Тема: Развитие музыки.
Тип урока: закрепление.
Структура: комбинированный урок.
Цели:
- Обучающаяся: закрепить навыки анализа музыкальных произведений (обращая особое внимание на динамику внутреннего развития музыки);
- Развивающая: способствовать формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала;
- Воспитывающая: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
Методы, применяемые на уроке:
- Метод эмоциональной драматургии.
- Метод музыкальных обобщений.
- Методы активизации музыкальной деятельности (словесные, наглядные).
- Метод эмоционального воздействия.
- Метод сравнения.
- Контролирующий метод.
ХОД УРОКА
Вход в класс под музыку Н. А. Римского-Корсакова (по выбору учителя). Организация класса.
Учитель:
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право – песнь заводит,
Налево – сказку говорит....
– А сказка эта... о ком?
Учащиеся: О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
Учитель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим работу над темой «Развитие музыки» и работу, начатую на прошлом уроке над оперой великого русского композитора-сказочника... (портрет Н.А. Римского-Корсакова).
Учащиеся: Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Учитель: Почему Римского-Корсакова называют композитором-сказочником?
Учащиеся: Им написано большое количество опер на сюжеты сказок.
Учитель: Как называется опера, о которой пойдет сегодня речь на уроке?
Учащиеся: «Сказка о царе Салтане».
Учитель: Прежде чем продолжить нашу работу, скажите, что называется оперой?
Учащиеся: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Всвязи с каким замечательным событием Н.А.Римский-Корсаков написал эту оперу?
Учащиеся: Десятая опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» была написана в 1899 году. Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина, перед гением которого композитор преклонялся и на чьи стихи неоднократно писал музыку...
Учитель: (демонстрируя портрет А.С.Пушкина) ... оперы «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», кантата «Песнь о вещем Олеге», два ариозо для баса «Анчар», «Пророк». Итак, в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих удивительно напевный, сочный...
Учитель: (демонстрируя пособие "Книга", на первой странице которой помещен портрет А.С.Пушкина) все мы с раннего детства любим эту сказку. Вы совсем недавно знакомились с ней на уроках чтения и наверняка многие строки из нее знаете наизусть. – Сможете напомнить нам их?!
Учащиеся читают отрывки наизусть.
Учитель: Но тише-тише: у царицы Милитрисы родился сынок-царевич – Гвидон. Над ним склонились няньки, убаюкивают его и напевают колыбельную...
Несколько девочек-учащихся одетых в костюмы нянюшек с куклой-младенцем в руках исполняют «Колыбельную Милитрисы» Н. А. Римского-Корсакова.
Учитель: Песня народная, неправда ли? Римский-Корсаков использовал в своей опере несколько подлинных русских народных песен. А его собственные прекрасные лирические мелодии, песни-частушки и прибаутки по характеру так близки народным, что их даже трудно порой различить. «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества", – вспоминал композитор.
– Вы помните, что в сказке Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове. Там Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном. И чудо – Лебедь заговорила человечьим языком.
Прослушивание фрагмента арии Царевны Лебедь.
Учитель: Что сейчас прозвучало?
Учащиеся: Фрагмент арии Царевны Лебедь.
Учитель: Что называется арией?
Учащиеся: Ария – музыкальный номер в опере, который наиболее полно и разносторонне раскрывает мысли, характер и поступки главных действующих лиц оперы.
Учитель: Лебедь не простая птица, а добрая волшебница. Она подарила своему избавителю Гвидону чудесный город, «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Но Гвидон тоскует по отцу. Глядя вслед короблю, что «весело бежит к царству славного Салтана», он признается Лебедю:
Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
– Как поступает царевна Лебедь?
Учащиеся: Превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за кораблем к царю Салтану.
Учитель: Как композитор изобразил этот эпизод в опере?
Учащиеся: Он написал музыкальный эпизод «Полет шмеля».
Учитель: Подробно этот фрагмент мы разбирали на прошлом уроке, а сейчас мне бы хотелось напомнить вам как музыка замечательно передает жужжание и легкий, как ветерок, полет шмеля.
Прослушивание фрагмента «Полет шмеля».
Учитель: Чтобы царю Салтану поскорей захотелось ехать в гости к князю Гвидону, юноша мечтает завести у себя на острове невиданные чудеса. Вот о них-то мы и поговорим подробнее на нашем уроке. Для начала оперы и всех действий Римский-Корсаков придумал фанфару. (На доске появляется карточка «Фанфара»)
Прослушивание звучание фанфары.
Учитель: Как вы думаете, что такое фанфара?
Учащиеся: Сигнал.
Учитель: Фанфары – сигнал торжественного характера, привлекающий внимание для оповещения какого-либо события.
– Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфары?
Учащиеся: Трубы
Учитель: Какие трубы? Деревянные или медные?
(На доске появляется изображение медных и деревянных музыкальных инструментов)
Учащиеся: Медные.
Учитель: Трубы поют, приказывают: «Слушайте! Слушайте!»
– Для чего композитор ввел фанфару?
Учащиеся: Чтобы ввести слушателей в атмосферу сказки.
Учитель: Последней картине оперы предшествует симфонический антракт, который композитор назвал "Три чуда".
(На доске появляется карточка «Антракт»)
Учитель: Антракт – небольшое
оркестровое вступление перед началом кого-либо
действия. В этом антракте трижды звучит трубная
фанфара, извещая о каждом чуде.
Вот появилась праздничная, вся в сверканье
колокольного перезвона тема сказочного города
Леденца с его «златоглавыми церквами, с теремами
и садами».
(Учитель демонстрирует 2 страницу пособия «Книга», где изображен город Леденец).
– В оркестре проходит целая гамма красок от ночных ко все более светлым. Таинственное звучание медных духовных предвещает его появление. И чем яснее он виден в рассеивающемся тумане, тем ярче, торжественнее – с праздничным колокольным перезвоном – звучит оркестр.
Прослушивание темы города Леденца.
Учитель: Чудо первое. Вы знаете какое?
Учащиеся: Белочка
Учитель: (показывает 3 страницу пособия «Книга», где изображена Белочка).
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном, при всем народе
«Во саду ли в огороде...»
Прослушивание первого чуда – «Белочка».
Учитель: Какую русскую народную песню использовал Н.А. Римский-Корсаков в этом фрагменте?
Учащиеся: «Во саду ли, в огороде».
(Тема наигрывается на фортепиано учителем).
Учитель: Изменяется ли сама мелодия песни? Как?
Учащиеся: Постепенно, все ярче, все затейливее звучит псенка. Она звучит в сопровождении музыкальных инструментов оркестра. Каждый раз по-новому, с украшениями. Сопровождение звучит мелкими длительностями. Постепенно тема превращается в плясовую.
Учитель: В каком регистре звучит мелодия? Почему?
Учащиеся: В верхнем регистре, так как Белочка маленькая, для нее больше верхний регистр подходит.
Учитель: Итак, вы заметили что одна и также тема звучит в этом фрагменте несколько раз и все время с изменениями. Такое постоянное повторение одной и той же мелодии, но с различными изменениями называется вариациями.
(На доске появляется карточка «Вариации»)
– Следовательно, в этом фрагменте происходит вариационное развитие музыки. Какой музыкальный инструмент «присвистывает» Белочке?
Учащиеся: Флейта-пикколо.
(На доске появляется изображение флейты-пикколо).
Учитель: Поочередное присоединение ксилофона и челесты придает мелодии сказочный оттенок.
– Какие чувства, настроения вызывает у вас эта музыка?
Учащиеся: Улыбку.
Прослушивание фрагмента «Белочка» с просмотром фрагмента из одноименного мультфильма.
Прослушивание звучания второй фанфары.
Учитель: О чем нам возвещает знакомая фанфара?
Учащиеся: О втором чуде.
Учитель: (демонстрируя страницу пособия «Книга» с изображением богатырей)
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымит вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останется на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Прослушивание второго чуда «Богатыри».
Учитель: Что вы услышали в этой музыке?
– Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его
замысел?
– Какими средствами он этого достиг?
Учащиеся: В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
Учитель: Почему именно марш избрал композитор в качестве характеристики 33 богатырей?
Учащиеся: Под марш легко идти, а богатыри должны были охранять Леденец, обходя его.
Учитель: В каком регистре звучит марш? Почему?
Учащиеся: В низком регистре, так как он передает силу и мощь богатырей.
Учитель: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор развил тему?
Учащиеся: С помощью низкого регистра, быстрого темпа, громкой динамики, музыкального сопровождения.
Учитель: Аккордовая маршеобразная тема проходит вверх на фоне коротких нисходящих фигур струнных инструментов и свистящих интонаций деревянных духовых.
(Тема наигрывается на фортепиано).
– Что композитор хотел показать в этом фрагменте? Что это за звенящие интонации?
Учащиеся: Сверкает чешуя на солнце.
Учитель: Давайте еще раз послушаем!
Прослушивание с видеозаписью фрагмента из одноименного мультфильма.
Учитель: В третий раз зовет трубный клич. Третье чудо – Прекрасная Царевна-Лебедь.
Учитель: (демонстрируя следующую страницу пособия «Книга» с изображением Царевны-Лебедь)
Там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
– Закройте глаза и прослушайте....
Прослушивание третьего чуда – «Лебедь».
Учитель: Что вы увидели, слушая эту музыку?
Учащиеся: Музыка рисует чудесное превращение Лебедь – птицы в красавицу царевну.
Учитель: Расскажите об этой музыке так, чтобы человек, который ее не знает, мог бы составить о ней представление.
(Ответы учащихся).
Учитель: Фантастические узоры мелодии "птичьи в горле переливы" сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. Льется чарующей красоты мелодия, ее поет теплый "человеческий" голос струнных инструментов.
– Что вы можете сказать о самом начале этой музыки? Что напоминает вам эта тема?
Прослушивание начала третьего чуда и начала арии Царевны-Лебедь.
Учитель: Что заметили?
Учащиеся: Интонации похожи.
Учитель: Какое же музыкальное развитие будет в этом фрагменте?
Учащиеся: Интонационное, так как интонации из арии в этом фрагменте получили свое развитие.
Прослушивание фрагмента с видеозаписью из одноименного мультфильма.
Учитель: Лебедь – существо, наделенное знанием совершения всех явлений мира. Оттого она и птица вещая и девица красная. Мудра ее загадка, обращенная к Салтану:
Для живых чудес
Я сошла с небес.
Я живу незримо
В милых мне сердцах.
Светел им со мной
Жребий земной,
В сказке мил и страх.
В этих словах смысл всей сказки-оперы, да, пожалуй, и всего творчества Н.А. Римского-Корсакова.
– Как вы понимаете эти слова?
– Для чего композитор написал антракт «Три
чуда»?
– Что композитор хотел сказать этой музыкой?
Учитель: Подчеркнуть торжество
доброго начала и усиливать радостное и веселое
впечатление от оперы. В этом фрагменте – светлая
вера в торжество справедливости, уверенность в
неизбежной победе добра над злом.
Итак, чуть более двухсот лет тому назад, в 1799 году,
в мир пришел Пушкин, а накануне следующего (XIX-го)
века русский гений Н.А. Римский-Корсаков с
невероятной убежденностью вновь напомнил о
преобразующем чуде искусства музыки в ее
неразрывном единстве с поэзией.
Исполнение учащимися русской народной песни в обработке Н.А. Римского-Корсакова «Ходила младешенька».
Учитель: Итого урока мы подведем необычным способом разгадаем кроссворд:
По горизонтали:
1.. Музыкальный инструмент,
"присвистывающий" белочке в симфоническом
антракте Н.А. Римского-Корсакова "Три чуда".
2. Небольшое оркестровое вступление перед
началом какого-либо действия.
3. Жанр, который Н.А. Римский-Корсаков использовал
для изображения второго чуда в опере "Сказка о
царе Салтане".
4. Музыкальный номер в опере, в котором наиболее
полно и разносторонне раскрываются мысли,
характер и поступки главных действующих лиц
оперы.
По вертикали:
5. Сигнал торжественного характера,
привлекающий внимание для оповещения
какого-либо события.
6. Музыкальная форма, в которой одна и та же тема
постоянно повторяется с различными изменениями.
Учитель: Итак, знания, полученные на уроке, помогут нам в дальнейшем осознанно и умело анализировать музыкальные произведения, а следовательно, помогут стать музыкально образованными людьми.
Учащиеся выходят из класса под музыку Н.А. Римского-Корсакова (по выбору учителя).