Цели:
- ознакомить с жизнью и деятельностью великого русского писателя;
- развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
- воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи.
Оборудование:
- учебники “Парус” для 2-го класса
- тесты;
- плакат с изображением Теремка с вырезанными окошками;
- картинки с изображениями Лягушки, Мышки, Петуха, Ежика;
- короны с изображениями звере;,
- плакат со стихотворением В. Берестова “Дракон”.
План-конспект урока
1. Жужжащее чтение 3 мин.
2. Объявление целей и задач урока.
3. Проверка домашнего задания:
- Кто написал сказку “Липунюшка”?
- Чем занимались Старик и Старуха?
- Куда поехал Старик однажды?
- Что делала Старуха в это время?
- Откуда появился Липунюшка?
- Какую помощь предложил Липунюшка Матушке?
- Куда он побежал?
- Что случилось с ним в дороге?
- С какими словами обратился мальчик к Батюшке?
- За какую работу взялся Липунюшка?
- Кто захотел купить мальчика?
- Смог ли подарить барин Липунюшку жене?
- Охарактеризуйте Липунюшку?
- Что вы взяли из этой сказки для себя?
4. Словарная работа.
А) На доске плакат с изображением “Теремка”.
- Что это такое?
- Для чего нужен Теремок?
- Еще где живут люди?
Б) Объяснение значений слов
- домик,
- избушка,
- дворец,
- теремок, используя картины с их изображениями.
В) - Ребята, вы догадались, какую сказку мы сегодня будем читать?
5. Объяснение нового материала:
А) Сегодня Мы с вами познакомимся со сказкой С.Маршака “Теремок”.
Кто живет в “Теремке”, узнаете, отгадав загадки.
На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры. (Петушок)
Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это…? (Лягушка)
Под полом, под полом шевелит хвостом.
В щели глядится, вылезти боится. (Мышка)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной. (Ежик)
Б) Рассказ учителя о С.Я. Маршаке. Выставка книг.
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) родился в городе Воронеже, Стихи начал писать в раннем возрасте. Известный детский поэт. И взрослые, и дети наизусть помнят строчки из его произведений “Усатый - полосатый”, “Вот какой рассеянный”, “Сказка о глупом мышонке”, “Рассказ о неизвестном герое” и многих других. С.Маршак был первым поэтом, который перевел для российских детей шутливые стихи Д.Родари, стихи о веселом Робин Гуде и Шалтай-Болтае, сказки Р.Киплинга.
6. Чтение и анализ сказки.
А) Чтение сказки учителем.
Б) Самостоятельное чтение сказки учащимися в течение 3 минут после нацеливающего вопроса.
- Что Вы можете сказать о каждом из героев? И что у них общего?
В) Беседа о дружбе.
7. Физкультминутка по здоровьесберегающей технологии по методу В. Базарного.
А) Ходьба под музыку с танцевальными упражнениями по оздоровительным коврикам.
Б) Учащиеся хором говорят стихотворение и выполняют упражнения на ковриках.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.Мишка шел, шел, шел,
Мишка ягодку нашел.
Сел, поел:
– Ох, какая вкусная!
И дальше пошел.
Шел, шел, устал,
И тихо на пенечек сел.
В) Офтальмоминутка.
- “Веселые человечки”;
- “Бегущие огни”
- “Цветная ленточка”
8. Упражнение над развитием техники чтения.
А) Театрализованное чтение сказки по ролям.
Дети при этом надевают на голову коронки с изображениями зверушек.
Б) Заселение зверушек в теремок (рисунков зверушек в вырезанные окошки), называя полные имена.
В) Тестирование
Тест “Угадай-ка” к сказке С.Маршака “Теремок”
Это
а) рассказ; | в) стихотворение; | |
б) сказка; | г) басня. | |
2. Лягушка нашла | ||
а) дворец; | в) теремок; | |
б) избушку; | г) домик. | |
3. Первой пришла к Муравью | ||
а) бабочка; | в) ежик; | |
б) сорока; | г) мышка. | |
4. Дополните имя Мышки | ||
а) шалунишка; | в) воришка; | |
б) норушка; | г) бегунишка. | |
5. Что обещала печь Мышка | ||
а) каравай; | в) торт; | |
б) калачи; | г) блины. | |
6. После Мышки прибежали | ||
а) лиса, заяц; | в) петух, ежик; | |
б) медведь, петух; | г) лиса, ежик. | |
7. Какую песенку поет Петушок | ||
а) ку-ку, ку-ку; | в) кар-кар; | |
б) ку-ка-ре-ку; | г) чик-чирик. | |
8. В какое время суток обещал петь Петушок | ||
а) на заре; | в) днем; | |
б) вечером; | г) ночью. | |
9. Каким был Ежик | ||
а) черным; | в) белым; | |
б) зеленым; | г) серым. | |
10. Что обещал сделать Ежик | ||
а) построить дом; | в) сторожить дом; | |
б) покрасить дом; | г) снести дом. | |
11. В теремке место нашлось | ||
а) двоим; | в) четверым; | |
б) троим; | г) одному. |
Г) Вставить нужное слово в отрывках из сказки (плакаты и слова для вставки на доске)
Лучше нас, лесных...,
нет на свете сторожей.
Эй, откройте Петушку,
. . . , . . . !
9. Упражнение над развитием речи.
А) Прочитать стихотворение В. Берестова “Дракон” с плаката на доске. Данные слова вставить в нужное место в тексте стихотворения.
Дракон.
В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором “Здравствуйте!” сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы,
Пожалуйста, . . . .
Для этой пасти -
прочие . . . .
Для этой глотки - . . . .
Для этой башки - . . . .
Для этой рожи - . . . .
Для этого личика –
Два сдобных . . . .
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, . . . и . . .
Слова для справок: сласти, куличика, перловки, селедки, пирожки, халвы, то же, ножик, вилку.
Б) Учитель показывает бумажные куклы-макеты деда, бабки, курочки, яичка, мышки.
Из какой сказки эти герои?
В) Учащиеся, используя куклы, разыгрывают сказку “ Курочка Ряба”.
10. Подведение итогов урока.
- С какой сказкой познакомились?
- Кто написал эту сказку?
- Что нового узнали об этом писателе?
- Какие черты характера можно перенять у героев сказки?
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание: пересказ сказки.