Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Мебель” – проект: “Откуда приходит к нам мебель”; по теме “Зима” – проект: “Как узнать зиму” и т.д.
Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:
- побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
- побуждать детей к совместной деятельности;
- формировать эмоциональную заинтересованность;
- развивать мышление и воображение;
- формировать различные способы общения;
- овладение различными способами решения поставленных задач.
В ходе прохождения темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр Буквоведа (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Такие занятия интересны. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей:
- помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
- подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
- планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
- определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Я предлагаю, для примера, несколько паутинок тематических недельных проектов, по которым мы совместно с воспитателями и детьми логопедической группы работали:
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ: - комплекс утренней гимнастики “Игрушки”; - пластический этюд “Заводная игрушка”. |
ЦЕНТР НАУКИ: - рассказать, где и как делают игрушки; - рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (пластмасса, мех, синтепон, керамика, глина, дерево); - исследовать игрушки в натуральном виде; - организовать выставку любимых игрушек детей. |
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ: - счёт игрушек (прямой, двойками, парами, на ощупь); - ориентировка в пространстве “Найди игрушку”; - игра на логическое мышление “Определи по контуру”, “Исключи 4-го лишнего”. |
ЦЕНТР КНИГИ: - чтение и рассказывание стихов А. Барто “Игрушки”; - чтение и пересказ рассказа Л. Толстого “Была у Насти кукла”; - заучивание и отгадывание загадок; - чтение “Игрушкины частушки”; - составление по плану описательного рассказа о матрёшке. |
ИГРУШКИ |
ЦЕНТР БУКВОВЕДА: - звуковой анализ и синтез слов: кукла, мишка, машина; - разгадывание ребусов по теме; - составление рассказа “Любимая игрушка”. |
ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ: - изготовление игрушек из материала и картона для театрального уголка; - вырезать и вклеить в альбом картинки (игрушки). |
ЦЕНТР ИСКУССТВА: - рассмотреть игрушки на иллюстрациях (цвет, форма, величина, части (детали) игрушек); - рассказать о народных умельцах; - нарисовать “Моя любимая игрушка”; - аппликация “Весёлая семейка” (5 матрёшек, от самой большой до самой маленькой). |
ЦЕНТР ИГРЫ: - сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”; - музыкально-дидактическая игра “Пищалки”; - дидактическая игра “Назови игрушку”. |
Так в представленной план-схеме отражается работа всех видов деятельности. Соответственно подбирается материал для каждого центра. Материал и задания, в течение недели, могут дополняться и изменяться. Работа по теме проводится как на занятиях, так и вне занятий. Например, в центре науки выставляются различные игрушки из всевозможного материала, из этих игрушек можно организовать выставку, а к концу недели дополнить её любимыми игрушками детей. Причем, дети рисуют свою любимую игрушку и помещают рисунок в центр искусства, а также составляют рассказ о любимой игрушке и представляют его для всех детей группы.
По подобию планируется и проводится работа по всем темам в течение года. Например:
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ: - этюд “Закипающий чайник”; - пантомима “Мытьё посуды”; - физкультминутка “Сказочный ветерок”. |
ЦЕНТР НАУКИ: - работа с энциклопедией, просмотр журналов, классификация посуды (чайная, столовая, кухонная); - узнать из каких материалов изготавливается посуда, кто изготавливает, где; - как правильно пользоваться посудой. |
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ: - счёт посуды (по одному, парами); - дидактическая игра “Собери картинку”; - составление задач с использованием посуды. |
ЦЕНТР КНИГИ: - чтение сказки К. Чуковского “Федорино горе”; - загадывание загадок, составление загадок описательного характера; - придумывание рассказов, используя фантастическую кастрюлю. |
ПОСУДА |
ЦЕНТР БУКВОВЕДА: - игра “Домики” (помести слова по теме в домики: по количеству звуков – 3,4,5 звуков; по количеству слогов – 1,2,3,4 слога); - копировать (писать) слова: суп, стакан, миска; - решить кроссворд по теме: “Посуда”; - придумать предложения с предлогами о посуде (в, на, около, между). |
ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ: - лепка посуды из пластилина, теста, глины; - конструирование сервиза из бросового материала (яичная скорлупа, скорлупа ореха). |
ЦЕНТР ИСКУССТВА: - выставка посуды из разного материала (глина, фарфор, стекло, металл, пластмасса, картон); - рассматривание иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, жостово, хохлома); - раскрашивание глиняной посуды декоративной росписью; - рисование сказочной посуды. |
ЦЕНТР ИГРЫ: - сюжетно-ролевая игра “Магазин посуды”; - театрализованная игра “Живая посуда”. |
Аналогично составляется план-схема и по теме “Домашние животные”:
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ: - подвижная игра “Цыплята и кот”, “Еду-еду”, “Лошадки”; - пластический этюд “Домашние животные”. |
ЦЕНТР НАУКИ: - названия домашних животных, их детёнышей. Какую пользу приносят, почему называются домашними животными? - назвать профессии связанные с домашними животными (пастух, скотник, молочница, доярка) |
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ: - игра “Третий лишний” по теме, - игра “Примеров много – ответ один” (прибавить и вычесть в пределах 10). |
ЦЕНТР КНИГИ: - загадки о домашних животных; - стихи о домашних животных; - чтение П. Ершов “Конёк – Горбунок”; - чтение русской народной сказки “Сивка Бурка”. |
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ |
ЦЕНТР БУКВОВЕДА: - название домашних животных, в которых есть 1, 2, 3 слога; - шарады, ребусы о домашних животных; - анализ и синтез слов: кот, кошка, коза, собака. |
ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ: - смастерить с детьми из бросового материала (из яйца) свинку. |
ЦЕНТР ИСКУССТВА: - нарисовать сказку про домашних животных; - рассматривание картин с изображением домашних животных. |
ЦЕНТР ИГРЫ: - дидактическая игра “Назови семью”, “Кто, где живёт”, “Отгадай, кто это”, “Чей хвост (туловище, голова)”. |
Такая план-схема является основой проекта, но она может дополняться, изменяться в ходе работы. Главная задача педагогов при составлении такой план-схемы: подобрать разнообразный материал для реализации идей в разных центрах, ориентированный на конкретных детей логопедической группы, на разную степень сложности и интересы. Но проект это не только план-схема и проведение интегрированных занятий с использованием разных фрагментов, это способ работы с образовательным содержанием, при котором используются все возможные формы в комплексе. Это позволяет рассмотреть явление (событие, предмет) с разных сторон, а также обеспечить каждому ребенку тот способ получения знаний, который для него наиболее приемлем. Вовсе не обязательно называть все эти действия с ребенком проектами и центрами, но очень важно иметь в группе центры – место, где сконцентрированы материалы для определенного вида деятельности. Можно разместить на видных и доступных для детей местах в группе книги, иллюстрации, предметы по теме, специально подобранные истории, сюрпризные моменты и т.п., это послужит мотивацией детей к деятельности. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими возрасту, интересам детей и программным требованиям, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, длительность заинтересованной работы. А выбирая из предложенного, ребенок учится отстаивать свои интересы, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей, учится инициативе и анализу.
В логопедической группе детского сада проекты, в основном, классифицируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем. Все проекты проводятся внутри группы, но бывают и личностные, индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в логопедической группе детского сада является формирование и развитие всех компонентов речи.