ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ.
- Получить представление о назначении машинной иглы, о правилах подбора номеров машинных игл и ниток, о неполадках, возникающих из-за дефекта иглы и неправильной установки.
- Знать: устройство машинной иглы, правила техники безопасности.
- Уметь: устанавливать машинную иглу, определять неполадки в работе швейной машины и находить способы их устранения.
- Развивать: общеучебные навыки работы с учебником, таблицей, инструкционными картами, работы в паре и группе, осуществлять самоконтроль и взаимопомощь (взаимоконтроль).
- Воспитывать: бережное отношение к окружающему имуществу, культуру общения, ответственность за результат своего труда и труда своего товарища.
(см. Приложение 9)
Машинная игла.
Наглядные пособия, и оборудование:
- Таблицы “правильная посадка”, “машинная игла”
- Раздаточные карточки с заданием:
- машинная игла.
- Соответствие номера иглы виду ткани.
- Неполадки, связанные с дефектом иглы или ее установкой.
- Раздаточный лоскут с образцами игл, лупа, отвертки.
- Учебник “ Технология” 6 кл.
- Швейная машина.
I. К началу урока, согласно правилам техники безопасности, быть в спецодежде (Приложение8)
II.Цель: в результате повторения вы должны знать назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины (длины стежка, прижима лапки, натяжения верхней и нижней нитей). Регулировку качества машинной строчки путем изменения силы натяжения верхней и нижней нитей.
1. Рассмотрите плакаты и ответьте на вопросы:
1. Какая строчка является качественной?
Ответ: качественная строчка - это строчка, у которой отрегулированы длина стежка и натяжение верхней и нижней ниток.
2. От чего зависит длина стежка?
Ответ: длина стежка зависит от толщины стачиваемых тканей и назначения строчки. Чем толще ткань, тем больше длина стежка (отделочные строчки для образования сборок выполняют длиной 4 мм).
З.Как регулируется натяжение верхней нитки?
Ответ: регулируется гайкой 1, изменяя давление пружины 2 на шайбы натяжения 3. Чтобы усилить натяжение верхней нити, гайку поворачивают по часовой стрелке, чтобы ослабить против часовой стрелки.
4.Как регулируется натяжение нижней нитки?
Ответ: натяжение регулируется винтом, который прижимает пластинчатую пружину к корпусу.
5.Для чего нужно соблюдать технику безопасности?
- Подготовьте швейную машину к работе.
- Осуществите взаимоконтроль
III.Цель: выделить иглу как главный рабочий орган машины, обозначить тему и цель урока.
1. Ответить на вопросы:
а) От чего зависит качество строчки?
Ответ: от качества иглы, ее установки, соответствия номера игл и ниток, регулировки строчки.
б) Что входит в простейший ремонт швейной машинки?
Ответ: замена иглы, регулировка строчки, смазка и др.
2. Записать в тетрадь тему и цель урока:
Тема: “машинная игла”.
Цель: знать основные части машинной иглы; уметь устанавливать машинную иглу, определять качество.
IV.Цель: иметь представление о назначении швейной машины и ее основного органа - иглы.
1. Внимательно выслушать объяснение учителя и подготовить ответы на вопросы:
а) Назначение швейных машин;
б) Игла и ее устройство.
V.Цель: знать устройство машинной иглы, требования к ее качеству:
- Сравнить машинную иглу с ручной, использовав для этого раздаточный лоскут с иглами. Найти общие элементы и их различие. (Приложение4)
- Прочитать текст учебника 6 стр. 25, рассмотреть рис.14.
- Сделать краткие записи в тетрадь, перечислив названия элементов иглы.
- Проверьте усвоение материала, ответив на вопросы для самоконтроля:
а) Для чего предназначены желобки?
б) Какие элементы участвуют в образовании петли?
в) Для чего нужна лыска?
- Самостоятельно выполнить тест по раздаточным карточкам (карточка №1) (Приложение1).
- Взаимоконтроль :за каждый правильный ответ выставить по одному баллу. Ответы: 1-1; 2-4; 3-2; 4-7; 5-3; 6-5; 7-6.
- Контроль учителя.
VI.Цель: иметь представление о качестве машинных игл, уметь определять качество иглы.
- Прочитать текст учебника (стр. 26-27).
- Выделить требования, предъявляемые к машинным иглам. (Приложение5)
- Проверьте, качественна ли ваша игла (на раздаточном лоскуте).
- Ответить на вопрос: чем отличаются машинные иглы.
Ответ: номерами: № 65-120.
VII.Цель: видеть зависимость номера ниток от номера иглы, уметь пользоваться таблицей подбора игл и ниток.
- Самостоятельно проанализировать таблицу № 4 на стр.27 учебника. Разобрать первых три столбика.
- Определить, как зависит номер иглы от ткани (ответ; чем плотнее ткань, тем больше номер иглы).
- Выполнить самостоятельно задание по карточке №2 (Приложение2).
- Провести взаимоконтроль. За каждый правильный ответ выставить по одному баллу. Ответы: 1-6; 2-5; 3-4; 4-3; 5-2; 6-1.
VIII.Цель: ознакомится с устройством для установки иглы и последовательностью работы.
- Вводный инструктаж учителя по установке иглы (исп. Приложение5).
- Демонстрация приемов установки иглы на швейной машинке.
- Правила техники безопасности при установке иглы.
- Самостоятельная работа в парах: инструкционная карта, устно объяснить друг другу последовательность установки иглы (Приложение6)
1Х.Цель:научиться устанавливать машинную иглу на швейной машине.
- Самостоятельная практическая работа по установке иглы. Для работы использовать инструкционную карту.
- Проверить правильность установки иглы, сделав пробную строчку.
- Проанализировать качество строчки.
Х.Цель: закрепить и систематизировать знания по качеству иглы и ее установке.
- Внимательно вместе с учителем разобрать табл. № 6 на стр. 29 учебника “Неполадки в работе швейной машины” (Приложение7).
- Заполнить таблицу - карточка № 3 (Приложение3).
- Провести взаимоконтроль. За каждый правильный ответ - 1 балл. Ответы: 1-1; 2-3; 3-2; 4-5; 5-4; 6-6.
- Контроль учителя. Произвести самоподсчет полученных за урок баллов.
ХI.Цель: Подведение итогов урока и его оценка, степень достижения цели.
1. Обратите внимание на записанную в начале урока цель.
- Сравните полученные знания и практические умения с заданной целью урока.
- Дать общую оценку урока.
- Выставление оценок. Критерии: 16- 196. - “5”; 12- 156. - “4”; меньше 12 баллов - “3”.
- Уборка рабочих мест.
- Д/3: принести лоскуты ткани, принадлежности для шитья.