Цели:
- познакомить со сказкой, написанной украинским народом;
- развивать речь и обогащать словарный запас детей;
- развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;
- осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прослушанного произведения;
- продолжить работу по моделированию обложки.
Оборудование:
- учебник “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина);
- грамзапись сказки “Колосок”;
- модели обложек;
- рабочая тетрадь “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина);
- гербарий “Злаковые растения”.
Ход урока
I. Знакомство с произведением
Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется “Колосок”.
А кто знает, что такое колосок? (Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломина).
Я предлагаю вам прослушать это произведение. Внимательно послушайте и определите жанр произведения. (Прослушивание грамзаписи украинской народной сказки “Колосок”).
- Что вы слушали? (Сказку).
- Какая модель соответствует прослушанному произведению? (Показ моделей).
- Докажите? (Жанр произведения сказки обозначается кругом).
- О чём она? (О животных).
- Какого цвета будет круг? (Коричневого).
- Почему? (Потому что произведения о животных обозначаются коричневым цветом)
Давайте сделаем модель обложки к этому произведению.
Сегодня попробуем сделать модель обложки по-другому, используя иллюстрацию к сказке.
Картинку нужно сложить из частей и приклеить на модель обложки, заменяя геометрическую фигуру. (Иллюстрация разрезана на части, в зависимости от возможностей ребенка).
Украинская сказка
Колосок
- Мы познакомились сегодня, с какой сказкой? (С украинской сказкой “Колосок”).
- Какие сказки бывают? (Авторские, народные).
- А эта сказка, какая? (Народная).
- Чем авторская сказка отличается от народной сказки? (У авторской сказки есть автор, а народную сказку сочинил народ).
II. Работа над сказкой
- Назовите героев сказки. (Мышата и петушок)
- Как звали мышат? (Круть, Верть)
- Почему народ дал такие имена мышатам? (Потому что они только и знали, что крутиться и вертеться)
- Как звали петушка? (Петушок Голосистое горлышко)
- Почему его так назвали?
III. Работа в рабочей тетради
(Задание № 3)
Подумайте, какими в сказке изображены мышата. Укажите ответ “+”.
- глупыми +
- умными
- злыми
- ленивыми +
- неразумными +
- трудолюбивыми
(Задание № 2)
- Каким народ изобразил в сказке петушка? (Трудолюбивым).
- Как отвечали мышата петушку в самом начале произведения? (Бодро, весело).
- А в конце произведения? (Тихо, еле слышно).
- Почему меняется тон их речи? (Потому что не знали, что всё достаётся своим трудом, и стало стыдно за своё поведение).
IV. Чтение сказки
Давайте прочитаем вслух сказку, передавая тон речи героев. (Выразительное чтение сказки)
(Задание № 4)
V. Обобщение
Как хлеб в сказке попал на стол? Мы в сказке проследили этот путь. А как происходит в жизни? Какой путь проделывает хлеб, пока попадет к нам на стол? Покажите этот путь. На столе у вас лежат карточки, разложите их в такой последовательности, в какой начинает свой путь хлеб и как он попадет к нам на стол.
VI. Вывод
Хлеб проходит такой трудный путь и нужно бережно относиться к хлебу.
Хлеб – наше богатство.
VII. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Легко ли вырастить хлеб
- Как нужно относиться к хлебу?
- Чему учит нас сказка?