Коллектив дошкольного учреждения накопил достаточный опыт работы по традиционной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, но возникла потребность изменить организацию работы с детьми, используя, новые технологии, ориентированные на индивидуальные особенности ребенка. Первостепенной задачей в детском саду стало создание банка данных образовательных вариативных программ. Сравнительный анализ позволил сделать вывод, что программа «Радуга» построена с учетом лучших традиций практики системы дошкольного образования. Педагогическому коллективу близка заложенная в ней идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эта программа дает большое поле возможностей для творчества коллектива, реализующего ее. На педагогическом совете коллективом детского сада № 87 был утвержден «План внедрения инновационной программы Радуга на 2004-2007 учебный год».
В рамках реализации программы старшим воспитателем Ахметгалиевой Р.М. была составлена программа саморазвития педагогов. Одним из действенных механизмов саморазвития педагогов можно назвать обобщение передового педагогического опыта, а развитие педагога основано на рефлексивном мониторинге.
Развитие педагога на основе рефлексивного мониторинга.
1 этап. Информационно-аналитический
- создание информационного банка данных по теме самообразование
- изучение научно-методической литературы
- получение высшего образования
- прохождение курсов повышения квалификации
- посещение городских методических объединений
2 этап. Внедрение в практику.
- составление индивидуальной карты результативности педагогического опыта по годам. Осуществление мониторинга.
3 этап. Обобщение опыта работы.
- представление опыта работы по теме самообразования на педагогическом совете
- рефлексия и эффективность опыта педагогической деятельности
- прогноз дальнейшего развития
- создание методической копилки
4 этап. Распространение педагогического опыта.
Ключевым звеном программы саморазвития является мониторинг качества проведения воспитательно-образовательного процесса. С этой целью были разработаны технологические карты анализа занятий, которые способствовали повышению профессионального уровня педагогов.
Важным направлением работы с педагогическими кадрами является организация повышения квалификации, проведение аттестации педагогов.
Аттестация педагогов стимулирует качественное выполнение работы, проявление творческих способностей, возможности реализовать себя как личность.
О результатах методической работы и эффективности системы повышения квалификации педагогов дошкольного учреждения № 87 свидетельствуют позитивные изменения в кадровом составе детского сада. Из 34 педагогов – 11 (24%) имеют высшее образование. 3 человека учатся в Нижнекамском педагогическом училище. 5 педагогов – имеют неоконченное высшие образование, по категориям: I кв. категория – 11 (33%), II кв.категория – 12 (36%). Всего педагогов с категорией – 23 (69%).
В практике методической работы детского сада нашли широкое применение разнообразные формы работы: педсоветы на темы «Первые шаги в математику», «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников»; семинары практикумы на темы «Оздоровительная работа в детском саду», «Взаимодействие с родителями»; круглый стол на тему «Познаем мир»; брифинги «Моя профессия – воспитатель» и др.
Детский сад тесно сотрудничает с Нижнекамским педагогическим училищем. Студенты делает первые шаги в освоении профессии, получая знания в процессе обучения и опыт в практической деятельности, тесно взаимодействуя с профессионалами: Назипова Р.К., Агафонова И.С., Иванова Н.Б., Кузнецова В.М., Шайдуллова Л.А., Магсумова Г.М., Ворожцова Л.Д.
На базе детского сада с 2002 года функционирует 4 группы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и действует целая система комплексной лечебно-оздоровительной работы. Проводимая лечебно-оздоровительная и коррекционная работа дает положительные результаты – ежегодно увеличивается процент детей с улучшением.
По результатам обследования прослеживается следующая динамика эффективности лечения: с улучшением – 44 человека (80%), без изменений – 11 человек (20%). В прошлом году выпустилось 15 детей (с улучшением – 12 (80%), без изменений – 3 (20%), а в этом году выпустилось 28 детей (с улучшением – 24 (86%), без изменений – 4 (14%) человека).
Состояние здоровья детей по детскому саду оценивается по заболеваемости в случаях, пропуском одним ребёнком, пропущенных дней по болезни, индекса здоровья, адаптации, физическое развитие, диспансерные дети, часто болеющие дети. Индекс здоровья за 3 последних года: 2004 – 49%, 2005 – 49,3%, 2006 – 49%, пропуски 1 ребёнком по болезни составил 2004 – 5,5; 2005 – 5,4; 2006 – 4.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика результативности усвоения программы «Радуга» у детей детского сада. С учетом рекомендации программа «Радуга» диагностика таких разделов как: «Математика и логика», «Учусь говорить» построена на определение уровня развития детей: обязательный, зона ближайшего развития, зона дальнего развития.
Для эффективного развития и обучения в детском саду особое значение придается задаче обеспечения эмоционального благополучия дошкольников.
Одной из форм работы в данном направлении является создание традиций, которые позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка.
Еженедельные традиции помогают избавиться от накопившегося напряжения, дают возможность ребенку почувствовать себя нужным и любимым среди сверстников и взрослых.
В каждой группе один раз в неделю (обычно в среду) проходят сладкие вечера. Детей радует атмосфера традиционного чаепития с задушевными разговорами.
Начиная с первой младшей группы, педагоги регулярно устраивают «сеансы» равного распределения маленьких подарков (красивых бумажек, ленточек), и т.д., которые преследуют одну цель – создать в группе атмосферу равных прав.
Полученные от воспитателя яркие ленточки, красивые камешки, такие же, как у всех остальных, показывают ребенку, что здесь его также любят и ценят, как и других, и что у него равные со сверстниками права.
«Радужные» дети совместно со взрослыми собирают тематические коллекции: открыток, календарей, значков, марок, «драгоценных» камней, денег. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее информация систематизируется, и таким образом происходит осознанное осмысление окружающего мира.
Для поддержания постоянного интереса детей к пополнению коллекций мы проводим выставки на недели «Встречи с прекрасным».
Авторы программы подарили идею создания маленьких сказочных человечков – листовичков. Дошколята создают для листовичков домик, волшебный лес, изготавливают драгоценные камни, мебель, строят железную дорогу. Воспитатель рассказывает детям познавательные истории о листовичках, которые вызывают огромный интерес и эмоциональный отклик у детей.
В течение года воспитатели знакомят детей с профессиональной трудовой деятельностью взрослых, организуют встречи с «интересными людьми», проводят экскурсии по детскому саду и за его пределами: в библиотеку, почту, школы, музеи.
Целью таких встреч являются и экскурсии – расширение представлений детей о роли и значении разнообразной деятельности взрослых и ее роли, значении для других людей.
Сотрудники детского сада не только показывают, что им необходимо для хорошей работы, но и обязательно рассказывают, за что они любят свою профессию, объясняют, какие предметы помогают им в их работе.
Одной из важнейших направлений деятельности детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здорового образа жизни.
В детском саду созданы условия для проведения лечебно-профилактической и коррекционной работы: спортивный зал, бассейн, сауна, галокамера (соленая шахта), зал ЛФК, парофинокабинет, массажный кабинет, малый тренажерный зал, физиопроцедурный кабинет.
Оздоровление детей ведется в течение всего года с использованием витаминотерапии, фитотерапии, мощный оздоровительный эффект дает посещение сауны, бассейна, галокамеры, проведение физкультурных занятий.
В детском саду накоплен большой опыт по коррекции нарушений ОДА у детей. С такими детьми ежедневно проводятся занятия лечебной физкультуры, на которых, используются ортопедические мячи, простые и сложные тренажеры. Два-три раза в год дети получают массаж в сочетании с тепловым лечением.
В начале учебного года дети встречаются с воспитателями, и каждый ребенок имеет возможность поделится своими впечатлениями о том, где он отдыхал летом.
Так появилась коллекция ракушек, которые пополняются из года в год.
В подготовительной к школе группе педагог в работе с детьми осуществляет познавательное развитие, используя метод проектирования по блокам: астрономия, анатомия, зоология, география и история; использования метода проектирования.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации исследования проекта, становятся достоянием их личного опыта. Проекты дают возможность детям самостоятельно накапливать опыт. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка.
В каждой группе имеется полочка красоты; где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства народов Поволжья. Беседа о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.
Театр – это особый художественный мир, в который каждый ребенок входит полноправным творцом, живет в нем, самовыражается, развивается как личность. Малыши разыгрывают небольшие сценки и сказки. Дети знакомятся со сказкой, играют в зверей, помогают «забывчивому» педагогу вспомнить слова. Театру нужен зритель. Поэтому результатом большой кропотливой работы является постановка спектакля.
Детство – самая замечательная пора в жизни человека, а сделать ее такой помогают праздники, развлечения, вечера досуга, сюрпризы, концерты. Праздники в нашем детском саду организуются по календарному принципу: праздник Осени, Новый год, Навруз, выпускной бал, Масленица.
Огромную роль здесь играет музыкальное сопровождение, атрибуты, декорации, которые превращают обыкновенный зал в чудесную сказку.
Применение инновационной программы привело к качественным изменениям: во-первых, в построении воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, в реализации на практике принципов педагогики развития и сотрудничества, в-третьих, создалась атмосфера уважения, доверия и успеха для каждого члена педагогического коллектива, в-четвертых, расширились возможности для организации продуктивного общения с родителями.