Термин “ПОРТФОЛИО” пришёл в педагогику из политики и бизнеса:
- портфель инвестиций, портфель министерский… И прижился. Даже появился “Портфолио учителя”, куда собирается диагностико- методический материал для различных педагогических конкурсов, рейтингов, участия в нацпроектах…
Портфолио:
- предмет для хранения и переноски письменных работ, документов (портфель, дело, папка),
- серия работ, документов, бумаг, объединённых общей темой (портфель ценных бумаг, папка с рисунками).
Портфолио в широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в определённый период его обучения.
Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию о достижениях учеников.
Портфолио ученика - это:
- способ фиксирования, накопления и оценка достижений ученика за определённый период,
- работы и результаты учащихся в различных избранных им областях,
- систематический сбор доказательств, используемых учителями,учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.
Следовательно, содержанием портфолио является:
- документы,
- работы,
- отзывы,
- награждения, сертификаты…
Ученик выступает как объект оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении по результатам учебно- познавательной деятельности : учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др.
Основная цель портфолио – показать всё, на что способен ученик, развить и “разбудить” способности ученика, повысить мотивацию обучения.
Портфолио предполагает не только самооценку, но и развитие самоанализа к собственным учебным целям и планам на будущее. . и даже неожиданно для ученика раскрытие каких-то никогда не проявившихся видов деятельности.
Из всего сказанного можно сделать вывод – портфолио является современной целенаправленной формой оценивания индивидуальных достижений учащегося, причём дополняет традиционные контрольно- оценочные средства такие, как тесты и экзамены. А это даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания. Этому помогают различные внешкольные организации и учреждения.
Таким образом, портфолио решает самую важную педагогическую задачу – развить и поощрять учебную активность и самостоятельность школьника, поддерживать высокую учебную мотивацию, расширять возможности обучения и самообразования, формировать умение учиться, т. е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, являться стимулом к дальнейшему саморазвитию.
Чтобы проследить динамику прогресса ученика, каждый элемент портфолио нужно ДАТИРОВАТЬ.
Портфолио при зачислении ученика на профиль, должен включать 3 элемента:
- описание цели сбора портфолио, его предназначение,
- содержание(или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов,
- перспективы дальнейшего исследования, т. е. взгляд в будущее.
Эта индивидуализация направленности учебных достижений ученика отвечает задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.
В нашей школе 4 профиля:
- информационно- технологический,
- социально-экономический,
- индустриально-технологический,
- социально-гуманитарный.
Сейчас портфолио используется в качестве образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами итоговой аттестации в выборе профиля в средней школе.
Технология работы с портфолио осуществляется в несколько этапов:
Первый этап.
На первом профориентационном занятии учащиеся знакомятся со структурой, содержанием, механизмами оценки, продолжительностью работы с портфолио, планируют работу над ним. Обязательным условием является то, что ученик подходит сознательно и ответственно к выполнению поставленных задач.
Второй этап.
Он заключается в непосредственной работе над портфолио в соответствии с планом, определённым каждым учеником, и учётом времени, отведённого на работу. Это период индивидуального поиска, сбора и систематизации материала, который будет включен в соответствующие блоки.
Третий этап.
На этом заключительном этапе учащиеся осуществляют анализ собственной деятельности, осуществляя самооценку своего портфолио. Результатом может быть итоговая таблица, рецензия, мини-сочинение – рассуждение… Важно, чтобы учащийся осознал свои достижения и проблемы, определил, с чем связаны трудности, и учёл свой опыт в дальнейшей работе. Показателем прогресса в этой деятельности является то, что постепенно, от портфолио к портфолио самоанализ собственной деятельности становится всё более глубоким и осмысленным.
Механизм оценки портфолио.
Он реализован следующим образом:
оцениваются только отдельные части портфолио (учебно- исследовательская деятельность, мир интересов, отзывы.) Исходя из опыта, считаем, что рейтинг ПОРТФОЛИО учащихся должен быть обязательно.
МЫ проводим Презентацию наиболее интересных Портфолио среди учащихся
9-ых классов в конце апреля. Отбор проводит ЭС / экспертный совет по портфолио, куда входят педагоги и ученики школы/.
ИТАК, в 8 классе готовим учащихся к выбору
курсов по выбору,
в 9 классе – к выбору профиля учёбы в 10 классе.
А это значит к выбору УЧЕБНОГО ПЛАНА.
Мы разработали
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРТФОЛИО ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР
МОУ – СОШ № 13
/ Базутина Н. А. /
10. 01. 07 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О “ ПОРТФОЛИО ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ”
УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
МОУ СОШ № 13.
Общие положения.
1. 1. Настоящее Положение разработано на основе и в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. / Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. № 1756-р /, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и Положения о “Портфеле личных достижений” учащегося основной школы г. Клин и Клинского района от 10 ноября 2004 года.
1. 2. “Портфель личных достижений” (далее портфолио) – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности : учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. за определённый период.
1. 3. Основная задача портфолио – предоставить возможность учащимся проявить свои способности, отразить и зафиксировать успехи и личные достижения.
1. 4. Цель портфолио – индивидуальная подборка учебных достижений конкретного ученика, осознание им своих целей и возможностей, обоснование учащимся выбора дальнейшего направления и формы обучения.
1. 5. Портфолио, наряду с аттестатом об основном общем образовании, может учитываться при комплектовании профильных классов на средней ступени обучения.
1. 6. Технология работы с портфолио – от этапа к этапу самоанализ собственной деятельности учащегося становится всё более глубоким и осмысленным.
1. 7. Механизмы оценки портфолио – оцениваются только отдельные части портфолио.
2. Сроки накопления и функции портфолио.
2. 1. Срок накопления индивидуальных образовательных достижений для учащихся должен составлять два года (8 и 9 классы) в основной школе и два года (10 и 11 классы) в средней школе.
2. 2. Функции портфолио на данном этапе разнообразные, но главными являются содержательная и развивающая. Они обеспечивают непрерывность процесса обучения от года к году, раскрывая весь спектр выполняемых учеником работ,
2. 3. По решению педагогического совета школы сбор портфолио может быть начат классным руководителем раньше указанного срока и продолжен после окончания выпускником школы / 1 год /.
3. Схема формирования портфолио.
3. 1. Титульный лист, где указываются все сведения об учащемся (Ф. И. О. , адрес, телефоны, место учёбы, период, за который представлены документы, материалы и другая информация).
3. 2. Автобиография.
Инструкция для учащихся.
Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространённые предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор автобиографии.
План написания автобиографии.
Фамилия, имя ---------------------------------------------------------------------------
Родился (лась) (день, месяц, год, место рождения) -----------------------------
Образование (класс) ---------------------------------------------------------------------
Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье….).