Цель: формирование у учащихся новых понятий об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенических понятий: гигиена слуха.
Оборудование: предметы: лимон, чеснок, мягкая игрушка, колокольчик, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие гостей, эмоциональный настрой на работу)
II. Проверка домашнего задания
– На прошлом уроке мы познакомились с органом зрения и дома вы разрабатывали рекомендации по сохранению зрения в разных жизненных ситуациях: на перемене, дома, во дворе, при работе с компьютером и т. д. Проверка по группам.
III. Актуализация знаний
– Когда зрения бывает недостаточно для
представления о предмете? (Когда свет слабый
или отсутствует. Поэтому в сумерки человек
чувствует себя неуверенно.)
– А какие ещё органы чувств существуют, мы
узнаем, сыграв в игру “Угадай предмет”. Правила
игры: от каждой группы выходит по 1 человеку. Всем
участникам завязываются глза.Каждый на ощупь из
коробки берёт по 1-му предмету и даёт ему как
можно больше характеристик, и угадывает его.
По окончанию игры учитель задаёт вопрос: – Какие органы чувств вам помогли угадать предметы, не пользуясь зрением? (Учащиеся делают вывод и по ходу их ответов на доске вывешиваются условные значки).
– Вы наверное догадались, о чём мы будем говорить на уроке?
IV.
1. Объявление темы урока. (Учащиеся сами формулируют тему урока, после чего подводится итог.)
– Так какие органы чувств существуют?
На доске появляется запись:
ГЛАЗ – ОРГАН ЗРЕНИЯ
УХО – ОРГАН СЛУХА
НОС – ОРГАН ОБОНЯНИЯ
РУКА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ
ЯЗЫК – ОРГАН ВКУСА
2. Работа с учебником.
– Попробуйте связать слова из упражнения 10, страница 45 с соответствующими органами чувств.
Работа проводится по группам и по 1-му человеку та же работа у доски.
3. Проверка. Каждый человек у доски зачитывает слова своей группы, остальные дополняют с места.
– Были ли у вас затруднения?
– Какие слова вы не включили ни в одну из групп?
(ПРИЯТНЫЙ – НЕПРИЯТНЫЙ т. к. они не имеют прямого
отношения к органам чувств.)
– С каким органом чувств можно связать слова:
ПОДВИЖНЫЙ, ШАТАЮЩИЙСЯ?
V. Проблемная ситуация
1. Чтение диалога Лены и Миши в учебнике страница 42.
2. Практическая работа.
Один человек выходит к доске. Ему закрывают
глаза. Он должен дотронутся пальцем до кончика
носа; покружиться и остановиться.
– Какой же орган чувств помогает нам чувствовать
себя уверенно? (Орган равновесия)
– Запишите его название в задании 1, страница 42.
3. Итог. Сколько органов чувств у человека? (Сначала отвечает один ученик, а затем все хором читают материал учебника.)
VI. Групповая работа
– Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Пользуясь материалами учебника С. 42–45 и своими подборками, подготовьте сообщение о выбранном органе чувств по плану. (План дан на доске, на листочках и плакатах формата А3.)
ПЛАН.
- Название органа чувств.
- Как устроен.
- Что воспринимает.
- Гигиена органа чувств.
VII. Проверка
По окончанию работы ребята сами изготовят дидактическое пособие и представят его всему классу. От каждой группы несколько человек защищают свою работу.
VIII. Физминутка. Её готовят по одному человеку от группы на орган зрения.
IX. Продолжение работы
– Возникает вопрос: Как и куда поступают сигналы от органов чувств? (По нервным окончаниям в мозг.)
– Как же мозг не перепутает эти сигналы? (Разные отделы связаны с разными органами чувств.)
X. Итог урока
– С какими органами чувств познакомились? Посмотрим. Какая группа была самой внимательной. Я предлагаю каждой группе выполнить блиц-турнир.
Каждой группе раздаются карточки с заданиями.
Блиц-турнир 1. Отметьте, какие признаки предметов ты сможешь оценить с помощью осязания.
2. Выбери профессии, для которых особенно важно чувство обоняния.
3. На какое место языка надо положить таблетку, чтобы проглотить её, не почувствовав вкуса? 4. Какой орган тренируют космонавты, занимаясь на вращающихся тренажёрах? 5. Почему, прислушиваясь, мы иногда поворачиваем голову? Группа №…………. |
Первой отвечает группа, выполнившая раньше других задание.
XI. Самооценка
– Возьмите листы самооценки , подпишите их, напротив каждого этапа урока поставьте знак”+” или “–”. Посчитайте количество ‘+”.
Лист самооценки учащегося 4___ кл.__________________
Тема: "Многогранный мир чувств" | Оценка ученика | Оценка учителя |
Проверка домашнего задания | ||
Участие в изучении новой темы (работа с учебником, выступление, участие в игре, ответы на вопросы, дополнение ответов.) | ||
Подготовка сообщения по теме | ||
Физкультминутка | ||
Блиц-турнир | ||
Итого |
XII.Домашнее задание
Урок 11, задание 6,8. Подобрать интересные факты по теме.