Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тип урока: комбинированный, урок – виртуальное путешествие.
Цель урока: формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края.
Задачи:
- расширение знаний о животных Краснодарского
края;
- формирование представления о ценности для
человека мира животных;
- углубление знаний о Красной книге Кубани;
- воспитание бережного отношения, любви к природе
своего края;
- развитие познавательного интереса, умения
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе
полученной информации;
- развитие речи учащихся.
Необходимые ресурсы: компьютер; мультимедийный проектор; презентация PowerPoint к уроку; “Красная книга Краснодарского края”; плакаты “Защитим природу”.
Источники информации:
Литература
- Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодарское книжное издательство, 2005.
- Волина В. Загадки от А до Я. Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 1997.
- Демонстрационный материал для фронтальных занятий. М:Издательство “Книголюб”, 2005.
- Красная книга Краснодарского края. Краснодар, 1994.
- Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений. ОИПЦ “перспективы образования”. Краснодар, 2005.
- Плотников Г.К. Животный мир Кубани. Краснодарское книжное издательство, 2006.
Мультимедийные диски
- CD “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007”.
- CD “Библиотека звуковых эффектов”.
Интернет-ресурсы
- Сайт Кавказского государственного природного биосферного заповедника http://www.kgpbz.ru/
- Природа Кубани. Официальный сайт Департамента биоресурсов Краснодарского края. http://priroda.kubangov.ru/inf/photogal/section.php?SECTION_ID=149
- Сайт сочинского филиала ООО “Утришский дельфинарий”. http://www.dolphinarium.sochi.ru/
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
Учащиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме “Грибы Краснодарского края”, рассказывают дополнительную информацию о грибах и правилах сбора грибов.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, разгадать тему сегодняшнего урока вам поможет игра.
<Слайд 1> ИГРА “Четвёртый лишний”
- Назовите лишний предмет в каждой группе, обоснуйте свой ответ.
(Крыжовник, виноград, синица, малина. Лишняя
синица, потому что синица – птица, всё остальное
– ягоды.
Лук, капуста, перец, божья коровка.
Одуванчик, карп, ландыш, колокольчик.
Кабан, берёза, сосна, дуб.)
<Слайд 2> - Синица, кабан, карп, божья коровка. Как можно назвать их вместе, одним словом? (Животные).
<Слайд 3> - Итак, тема урока: Разнообразие животного мира Краснодарского края.
Как вы понимаете слово разнообразие? (Много разных животных.)
IV. Подготовка к усвоению нового материала.
<Слайд 4> - Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по нашему краю, виртуальное означает с помощью компьютера. Мы познакомимся с животным миром нашего края, будем выполнять интересные упражнения, поиграем.
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поляны,
Сады и лиманы –
Всё это родная Кубань.
Много животных бегает и ползает, плавает и летает в горах и степях, лесах, морях и реках нашего края.
- Назовите, кто из животных умеет плавать (бегать, летать, ползать, прыгать)?
V. Работа над новым материалом.
<Слайд 5> Разнообразие животного мира Кубани.
- Отправляемся в путешествие по нашему краю, а помогать нам будет карта, но не совсем обычная. Посмотрите на неё и скажите, чем она отличается от привычной? (На ней рисунки животных).
Богат животный мир Кубани –
Медведь и зубр, олень и лось.
Когда б ходить в лесу пришлось,
Увидел бы следы кабаньи. (Кронид Обойщиков)
- Рассмотрите карту-схему и ответьте на вопросы:
Какие животные живут в зоне степей Кубани?
Кого из животных можно встретить в лесной зоне?
Плавни, лиманы – кто живёт в этой среде?
Каких животных можно назвать обитателями моря?
ИГРА “Отгадай обитателей”. Работа в группах.
(Каждой группе раздаётся листок с описанием животного, затем работа групп проверяется с помощью слайдов).
- Прочтите описание обитателей разных зон Кубани отгадайте, о ком идёт речь.
- Подумайте, что ещё вы можете добавить к описанию задуманного животного.
Задание 1 группе “Отгадай обитателя гор”.
Это мохнатый тяжеловес среди хищников. Это могучий, плотно сложенный зверь. Морда у него вытянута, как у собаки. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные и являются очень страшным оружием. Хотя относится к хищникам, но с удовольствием ест различные злаки, корни, ягоды и орехи. Он обычно предпочитает избегать человека, но в случае опасности может смело атаковать. Убежать от него очень трудно. На короткой дистанции хищник может обогнать даже скаковую лошадь. (медведь) <Слайд 6>
Задание 2 группе “Отгадай обитателя степей”.
Это животное открытых просторов, степных раздолий. Днём они отдыхают, а в сумерках покидают лёжки и отправляются на длительные поиски корма. Летом питаются различными травами, а зимой корой лиственных деревьев. Врагов у них очень много. Поэтому все тело этих животных приспособлено к бегу. Передняя пара ног служит опорой для задних. Передвигаться шагом эти животные не способны. А их глаза не зря называют “косыми”, они видят не только вперед и в стороны, но даже и не много назад. (заяц) <Слайд7>
Задание 3 группе “Отгадай обитателя морей”.
То ли море держит грелки на животике больном?
То ль ожившие тарелки в нём резвятся – кверху дном?
То ли зонтики от солнца у подводных щеголей?
То ли круглые оконца убежали с кораблей?
Колыхаются волною, а на вид – вода водою. (медуза) <Слайд 8>
Просмотр видео о медузе.
Задание 4 группе “Отгадай обитателя лесов”.
Они живут в наших лесах ещё со времён первобытных людей. У них очень большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые к старости закручиваются и, врезаясь в нижние челюсти, уже могут служить оружием. Эти животные всеядны. Они едят и траву, и побеги молодых деревьев, и жёлуди, а их любимое блюдо – земляные черви.
(Кабан) <Слайд 9>
Задание 5 группе “Отгадай обитателя морей”.
Это не рыбы, а млекопитающие. Но они могут находиться под водой очень долго! Чтобы вдохнуть, поднимаются на поверхность. Они дышат через специальное отверстие на голове. Как и другие их родственники, “говорят” друг с другом. Их речь для нас звучит как щёлканье и тонкий писк. (Дельфин) <Слайд 10>
<Слайд 11> Отгадай обитателей плавней и лиманов.
- Каких водоплавающих птиц вы знаете?
VI. Динамическая пауза.
<Слайд 12> - Посмотрите внимательно на карту. Кто знает, что это за уголок природы нас приглашает в гости?
<Слайд 13> - Сейчас мы перенесёмся в уголок природы, где много растений и животных живут под охраной человека - КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК. Кто может объяснить, что значит слово заповедник? Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа: недра, почвы, растительность и животный мир. Кавказский заповедник, самый крупный в нашем крае, расположен в западной его части.
- Великая природа… Она остаётся источником жизни, она главные духовные ресурсы человека. Мы с ней единый организм. Изумительные ландшафты, чистый горный воздух, минеральные источники, пение птиц дарят нам бесценное благо. А взамен человек обязан позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом, первозданном виде, поскольку на планете осталось немного таких мест.
<Слайд 14> - Посмотрите, кто встречает нас в заповеднике. Назовите животных, что вы о них можете рассказать?
<Слайд 15> - Из видов западноевропейской фауны на территории заповедника прижились, например, кавказский благородный олень. Ныне олени живут небольшими стадами и поодиночке. Летом они держатся в пределах субальпийских и альпийских лугов, а также в верхней части лесного пояса гор. Зимой олени находятся только в пределах широколиственных лесов, на малоснежных склонах. С наступлением весны они поднимаются выше в горы. На обширных пастбищах отдельных урочищ ежедневно можно наблюдать по 40–60 и более животных.
Ещё одним из видов западноевропейской фауны на территории заповедника является житель дупел - лесная соня. Из типичных таёжных птиц - снегирь. Из средиземноморских представителей – выдра.
<Слайд 16> Из копытных животных наиболее интересными и ценными являются зубробизоны и зубры. Они держатся стадами, зимой обитают в низкогорье, в пределах широколиственных лесов, а летом поднимаются вверх до альпийских лугов.
Серны в горах Западного Кавказа еще в недалеком прошлом были самыми многочисленными копытными животными. В последнее время численность вида повсеместно сокращается. Из ряда урочищ серны исчезли совершенно.
Сохранены и приумножены популяции горного козла и косули. Наиболее типичные обитатели скал и лугов высокогорья – туры. Они - здесь держатся во все сезоны года. Тур – самый многочисленный вид копытных заповедника; нередки встречи стад по 100–150 животных. Туры мало кочуют, отдельные стада могут держаться в определенных урочищах десятилетиями.
<Слайд 17> Широко распространены лисы и волки.
Енотовидная собака завезена в Краснодарский край и успешно акклиматизировалась на Северном Кавказе. С момента выпуска в лесостепной зоне она заселила все предгорные и горные районы. Обитают енотовидные собаки больше в лиственных лесах, по долинам рек. Убежища находят среди камней, под корнями деревьев, в старых барсучьих норах.
<Слайд 18> Леса низкогорий – место зимовки многих птиц, как гнездящихся здесь, так и спускающихся с высокогорий или прилетающих из других мест. Зимой в низкогорье южного склона Главного хребта можно встретить пеночку-теньковку, или лесного конька, горную трясогузку, певчего дрозда, покинувших места своих гнездовий выше в горах.
<Слайд 19> По долинам рек в низко- и среднегорье, на высоких скалистых обрывах гнездятся птицы-падальщики. В поисках трупов погибших животных они облетают большие пространства. Прилетают на падаль бородачи, беркуты, затем к ним присоединяются белоголовые сипы (самые многочисленные в заповеднике птицы-падальщики). Белоголовые сипы гнездятся колониями, устраивая гнезда на скальных полках, уступах, в пещерах. Постройки используются много лет подряд. Иногда вблизи гнезд сипов поселяются вороны.
<Слайд 20> Своеобразен и многолик мир птиц высокогорья. В узкой полосе березового и букового криволесья обитают в основном лесные виды: лесная завирушка, сойка и др. В высокогорье, в зарослях рододендрона кавказского, можно увидеть и луговых птиц, например, лугового чекана. Одна из самых характерных высокогорных птиц, оседло живущая в альпийском поясе, – кавказский улар, или горная индейка. Он предпочитает каменистые осыпи, скалистые обрывы, где взрослые самцы держатся небольшими стайками. Присутствие уларов выдает сильный мелодичный крик, и, хотя в высокогорье заповедника они довольно многочисленны, увидеть их очень трудно.
<Слайд 21> Чрезвычайно богат и разнообразен мир насекомых заповедника, представленный более чем 10 000 видов. В лесах и высокогорье живут различные виды бабочек, кузнечиков, сверчков, цикад.
<Слайд 22> На территории заповедника и в смежных районах зарегистрировано 18 видов рыб. Из них: голавль, голец, гольян озёрный, быстрянка, усач, ручьевая форель.
<Слайды 23,24> Разбей на группы жителей водоёма.
(Птицы и рыбы). - Чем похожи между собой птицы и рыбы? Чем различаются?
<Слайд 25> Игра “Чей дом?”
- Посмотрите на рисунки, подумайте, чьи это дома? Обоснуйте свой ответ.
<Слайд 26> КРАСНАЯ КНИГА Краснодарского края.
- Красива и разнообразна природа нашего края. Но с развитием народного хозяйства и промышленности человек иногда забывает о бережном отношении к природе. А ведь в природе всё взаимосвязано. Загрязняя реки, озёра, пруды отходами с заводов и фабрик люди вредят всему живому: и растениям, и животным, и в итоге самому себе. Многим видам животных угрожает огромная опасность.
“Охранять природу – значит охранять Родину”. Что значат эти слова?
Красная книга – книга особенная. Что вы о ней знаете?
Красная книга предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда!” И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Краснодарского края есть информация о растениях и животных, нуждающихся в срочной помощи, защите.
<Слайд 27> Им нужна защита!
- Отгадайте загадки, и вы увидите некоторых животных из Красной книги нашего края.
(Нажимать мышкой на прямоугольник с текстом, откроется картинка-отгадка).
По тёмному небу Ты долго летала, Потом
ты, наверное, Очень устала И вниз головою Над нами
висишь. (Летучая мышь) |
Маленький вертолёт Летит назад и
вперёд. Большие глаза. Кто ж она? (Стрекоза) |
Меньше тигра, больше кошки, Над ушами –
кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в
гневе этот зверь! (Рысь) |
<Слайд 28>
- Охрана природы – долг каждого. Что значат эти плакаты?
Работа в парах.
- Нарисуйте свои эскизы плакатов на тему “Охрана природы – долг каждого”.
(Демонстрация эскизов, их обсуждение).
- Что может сделать каждый из нас для сохранения природы, животного мира Кубани?
VII. Итог урока.
- Понравился вам урок?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Какое значение для людей имеет окружающая нас природа?
- Почему охрана природы помогает сохранять здоровье людей?
VIII. Домашнее задание.
- Подготовить дополнительный материал об одном из животных нашего края.