Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • учиться различать простые и сложные предложения;

  • расставлять знаки препинания в сложных предложениях;

  • учиться рассуждать и доказывать.

Оборудование урока:

  • карточки для составления вывода;

  • карточки с заданиями для каждого ученика;

  • цветные фишки красного и зеленого цвета по

  • четыре штуки каждого цвета и для каждого ученика;

  • П.И.Чайковский. Времена года. Октябрь.

Ход урока:

I Орг. Момент.

II Минутка чистописания .

-Запишите слова, которые соединяют простые предложения, однородные

члены предложения.

-Запишите слова, которые служат для связи слов в предложение.

-Как называются в русском языке слова, которые мы записали?

-На какие две группы можно разбить эти слова?

-Какую работу выполняют предлоги?

-Какую работу выполняют союзы?

III Работа по карточке .

-Прочитайте предложение, спишите его.

Красным бисером в борах рассыпалась брусника в моховых болотах поспела клюква.

(см. Приложение)

-Чего не хватает в предложение?

-Как можно еще доказать, что это предложение сложное?

-Чем еще можно дополнить это предложение?

-Какую работу выполняет союз?

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Из текста выпишите только сложные предложения.

Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Старые деревья давно

Облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют свои желтые

Листья. Земля устлана сухими, разновидными и разноцветными листьями.

Проверка. Докажите.

Вывод составляется при помощи карточек.

Вопросы для составления вывода.

  • -Какие бывают предложения?

  • -Чем они отличаются?

  • -Чем соединяются части сложного предложения?

  • -Что надо помнить?

  • -Чем могут быть осложнены сложные предложения?

IY Минутка релаксации .

Звучит музыка П.И.Чайковского Времена года. Октябрь.

-Как по вашему какое время года изобразил композитор в своем произведение?

- Какие чувства вызывает у вас это произведение?

-А теперь вы попробуйте по схеме составить сложное предложение на тему осень.

Сказуемое определение подлежащее, и /а подлежащее сказуемое дополнение/обстоятельство.

Прочитайте свои предложения.

Y Работа по карточке .

-Прочитайте предложения и расставьте в них знаки препинания .

Озера покрылись тусклым налетом потеряли свою синеву. Заглядывает в озеро темная туча и волна отвечает ей тяжелым взглядом . Тихо-тихо шелестит под ветром высокий камыш сгибается пожухлая трава в низком поклоне .

-Объясните значение слова “пожухлая”

Проверка работы.

-Второе предложение разберите по членам предложения и укажите какими частями речи они выражены.

Проверка работы.

YI Самостоятельная работа .

Учитель читает предложения, а ученики при помощи цветных фишек составляют мозаику. Сложное предложение приклеивают красную фишку, простое предложение- зеленую фишку.

Вчера был ненастный день, а сегодня утром проглянуло солнце. Улетают птицы, но жизнь идет своим чередом и в лесу, и на лугах, и на болоте. Ветер шевелил на осине последние листочки.

Проверка.

YII Рефлексия .

-Чему мы научились, изучая эту тему?

-За что бы вы могли себя похвалить себя на уроке?

Домашнее задание: составить и записать три сложных предложения об осени.