Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель: повторение и систематизация пройденного материала.
Задачи урока:
- научить применять в комплексе знания, умения, навыки с опорой на ранее изученное;
- отрабатывать навык работы с дополнительным источником информации;
- отрабатывать навык контроля и самоконтроля;
- отрабатывать навык работы в группах и по парам.
После повторения темы учащиеся должны знать:
- причины феодальной раздробленности;
- основные даты;
- систему управления в Новгородской республике;
- направления деятельности первых князей;
Должны уметь:
- сопоставлять события и даты;
- работать с таблицей, с тестовым материалом.
Форма урока: практикум, выполнение познавательных заданий.
Средства урока:
- карта “Русские земли в XII – начале XIII вв.”;
- карточки с терминами;
- карточки с именами исторических деятелей этого периода;
- тестовые задания для учащихся;
- текст исторического диктанта для самостоятельной работы.
Основные понятия:
- феодальная раздробленность, удельные княжества, политическая организация удельных княжеств, татаро-монгольское иго.
Выдающиеся личности:
- Александр Невский,
- Юрий Долгорукий,
- Андрей Боголюбский,
- Всеволод Большое Гнездо,
- Ярослав Осмомысл,
- Даниил Галицкий,
- Чингисхан,
- Батый.
Литература:
- Учебник по истории, 8 класс;
- Серов Б.Н., Ланго А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005.
- Дополнительная литература по курсу.
План урока:
- Письменный опрос.
- Игра.
- Работа с таблицами.
- Работа у доски.
- Работа с карточками по парам.
- Тестовые задания для закрепления материала, письменный исторический диктант.
Ход урока
1. Проводится письменный опрос на знание терминов.
Учащимся раздаются заранее подготовленные карточки с терминами. После их определения проводится опрос.
(Карточки с терминами смотрите в Приложении № 1).
2. Игра.
Класс делится на две группы. Одна группа придумывает вопросы другой группе, затем они меняются местами. За правильно сформулированный вопрос и верный ответ даётся по одному баллу. (Обращать внимание на то, что правильно сформулированный вопрос не менее важен, чем ответ).
3. Работа с таблицами.
Учащимся раздаётся раздаточный материал (смотрите в приложении № 2), задания которого учащиеся выполняют самостоятельно по вариантам. Затем проверяется выполнение задания.
4. Работа у доски.
К доске вызывается один ученик, работая по карте со следующими заданиями:
А. показать по карте, какие города входили в состав:
- Владимиро-Суздальского княжества к середине XIV века;
- Галицко-Волынского княжества;
- Новгородской республики;
- Черниговского княжества.
Б. Показать по карте завоевательный поход хана Батыя в 1236–1242 гг.
5. Работа с карточками по парам.
На каждую парту раздаётся карточка с перечнем событий, дат, личностей, терминов.
Необходимо связать термины, события, даты, имена.
(Задания на карточках смотрите в приложении № 3).
6. Закрепление материала – тестовые задания и письменный исторический диктант.
Учащиеся первого варианта выполняют тестовые задания, учащиеся второго варианта – задание письменного исторического диктанта. Работы в конце урока сдают на проверку.
(Задания для контроля смотрите в приложении № 4 и приложении № 5).
7. Домашняя работа.
Составить кроссворд по изученной теме в объёме 10–15 вопросов.