Игра-занятие "Путешествие в страну Экономика"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений;
  • помочь детям понять и закрепить знание основных правил экономики;
  • формировать экономическое мышление и основы экономических знаний;
  • воспитывать культуру поведения в условиях рыночного общества.

Оборудование: карта, карточки для детей в коробке.

Возраст детей: 11–12 лет.

Сегодня, ребята, мы совершим необычное путешествие в страну Экономика. Экономика - это наука, изучающая искусство ведения хозяйства; наука о том, как правильно и бережливо, с прибылью вести хозяйство. Люди, которые занимаются экономикой называются экономистами. Как в любой другой науке, в экономике, существуют правила. Я расскажу вам об этих правилах, и мы постараемся в них разобраться.

Золотые правила экономики.

1. Будь во всех делах честным.

  • Как вы понимаете это правило?
  • Что означает выражение “вести дела честно”?

Быть честным во всех делах – это означает: не обманывать, не воровать, т. к. воровство – это преступление, за которое наказывают. Нельзя обманывать своих товарищей, т. к. в противном случае они перестанут доверять тебе. Нельзя обвешивать покупателей, если ты работаешь продавцом; нужно отдавать сдачу полностью, а не складывать в свой карман, тогда твой магазин будет иметь хорошую репутацию, к тебе будет приходить больше покупателей, и твое дело станет выгодным, т. е. оно будет приносить большой доход (прибыль), твоя честность станет источником твоего богатства.

  • Что такое “прибыль”?

Прибыль – это польза, выгода, полученные при выполнении какой-либо работы.

  • Объясните смысл пословицы: “Береги платье снова, а честь смолоду”.

2. Научись разбираться в людях, чтобы не быть обманутым.

Разбираться в людях – это значит стараться как можно лучше узнавать людей.

  • Как можно узнать человека? (Побеседовать с ним, узнать, как он ведёт свои дела, прибыльно ли его дело, ознакомиться с его производством).
  • Объясните смысл пословиц: “Встречают по одёжке, а провожают по уму”, “О человеке судят по его делам и поступкам”.

3. Изучи законы и никогда не нарушай их.

  • Что такое законы? (Это правила, которые люди придумали и выполняют их. Правила охраняют нашу жизнь.
  • Приведите примеры нарушений законов.

4. Умей не только получать прибыль, но и делиться с теми, кто тебе помог добиться успеха.

  • Объясните, как вы понимаете это правило.
  • Объясните смысл поговорок: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “Один за всех, и все за одного”.

5. Всегда помогай тем, кто нуждается в твоей помощи.

  • Расскажите о друзьях и близких людях, которые чем-то помогли вам.
  • Расскажите о своих добрых поступках.
  • Следует ли хвастаться, если ты сделал доброе дело?
  • Объясните смысл высказывания “Скромность украшает человека”.
  • Какие пословицы о дружбе вы знаете?

6. Считай и анализируй в любом деле.

  • Для чего необходимо это правило? Почему его надо выполнять?

Вы пришли в магазин, и прежде, чем что-то купить, должны проверить содержимое своего кошелька, хватит ли вам денег? Затем надо подумать, так ли необходима вам эта покупка, можно ли её отложить на будущее и купить необходимую вещь.

  • Объясните смысл пословиц: “Деньги – крылья”, “На торгу деньга проказлива”, “Деньги любят счёт”.

7. Учиться никогда не поздно (и не рано).

  • Как объяснить это правило?
  • Объясните смысл пословиц: “Ученье – свет, а неученье – тьма”, “Не гордись званием, а гордись знанием”, “Чем больше науки, тем умнее руки”.

Чтобы стать хорошим и грамотным экономистом, нужно будет соблюдать эти правила и выполнять их. Тогда ваше дело станет выгодным, и вы получите большую прибыль.

А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие по стране Экономика. Первая станция Бюджетная.

  • Скажите, из чего состоит бюджет семьи, откуда появляются доходы и что такое “расходы”?

Семья тратит деньги на самые разные нужды, на удовлетворение различных потребностей. Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше (например: покупка дома и покупка билета на транспорт). Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число членов семьи, наличие своего дома, квартиры, круг интересов семьи, уровень её доходов, рыночные цены на товары и услуги.

  • Для чего же людям нужны деньги?

Деньги необходимы людям для разных целей. Их так много, что все, пожалуй, не перечислишь. Давайте попытаемся выделить самые важные направления использования денег людьми.

  • Предлагаю вам список “Для чего нужны деньги людям”, а вы дополните его.
  • Определить важность каждой потребности в деньгах: самая важная, важная, не очень важная.
  • Объясните смысл пословицы “По доходам и расход”.
  • Почему не надо экономить на еде, книгах, разумном отдыхе?
  • Как можно в семье экономить деньги?

Продолжаем наше путешествие. И мы отправляемся в город Обмения, который находится на острове Бартер.

  • Отгадайте, как называется операция, о которой идёт речь в стихотворении.

Решили два жуира
Меняться без рэкетира.
А что менять – не в этом суть,
Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Карамельку Чупа-чупс
На орешки ММДМ-с.
Друзья не ищут выгод,
Им пошуметь, попрыгать,
А что менять, не в этом суть
Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Так целый день менялись
И при своём остались. (Обмен)

Появляется гном Эконом, он вносит коробку с надписью “Бартер”, в которой лежат карточки со словами “одежда”, “общение”, “знание”, “жильё”, “пища”, “здоровье”. Гном Эконом объясняет детям, что бартер – это обмен товарами без денежных расчётов и предлагает поиграть в игру, которая так и называется “Бартер”.

В предложенной игре на каждого участника раздаётся по 6 карточек с названиями “одежда”, “общение”, “знание”, “жильё”, “пища”, “здоровье”. Ребёнок должен посмотреть, каких карточек у него не хватает из комплекта, в который должно входить 6 разных потребностей человека, найти товарища, у которого есть такая карточка и договориться с ним об обмене.

  • Объясните смысл пословицы “Не сиди сложа руки, и не будет скуки”.
  • Всегда ли удобен обмен?

Послушайте рассказ. Это было очень давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры зверей, питались тем, что давала природа. Минули тысячелетия, пока люди приручили и сделали домашними некоторых животных, научились выращивать нужные растения, ковать железо , ткать материю и мн. другое. Каждый человек не умел и растить хлеб, и выращивать животных, и ткать одежду, и шить обувь, и ковать железо, и строить дома. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни племена занимались скотоводством, другие - земледелием , третьи – охотой. Появилась необходимость отдавать излишки своего труда другим и брать у других необходимое для жизни. Так появились торговые сделки, т.е. обмен товаром.

  • Как древние люди это делали?

Делаем вывод: люди обменивались (лошадь меняли на два мешка зерна и т. д.)

  • Удобно ли было так меняться?

Прошли десятилетия и появились первые золотые монетки – деньги.

Мы продолжаем наше путешествие, и на пути у нас мост. Он необычный – Мост скороговорок. Чтобы пройти по нему и не упасть в Реку денег, нужно быстро сказать скороговорки:

Пётр Петрович по имени Петрович
Пошёл погулять, поймал перепёлку,
Пошёл продавать, понёс по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак, он и продал так.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по две гроши.

Мы идём с вами, ребята, по мосту, но нас может захлестнуть Река денег, если мы не объясним смысл пословиц: “Копейка рубль бережёт”, “Без денег в город – сам себе ворог”, “Волков бояться – в лес не ходить”, “Глупый киснет, а умный всё промыслит”.

На доске разбросаны буквы “е”, “н”, “ь”, “д”, “и”, “г”. Детям предлагается составить слово, без которого ни один человек не может прожить.

  • Как вы думаете, почему люди не могут прожить без денег?
  • Для чего нужны деньги?
  • Кто знает, откуда появилось слово “деньги”? (Слово “деньга” появилось после нашествия татаро-монголов на Русь; это слово произошло от татаро-монгольского “теньга”.)
  • Какая самая лёгкая монета появилась в России? (Копейка)

Продолжаем наше путешествие, и на пути у нас станция “Рекламная” (дети рисуют, рассказывают и показывают иллюстрации об экономике в виде рекламы).

на этом путешествие наше закончилось, и мне хочется пожелать, чтобы вы и все люди полюбили интересную и всем нужную науку экономику. Приятно услышать рекламу об экономике. Очень хорошо, что вы советуете другим людям изучать эту науку.

Список литературы.

  1. Сафронова Г.А. Экономическая игротека. Волгоград, Учитель, 2003 г.
  2. Курак Е.А. Экономическое воспитание.