Цель:
Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.
Задачи:
- Познакомить с терминами “экологическая безопасность”, “цепь загрязнения”, “бытовой фильтр”, “эколог”. Доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье. Учить выполнять правила личной экологической безопасности.
- Развивать речь, Мышление, активность, самостоятельность, обогатить словарный запас.
- Воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе, понимания необходимости ее беречь.
Оборудование:
- Карточки с терминами “экологическая безопасность”, “цепь загрязнения”, “экология”.
- Сигнальные карточки “да”, “нет” (у каждого ученика).
- Магнитофон с записью “Голоса птиц”.
- Бытовой фильтр, глобус, плакаты об охране природы.
- Детские рисунки “Мой любимый уголок природы”, фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу, репродукции картины И.Шишкина “Сосны, освещенные солнцем”, “Утро в сосновом бору”.
- Учебник “Окружающий мир”, 4Кл (1-4) авт. А.А. Плешаков.
- Компьютерное приложение к уроку.(приложение1, приложение2)
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, закройте глаза, опустите головы и внимательно вслушайтесь в слова (звучит музыка).
Учитель. “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… (Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус.) Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.
- Что подразумевается под словом жизнь? Назовите царства живой природы. (Растения, животные, люди). На экране появляются соответствующие таблички со словами.
- А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд (Рисунок 1).
- Как назвать одним словом (неживая природа).
- Как вы думаете, можно ли сказать, что совокупность живой и неживой природы - это и есть окружающий мир? (Да: можно).
- А что называется окружающей средой? (Почва, воздух, вода). Появляются таблички со словами “почва”, “вода”, “воздух”, “окружающая среда”.
Минутка поэзии
Учитель. “Родина! Родная природа… Эти слова наполнены глубоким смыслом. Многие писатели, поэты, художники посвятили свои произведения природе. Послушаем, о чем пишет поэт Сергей Викулов в своем стихотворении”. (Звучит музыка, проецируются слайды картин о природе великих художников, фото Волжских пейзажей и т.д.).
1 ребенок.
Услышу ль сосен шум в последний час
Журчат ручьи средь камушков у брода –
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать она, по имени Природа.
И у неё для всех хватает доброты.
2 ребенок.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три её основы;
Какая бы ни грянула беда – всё возродиться снова…
3 ребенок.
Но если -
Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,
Что это “если” значит?
О, человек! Природа – мать
Ни рек, и не морей,
От глаз твоих не прячет.
Цените её доверие, вы – люди
Не обмани её! И в тёмный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
- Великие композиторы и художники писали о природе так, что мы, слушая и видя их произведения, ощущаем живые чудеса природы, сказочную неувядающую красоту Земли. И дело здесь не только в таланте поэта, художника, композитора, фотографа. В любом творчестве, в любой работе помогает человеку любовь к природе, любовь к родному краю.
Постановка проблемы, сообщение темы и задач урока.
- Ребята, как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? (Да, загрязняется окружающая среда).
- Отчего загрязняется окружающая среда? (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода, вырубаются леса - грязнее воздух, выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т.д.)
- Почему мы говорим, что “Природа в опасности!”? (Исчезают растения, погибают животные, создана “Красная книга” и т.д.)
- Как вы понимаете пословицу “Судьба природы – наша судьба”? (От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться? (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе и т.д.)
Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и еще раз убедимся в красоте русской природы и необходимости её беречь.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о личной безопасности на дороге, в лесу, квартире, при пожаре, а сегодня вы узнаете о том, что такое “экологическая безопасность” и как мы связаны с окружающей средой.
А ещё будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей.
Работа по теме.
Беседа.
- Вернемся к схеме. Вы уже сказали, что на Земле живут разные существа. Это люди, растения, животные. А ещё человека окружают вода, воздух, почва. Человек взаимодействует со всем, что окружает его на Земле - и использует и воздух, и воду, и почву, и растения, и животных для своей пользы.
- Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу).
- Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помогать в этом человеку должна наука – экология.
В переводе с греческого языка “экос” - дом, “логос” - учение, т.е. изучение дома.
- Как вы думаете, а какой дом изучает экология? (Общий для всех дом – нашу Землю).
Итог.
Экология – наука о нашем общем доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой – для всех существ, на ней живущих. (Чертиться дом и стрелки, отражающие взаимодействие между живой и неживой природой). Итак, экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. На экране появляется схема. (Рисунок 2).
Представление об источниках загрязнения. Рассказ учителя.
Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят дома, электростанции, вырубают леса. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ – газов и пыли.
- Подумайте и скажите: что является источниками загрязнения окружающей среды? (Источники загрязнения – промышленные предприятия, заводы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало! (Внизу схемы дома появляются изображения). Из воздуха, воды, почвы загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек.
- Что же получается? Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно называют “цепью загрязнения”. Итог. - Назовите пути поступления загрязняющих веществ в организм человека (воздух, вода, продукты питания). На доске Рисунок 3.
Откройте учебники, рассмотрите рисунок на стр.29 и объясните цепь загрязнения.
( Выброс сточных вод в реку ? отравленная рыба в реке ? употребление рыбы отравление/заболевание / ).
-Подумайте и приведите свой пример цепи загрязнения. Грибы, собранные у дороги, содержат яд ? употребление в пищу ? отравление.
- Как вы думаете, - если человек вынужден дышать грязным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания с загрязняющими веществами - может ли он оставаться здоровым? (Нет).
Введение понятия "экологическая безопасность".
Итак, мы подошли к раскрытия главного понятия на нашем уроке.
Что же такое экологическая безопасность? (Это
защита от вредного воздействия
испорченной, загрязненной окружающей среды).
Конечно, сейчас немало делается для охраны воздуха, воды. - Что вы знаете об охране окружающей среды?
- На многих предприятиях работают очистительные установки, которые улавливают пыль, газы;
- ставят фильтры на трубы;
- разработка автомобилей, которые не будут загрязнять воздух;
- посадка лесов и т.д.;
- создание “Красной книги”.
Данные по Саратову (показ таблицы):
- Ведется экологами отбор проб воды на 23 предприятиях;
- В 2006 году в Саратове было высажено 13 тысяч деревьев и кустарников;
- В лесопарке "Кумысная поляна" посажено 170 тысяч сеянцев: 90 тысяч сосны, 10 тысяч дуба, 22 тыс. клена,14 тыс.березы, 16 тыс. рябины. (Таблица вывешивается на доску).
V. Физминутка.
- Как хорошо побывать в лесу и послушать пение птиц! (Звучит фонограмма "Звуки леса-Голоса птиц". Слайд "Лес")
VI. Работа с учебником
В мире много делается для охраны воды, воздуха. Но полностью эту задачу решить пока не удается. Поэтому каждому из нас необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности. Прочитайте самостоятельно текст на стр.31-32-33 и устно составьте памятки экологической безопасности.
Работа по группам.
ряд. - Как защититься от загрязненного воздуха ( стр.31).
ряд. - Как защититься от загрязненной воды ( стр.32).
ряд. - Как защититься от вредных продуктов питания (стр.33).Проверка памяток. От каждого ряда выступает 1 человек, остальные уточняют и добавляют.
Вопрос. Представьте такую ситуацию: вы с друзьями играете во дворе. Туда въехал автомобиль и его водитель ушел, не выключив двигатель. Прав ли водитель?
VII. Экологические задачи.
1).В лесопарке “Кумысная поляна” было посажено в 2006году 16 тысяч саженцев рябины, 14 тысяч березы, а осины в 3 раза больше, чем саженцев рябины и березы вместе. Сколько саженцев сосны было посажено в лесопарке? Сколько всего саженцев рябины, березы и сосны было посажено?
2). Ребята решили собрать мусор в лесу. Для этого они разделились на 5 групп по 6 человек и отправились в разные места. Во время этой акции каждый наполнил мусором мешка. Сколько мешков заполнили мусором все ребята?
VIII. Практическая работа.
Задание:
- Если в вашей семье уже пользуются бытовым
фильтром или намерены его
приобрести, возьми на себя уход за фильтром.
Следи за его чистотой, регулярно
(согласно инструкции) меняй картридж (т.е.
очищающий элемент).
При выслушивании третьего ученика можно задать вопрос:
-Вы, наверное, слышали и знаете, какие продукты
пытаются покупать ваши
родители? (Экологически чистые, т.е. не содержащие
загрязняющих, вредных
веществ.)
Показ российского товарного знака качества. (Любой товар проходит контроль. Если товар качественный и соответствует определенным правилам, его отмечают особым знаком.. Если на упаковке стоит такой знак - значит товар не принесет вред вашему здоровью).
Проверка решения задач учениками у доски с помощью сигнальных карточек "Да"-"Нет".
IX. Закрепление знаний. Самостоятельная работа.
На партах 2 конверта. В 1 - начало фразы, во 2 — ее конец.
Задание: соедини начало и конец фраз и ты получишь правила бережного отношения к природе.
1. | Экономно относясь к продуктам | … ты бережешь труд людей |
2. | Починив протекающий кран,… | …бережешь чистую воду |
3. | Охраняя растения,… | …сберегаешь воду от загрязнения |
4. | Изучая природу,… | …узнаешь, как её сберечь |
5. | Сортируя мусор,… | …даешь возможность снова сделать полезные вещи |
Помните! Природа перерабатывает пластиковый стакан за 100 лет, стеклянную бутылку - за 4000 лет, телефонную карту - за 1000 лет.
(Показ знака вторичной переработки упаковки – Рисунок4).
Сортировка мусора |
Вторичная переработка | |
Этот знак говорит о том, что упаковка сделана из Вторичного сырья. |
X. Итог урока
- Итак, вернемся к теме и целям урока. Мы с вами рассмотрели и изучили новые понятия. Что такое "экологическая безопасность”? "Источники загрязнения"? "цепь загрязнения”?
XI. Домашнее задание (по выбору)
- Любителям математики - составить любую экологическую задачу, используя числовые данные;
- Знатокам природы - придумать и нарисовать знаки экологической безопасности;
- Любителям литературы, поэзии - найти пословицы об охране природы или сочинить стихи, отражающие тему сегодняшнего урока.
А теперь проверим все, что усвоили на уроке.
Выполните тест по вопросу, который лежит у вас
на партах,
(см. приложение2). Какое слово
получилось? (В результате правильного
заполнения получается слово "прогноз").
Важно знать, предвидеть, что может случиться.
Люди всего мира поняли,
что природа нашей планеты в опасности.
А какой вывод вы сделали для себя? (Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т.д.)
Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
Если ты взял что-то от Земли - отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, - только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках "Любимые уголки природы".
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Мы должны всегда помнить слова М.Пришвина "Охранять природу - охранять Родину".
ХII Заключение.
- Ребята, у нас в гостях герой одной сказки, которую вы читали на уроке внеклассного чтения. Вы узнаете его? (Входит Маленький принц из сказки А.-С. Экзюпери "Маленький принц").
Маленький принц.
- Здравствуйте, ребята
Я вновь слетел на Землю!
Я мало мест прошел.
Лишь летчика увидел
И с Лисом дружбу свел.И хочется мне очень
Вот что у вас узнать!
Как я, вы вашу Землю
Привыкли убирать?И утром проверяете
Политы ли цветы?
Зверей не обижаете?
И не похожи выНа честолюбца глупого
С планеты № 2,
Который очень любит,
Но только лишь себя?И нет ли тех, кто сорит
И лениться убрать
Не помогает другу
И научился врать?Волшебной саблей этой
Сейчас взмахну здесь я
Навечно эту клятву
Запомните, друзья!Быть честными, быть верными
И каждый день следить,
Чтобы своей планете
Ничем не навредить!
(На экране проецируются фотослайды по охране природы).