Цель урока:
учиться различать простые и сложные предложения;
расставлять знаки препинания в сложных предложениях;
учиться рассуждать и доказывать.
Оборудование урока:
карточки для составления вывода;
карточки с заданиями для каждого ученика;
цветные фишки красного и зеленого цвета по
четыре штуки каждого цвета и для каждого ученика;
П.И.Чайковский. Времена года. Октябрь.
Ход урока:
I Орг. Момент.
II Минутка чистописания .
-Запишите слова, которые соединяют простые предложения, однородные
члены предложения.
-Запишите слова, которые служат для связи слов в предложение.
-Как называются в русском языке слова, которые мы записали?
-На какие две группы можно разбить эти слова?
-Какую работу выполняют предлоги?
-Какую работу выполняют союзы?
III Работа по карточке .
-Прочитайте предложение, спишите его.
Красным бисером в борах рассыпалась брусника в моховых болотах поспела клюква.
(см. Приложение)
-Чего не хватает в предложение?
-Как можно еще доказать, что это предложение сложное?
-Чем еще можно дополнить это предложение?
-Какую работу выполняет союз?
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Из текста выпишите только сложные предложения.
Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Старые деревья давно
Облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют свои желтые
Листья. Земля устлана сухими, разновидными и разноцветными листьями.
Проверка. Докажите.
Вывод составляется при помощи карточек.
Вопросы для составления вывода.
-Какие бывают предложения?
-Чем они отличаются?
-Чем соединяются части сложного предложения?
-Что надо помнить?
-Чем могут быть осложнены сложные предложения?
IY Минутка релаксации .
Звучит музыка П.И.Чайковского Времена года. Октябрь.
-Как по вашему какое время года изобразил композитор в своем произведение?
- Какие чувства вызывает у вас это произведение?
-А теперь вы попробуйте по схеме составить сложное предложение на тему осень.
Сказуемое определение подлежащее, и /а подлежащее сказуемое дополнение/обстоятельство.
Прочитайте свои предложения.
Y Работа по карточке .
-Прочитайте предложения и расставьте в них знаки препинания .
Озера покрылись тусклым налетом потеряли свою синеву. Заглядывает в озеро темная туча и волна отвечает ей тяжелым взглядом . Тихо-тихо шелестит под ветром высокий камыш сгибается пожухлая трава в низком поклоне .
-Объясните значение слова “пожухлая”
Проверка работы.
-Второе предложение разберите по членам предложения и укажите какими частями речи они выражены.
Проверка работы.
YI Самостоятельная работа .
Учитель читает предложения, а ученики при помощи цветных фишек составляют мозаику. Сложное предложение приклеивают красную фишку, простое предложение- зеленую фишку.
Вчера был ненастный день, а сегодня утром проглянуло солнце. Улетают птицы, но жизнь идет своим чередом и в лесу, и на лугах, и на болоте. Ветер шевелил на осине последние листочки.
Проверка.
YII Рефлексия .
-Чему мы научились, изучая эту тему?
-За что бы вы могли себя похвалить себя на уроке?
Домашнее задание: составить и записать три сложных предложения об осени.