Открытый урок музыки "Колокольные голоса России", 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цель урока:

  • Знакомство со звучанием колокола

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепление знаний о музыкальных инструментах – семейство ударных идиофонов

Развивающая:

  • Развитие вокально-хоровых, аналитических, импровизационных, слушательских навыков на основе музыкально-художественных образов.

Воспитательная:

  • Воспитание чувства патриотизма и уважения к истории России

Музыкальный материал:

Музыкальные попевки:

  • “Колокольчик нам поёт…” - начало урока; “До свидания” - окончание урока.
  • “Ростовские звоны”
  • “Колокольчик мой хрустальный” муз. Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина
  • “Песня о колоколах” муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина
  • “Воскресное утро” (аранжировка на синтезаторе)

ТСО:

  • видеомагнитофон
  • аудиозаписи
  • CD– диски
  • экспонат глиняной звонницы
  • глиняные колокольчики

Музыкальные инструменты, оборудование:

  • фортепиано;
  • медные, глиняные колокольчики.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА (2минуты)

Попевка (см. Рис.1)

(в качестве распевания и общего настроя на урок): (42сек.)

“Колокольчик нам поёт
Всех на музыку зовёт.
Слышишь тонкий голосок,
Нам пора начать урок:
“Динь – дон” - (учитель)
“Динь – дон” - (ученики)
“Здравствуйте” - (учитель)
“Здравствуйте” - (ученики).
Учитель: (40сек.)

Мы продолжаем знакомство с семьёй идиофонов - ударных музыкальных инструментов. Поэтому тема сегодняшнего урока: “КОЛОКОЛЬНЫЕ ГОЛОСА РОССИИ”.

Колокол в России с давних времён воспринимали как живое существо. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в летопись, не забывая упомянуть о его создателе. Каждому колоколу давали своё имя. Да и судьба колокола, что судьба человеческая – его даже в ссылку могли сослать за провинность. Поэтому колокол можно назвать настоящим гражданином своей страны, а вот паспорта у него нет. Давайте представим, как мог выглядеть этот документ: “Паспорт Гражданина Российской федерации”

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

1 Страница “ФОТОДОСЬЕ” 3мин

Первая страница документа – фотография гражданина.

Видеосюжет “Колокола” (57 сек.)

Учитель: (50 сек.)

Древний и огромный род колоколов. В нем звучат неповторимые низкие и высокие, тяжёлые и лёгкие, весёлые и грустные, хрустальные и серебряные голоса.

ОКОЛЬНЫЙ ЗВОН…
НИКТО НАС НЕ НЕВОЛИТ,
НО МУЗЫКА ИМЕЕТ СВОЙ УСПЕХ:
И ШКОЛЬНИКИ-РЕБЯТА КОЛОКОЛЯТ
НА ЗВОННИЦАХ РОССИИ В НОВЫЙ ВЕК!
В. СЕМЕРНИН

Музыкально-ритмическая имитация “Звонница” (1 мин.)

1 ряд исполняет слог “БОМ” (при этом тянется не гласный звук “о”, а согласный звук “м”), счёт 1и2и – половинная нота “соль” малой октавы

2 ряд исполняет “ДОН” (при этом тянется не гласный звук “о”, а согласный звук “Н”), счёт 1и – четвертная нота “соль”1 октавы + 2и “до” 1 октавы

3 ряд исполняет слоги “ДИНЬ-ДОН, счёт восьмыми нотами “соль, фа , соль, ми” 1 октавы

2 страница “МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО” 5минут

Учитель:

А живут колокола в Православных храмах, в колокольнях и звонницах. Знакомьтесь – город Ростов. В 17 веке в этом городе была возведена звонница из 12 колоколов. Как и все колокола России, их отливали из бронзы.

Сообщения учащихся:

“СЫСОЙ” - такое имя дали самому большому колоколу в честь схимонаха Сысоя. Вес колокола – 32 тонны, вес языка – 1,5 тонны. Раскачивали 2 звонаря. Лил его московский мастер Фрол Терентьев в 1688году.

“ПОЛИЕЛЕЙ” - средний колокол. В переводе с греческого его имя означает “многомилостивый”. Его вес -16 тонн. Литый московскими мастерами Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном в 1682 году.

“ЛЕБЕДЬ” - третий по величине колокол звонницы. Его вес -8 тонн. Обладает красивым полётным голосом, за что и получил такое имя. Его создали отец и сын Андреевы в 1862 году.

Учитель:

А ещё есть колокола с такими именами – “Козёл”, “Баран” и “ГОЛОДАРЬ”.

? Как вы думаете, почему один из колоколов назвали “ГОЛОДАРЬ” (Своё имя он получил оттого, что в него благовестили во время Великого Поста)

Послушайте, как звучат Ростовские звоны.

? Чем отличаются звуки колоколов от звучания обычных колокольчиков?

Предполагаемые ответы учащихся: звучание более объёмное; более обширный диапазон регистров (низкие, средние, высокие); более продолжительный звук – создают образ чего-то большого необъятного и сильного.

Ростовские звоны” запись 1963 года, фирма “Мелодия”, фрагмент (1мин.16сек.)

3.Страница 4минуты

Учитель:

Так пусть же наши слова о колокольном звоне найдут своё продолжение в цвете. Сегодня мы завершаем творческую работу Воскресное утро.

Плыви и здравствуй,
Музыка веков,
Над ярусами города и леса,-
Лишённое невидимых оков,
Чугунное поющее железо!...
Благовествуй же, музыка небес,
Такая удивительно земная,
К тебе сегодня общий интерес
Музыкознанья и самосознанья
В. СЕМЕРНИН

Творческая работа на альбомном листе “Воскресное утро” - (2мин.)

Физкультпауза (1мин.)

Звуковой сигнал к подъёму с места (восходящее арпеджио)

Раскачивание под музыку “как большой колокол” (руки вдоль туловища)

Раскачивание под музыку “как средний колокол” (руки на пояс)

Раскачивание под музыку “как малый колокол” (руки на пояс, голова под счёт наклоняется вправо, влево, вперёд, назад)

Страница. “ ДЕТИ” 5 минут

Учитель:

А теперь слово вам, будущее поколение.

Это что за звон
льётся на заре?
Колокольчик бьёт поклон
Матери - земле...
Время движеться вперёд,
Птицею летит,
Но, как прежде, вдоль дарог
синий луг звенит
И не даром говорят,
Что за чудеса
колокольцами звенят
наши голоса
В. СЕМЕРНИН

Исполнение песни “КОЛОКОЛЬЧИК МОЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ” (3мин.)

(см. рис.2)

5 . Страница “ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ” 5минут

Составить хронологический порядок ( работа на доске)

X Князь Владимир

Колокол “Корсунский”

г. Херсонес (Византия)

XIV небольшие колокола

европейские мастера

Нестор Иванов г.Псков

XVII Большие колокола

Язык

Звонницы, колокольни

звонари

XVIII-XIX Голландские колокола

Москва, Ярославль, Кострома

XX Россия-колокольная держава
XXI Изучение колокольного звучания

Применение новых технологий

6.Страница “РОДСТВЕННИКИ” 5минут

Учитель:

У церковных колоколов есть и симфонические и механические родственники

Сообщения учащихся.

ОРКЕСТРОВЫЕ КОЛОКОЛА.

Небольшие металлические трубки или пластины, повешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой. Применяют для изображения колокольного звона. Например, они звучат в опере Михаила Ивановича Глинки- “Иван Сусанин”. Впервые оркестровые колокола использовал в своих произведениях французский композитор Луиджи Керубини

ОРКЕСТРОВЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ.

Это тоже ударный инструмент, но голос его более слабый нежный, прозрачный. Набор маленьких пластинок укреплён на деревянных брусках. Пластинки расположены как клавиши фортепиано. Николай Александрович Римский-Корсаков в опере “Золотой Петушок” включает их для того, чтобы придать музыке фантастическое звучание

КУРАНТЫ - башенные часы с колоколами, играющие короткую мелодию. Первые куранты были установлены на башне Московского Кремля в 1625году.

7.Страница “СЛУЖЕБНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ” 3минуты

Учитель:

С 10 века колокола вошли в употребление, заняв достойное место в богослужении Православной Церкви. Если икона-это молитва в красках, храм-молитва в камне, то колокол- икона звучащая.

Видеофрагмент “Московский Кремль” (1 мин 02сек.)

ИТОГ УРОКА

8. Страница “ЗНАЧЕНИЕ” 7минут

Учитель:

Известный историк 19 века И.Е.Забелин писал “Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всём мире.

На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России - красотой голоса привлекает….(добро).

В Европе колокола - поют, а в России - … (говорят, звенят)

Основные средства выразительности колокольного звона - … (ритм, тембр)

Посмотрите, если соединить получившиеся слова – образуется такое предложение - “Колокольные голоса России говорят (звенят) добром, чаруя своим ритмом и тембром” (фраза завершается коллективным ответом учеников)

Музыкальный подарок

Вот и опять колокола...
Они кричат по дальним весям,Боьнее самых чутких песен
Опять звучат колокола.
не просят почестей, наград -
Тревогу лишь и дух мятежный
Что б сердца маленький набатуслышался во всей долине.
и вот опять колокола...
они кричат по дальним весям,
Их нет надрывней, нет чудесней,
И, сердце примет злаю
Н. Тарасов (г. Волжск)

Песня о колоколах(3мин 05 сек.) исполняет ученица 9 б класса Прокопьева Анастасия

(Дипломант городских, лауреат республиканских и межрегиональных вокальных конкурсов2002-2006г., педагог по вокалу Бриская Е.Ю.)

(см. рис. 3, рис.4, рис.5, рис.6)

Электронная презентация урока (см. Приложение 1)

Технологическая карта конструирования уроков с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет (см.Приложение 2)