Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Звуки [н] , [н'] и буква Н, н"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учащихся со звуками [н] [н’] и буквой Н, н;

Задачи урока:

  • учить отличать эти звуки от других согласных звуков, и букву Н, от других букв;
  • учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой;

развивать:

  • фонематический слух;
  • зрительное восприятие;
  • связную речь;

воспитывать:

  • культуру поведения;
  • умение работать в парах.

Ход урока

1. Мобилизующий этап.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос.

У.:- Ответьте на мои вопросы одним словом и постарайтесь запомнить ответы.

- Самый известный коротышка из книги Н, Носова? (Незнайка)

- Полное имя мальчика, которого зовут Коля? (Николай)

- 7  дней? (неделя)

- Слово - запрет? (Нельзя)

- Цифра, которая похожа на букву О? (Ноль)

- Животное с одним рогом? (Носорог)

- Дождливая погода? (Ненастье)

У.: - Вспомните и назовите слова-ответы. Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова, ориентируясь на первый звук, сформулируйте тему урока.

Д.: - Слова-ответы начинаются со звука [н] или [н’]. В первую группу можно отнести слова: носорог, ноль, во вторую – Незнайка, Николай, неделя, ненастье, нельзя. Тема нашего урока “Звуки [н], [н’] и буква, которая их обозначает.”

У.: - Поставьте цель нашего урока, используя слова на доске:

  • познакомиться со [ ] [ ’] и буквой …;
  • учиться отличать [ ] [ ’] и букву … от других… и …;
  • учиться читать… .

Д.: - Цель нашего урока:

  • познакомиться со [н ] [н’] и буквой, которая их обозначает;
  • учиться отличать [н ] [н’] и букву которая их обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой.

2. Знакомство с новыми звуками.

У.: - Вспомните слова-ответы, в которых звук [н] твёрдый. Назовите слово, в котором большее количество слогов.

Д.: - Это слово носорог.

У.: - Произнесём слово, выделяя первый звук трижды.

Д.: - [н] [н] [н] носорог.

У.: - Назовите выделенный звук.

Д.: - Это звук [н].

У.: - Охарактеризуйте этот звук и покажите его соответствующими жестами.

Д.: - Этот звук согласный, звонкий, непарный, (сонорный), твёрдый, парный.

У.: - Изобразите схему этого звука.

Д.:

У.: - Вспомните слова со звуком [н’].

Д.: - Незнайка, Николай, неделя, ненастье, нельзя.

У.: - Назовите слово, в котором ударение падает на 3 слог.

Д.: - Николай.

У.: - Произнесём слово, выделяя первый звук трижды.

Д.: - [н’] [н’] [н’] Николай.

У.: - Назовите выделенный звук, охарактеризуйте его.

Д.: - Звук [н’], согласный, звонкий, непарный, (сонорный), мягкий, парный.

У.: - Изобразите схему этого звука.

Д.:

 У.: - Глядя на эти схемы, дайте сравнительную характеристику этим звукам.

Д.: - Эти звуки согласные, сонорные. Звук [н], твёрдый, звук [н’], мягкий.

У.: - Прочитайте слова, написанные на доске (налимы, лини). Кто это? Учитель показывает картинки с изображением рыб. Какое слово “придёт” в гости к Николаю, а какое к носорогу? Обоснуйте ответ.

Д.: - Слово налим “пойдёт” в гости к слову носорог, т.к. звук [н], твёрдый, а слово лини – к Николаю, т. к. звук [н’], мягкий.

У. Назовите другие слова. Кот начинаются со звука [н] и слова, начинающиеся со звука [н’].

3. Физкультминутка.

У.: - Я буду называть слова, а вы делайте наклон вперёд, если услышите в слове звук [н] и приседайте, если услышали звук [н’]. Мальчики запоминайте слова со звуком [н’], а девочки со звуком [н].

Новость, ночь, Нина, Наум, Нил, нитки.

4. Знакомство с буквой.

У.: - У Николая есть альбом с буквами, я буду перелистывать альбом, если вы увидите букву, которой не обозначаются звуки [н] и [н’], вы смотрите молча. А если увидите букву, которой обозначаются эти звуки, хлопайте. Как называется эта буква?

Д.: - Это буква Н.

У.: - Изобразите эту букву парами.

5. Чтение слогов с новой буквой.

У.: - Прочитайте слоги на форзаце учебника с буквой Н. Девочки читают хором слоги с твёрдым согласным звуком, мальчики – с мягким звуком [н’]. Прочитайте слоги на доске:

мна мно мны мну мнё мне мни

У.: - Какое задание можно выполнить с этими слогами?

Д.: - Эти слоги можно дополнить до слов: умна, много, умны, мнёт.

У.: - Прочитайте с нужной интонацией:

Налимы и лини. Налимы и лини? Налимы и лини? Налимы и лини! Налимы и лини!

6. Составление текста.

У.: - Прочитайте предложения с рисунками на стр. 60 (Азбука Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фонин).

Д.: - У Лены кошка.

У Нины собака.

У Лёни черепаха.

У.: - Составьте схему 1 предложения.

Распространите 1 предложение, 2 предложение. 3 предложение.

Д.: - У Лены кошка Мурка.

У Нины умная собака.

У Лёни сухопутная черепаха.

У.: - Добавьте предложение в начале и в конце, чтобы получился текст.

Дети работают в парах. Далее заслушиваются получившиеся варианты текста.

Д.: - Ребята взяли себе на воспитание животных.

У Лены кошка Мурка.

У Нины умная собака.

У Лёни сухопутная черепаха.

Все ребята любят своих животных.

7. Итог урока.

У.: - С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки?

8. Рефлексия.

Кошка Мурка любит играть с бантиком. Нарисуйте бантик и раскрасьте его зелёным цветом, если вам было хорошо на уроке, синим – если всё равно, красным – если тревожно.