д.: - Эти звуки согласные, сонорные. Звук [н], твёрдый, звук [н’], мягкий.
У.: - Прочитайте слова, написанные на доске (налимы, лини). Кто это? Учитель показывает картинки с изображением рыб. Какое слово “придёт” в гости к Николаю, а какое к носорогу? Обоснуйте ответ.
Д.: - Слово налим “пойдёт” в гости к слову носорог, т.к. звук [н], твёрдый, а слово лини – к Николаю, т. к. звук [н’], мягкий.
У. Назовите другие слова. Кот начинаются со звука [н] и слова, начинающиеся со звука [н’].
3. Физкультминутка.
У.: - Я буду называть слова, а вы делайте наклон вперёд, если услышите в слове звук [н] и приседайте, если услышали звук [н’]. Мальчики запоминайте слова со звуком [н’], а девочки со звуком [н].
Новость, ночь, Нина, Наум, Нил, нитки.
4. Знакомство с буквой.
У.: - У Николая есть альбом с буквами, я буду перелистывать альбом, если вы увидите букву, которой не обозначаются звуки [н] и [н’], вы смотрите молча. А если увидите букву, которой обозначаются эти звуки, хлопайте. Как называется эта буква?
Д.: - Это буква Н.
У.: - Изобразите эту букву парами.
5. Чтение слогов с новой буквой.
У.: - Прочитайте слоги на форзаце учебника с буквой Н. Девочки читают хором слоги с твёрдым согласным звуком, мальчики – с мягким звуком [н’]. Прочитайте слоги на доске:
мна мно мны мну мнё мне мни
У.: - Какое задание можно выполнить с этими слогами?
Д.: - Эти слоги можно дополнить до слов: умна, много, умны, мнёт.
У.: - Прочитайте с нужной интонацией:
Налимы и лини. Налимы и лини? Налимы и лини? Налимы и лини! Налимы и лини!
6. Составление текста.
У.: - Прочитайте предложения с рисунками на стр. 60 (Азбука Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фонин).
Д.: - У Лены кошка.
У Нины собака.
У Лёни черепаха.
У.: - Составьте схему 1 предложения.
Распространите 1 предложение, 2 предложение. 3 предложение.
Д.: - У Лены кошка Мурка.
У Нины умная собака.
У Лёни сухопутная черепаха.
У.: - Добавьте предложение в начале и в конце, чтобы получился текст.
Дети работают в парах. Далее заслушиваются получившиеся варианты текста.
Д.: - Ребята взяли себе на воспитание животных.
У Лены кошка Мурка.
У Нины умная собака.
У Лёни сухопутная черепаха.
Все ребята любят своих животных.
7. Итог урока.
У.: - С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки?
8. Рефлексия.
Кошка Мурка любит играть с бантиком. Нарисуйте бантик и раскрасьте его зелёным цветом, если вам было хорошо на уроке, синим – если всё равно, красным – если тревожно.