Цели:
- выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений;
- помочь детям понять и закрепить знание основных правил экономики;
- формировать экономическое мышление и основы экономических знаний;
- воспитывать культуру поведения в условиях рыночного общества.
Оборудование: карта, карточки для детей в коробке.
Возраст детей: 11–12 лет.
Сегодня, ребята, мы совершим необычное путешествие в страну Экономика. Экономика - это наука, изучающая искусство ведения хозяйства; наука о том, как правильно и бережливо, с прибылью вести хозяйство. Люди, которые занимаются экономикой называются экономистами. Как в любой другой науке, в экономике, существуют правила. Я расскажу вам об этих правилах, и мы постараемся в них разобраться.
Золотые правила экономики.
1. Будь во всех делах честным.
- Как вы понимаете это правило?
- Что означает выражение “вести дела честно”?
Быть честным во всех делах – это означает: не обманывать, не воровать, т. к. воровство – это преступление, за которое наказывают. Нельзя обманывать своих товарищей, т. к. в противном случае они перестанут доверять тебе. Нельзя обвешивать покупателей, если ты работаешь продавцом; нужно отдавать сдачу полностью, а не складывать в свой карман, тогда твой магазин будет иметь хорошую репутацию, к тебе будет приходить больше покупателей, и твое дело станет выгодным, т. е. оно будет приносить большой доход (прибыль), твоя честность станет источником твоего богатства.
- Что такое “прибыль”?
Прибыль – это польза, выгода, полученные при выполнении какой-либо работы.
- Объясните смысл пословицы: “Береги платье снова, а честь смолоду”.
2. Научись разбираться в людях, чтобы не быть обманутым.
Разбираться в людях – это значит стараться как можно лучше узнавать людей.
- Как можно узнать человека? (Побеседовать с ним, узнать, как он ведёт свои дела, прибыльно ли его дело, ознакомиться с его производством).
- Объясните смысл пословиц: “Встречают по одёжке, а провожают по уму”, “О человеке судят по его делам и поступкам”.
3. Изучи законы и никогда не нарушай их.
- Что такое законы? (Это правила, которые люди придумали и выполняют их. Правила охраняют нашу жизнь.
- Приведите примеры нарушений законов.
4. Умей не только получать прибыль, но и делиться с теми, кто тебе помог добиться успеха.
- Объясните, как вы понимаете это правило.
- Объясните смысл поговорок: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “Один за всех, и все за одного”.
5. Всегда помогай тем, кто нуждается в твоей помощи.
- Расскажите о друзьях и близких людях, которые чем-то помогли вам.
- Расскажите о своих добрых поступках.
- Следует ли хвастаться, если ты сделал доброе дело?
- Объясните смысл высказывания “Скромность украшает человека”.
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
6. Считай и анализируй в любом деле.
- Для чего необходимо это правило? Почему его надо выполнять?
Вы пришли в магазин, и прежде, чем что-то купить, должны проверить содержимое своего кошелька, хватит ли вам денег? Затем надо подумать, так ли необходима вам эта покупка, можно ли её отложить на будущее и купить необходимую вещь.
- Объясните смысл пословиц: “Деньги – крылья”, “На торгу деньга проказлива”, “Деньги любят счёт”.
7. Учиться никогда не поздно (и не рано).
- Как объяснить это правило?
- Объясните смысл пословиц: “Ученье – свет, а неученье – тьма”, “Не гордись званием, а гордись знанием”, “Чем больше науки, тем умнее руки”.
Чтобы стать хорошим и грамотным экономистом, нужно будет соблюдать эти правила и выполнять их. Тогда ваше дело станет выгодным, и вы получите большую прибыль.
А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие по стране Экономика. Первая станция Бюджетная.
- Скажите, из чего состоит бюджет семьи, откуда появляются доходы и что такое “расходы”?
Семья тратит деньги на самые разные нужды, на удовлетворение различных потребностей. Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше (например: покупка дома и покупка билета на транспорт). Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число членов семьи, наличие своего дома, квартиры, круг интересов семьи, уровень её доходов, рыночные цены на товары и услуги.
- Для чего же людям нужны деньги?
Деньги необходимы людям для разных целей. Их так много, что все, пожалуй, не перечислишь. Давайте попытаемся выделить самые важные направления использования денег людьми.
- Предлагаю вам список “Для чего нужны деньги людям”, а вы дополните его.
- Определить важность каждой потребности в деньгах: самая важная, важная, не очень важная.
- Объясните смысл пословицы “По доходам и расход”.
- Почему не надо экономить на еде, книгах, разумном отдыхе?
- Как можно в семье экономить деньги?
Продолжаем наше путешествие. И мы отправляемся в город Обмения, который находится на острове Бартер.
- Отгадайте, как называется операция, о которой идёт речь в стихотворении.
Решили два жуира
Меняться без рэкетира.
А что менять – не в этом суть,
Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Карамельку Чупа-чупс
На орешки ММДМ-с.
Друзья не ищут выгод,
Им пошуметь, попрыгать,
А что менять, не в этом суть
Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Так целый день менялись
И при своём остались. (Обмен)
Появляется гном Эконом, он вносит коробку с надписью “Бартер”, в которой лежат карточки со словами “одежда”, “общение”, “знание”, “жильё”, “пища”, “здоровье”. Гном Эконом объясняет детям, что бартер – это обмен товарами без денежных расчётов и предлагает поиграть в игру, которая так и называется “Бартер”.
В предложенной игре на каждого участника раздаётся по 6 карточек с названиями “одежда”, “общение”, “знание”, “жильё”, “пища”, “здоровье”. Ребёнок должен посмотреть, каких карточек у него не хватает из комплекта, в который должно входить 6 разных потребностей человека, найти товарища, у которого есть такая карточка и договориться с ним об обмене.
- Объясните смысл пословицы “Не сиди сложа руки, и не будет скуки”.
- Всегда ли удобен обмен?
Послушайте рассказ. Это было очень давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры зверей, питались тем, что давала природа. Минули тысячелетия, пока люди приручили и сделали домашними некоторых животных, научились выращивать нужные растения, ковать железо , ткать материю и мн. другое. Каждый человек не умел и растить хлеб, и выращивать животных, и ткать одежду, и шить обувь, и ковать железо, и строить дома. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни племена занимались скотоводством, другие - земледелием , третьи – охотой. Появилась необходимость отдавать излишки своего труда другим и брать у других необходимое для жизни. Так появились торговые сделки, т.е. обмен товаром.
- Как древние люди это делали?
Делаем вывод: люди обменивались (лошадь меняли на два мешка зерна и т. д.)
- Удобно ли было так меняться?
Прошли десятилетия и появились первые золотые монетки – деньги.
Мы продолжаем наше путешествие, и на пути у нас мост. Он необычный – Мост скороговорок. Чтобы пройти по нему и не упасть в Реку денег, нужно быстро сказать скороговорки:
Пётр Петрович по имени Петрович
Пошёл погулять, поймал перепёлку,
Пошёл продавать, понёс по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак, он и продал так.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по две гроши.
Мы идём с вами, ребята, по мосту, но нас может захлестнуть Река денег, если мы не объясним смысл пословиц: “Копейка рубль бережёт”, “Без денег в город – сам себе ворог”, “Волков бояться – в лес не ходить”, “Глупый киснет, а умный всё промыслит”.
На доске разбросаны буквы “е”, “н”, “ь”, “д”, “и”, “г”. Детям предлагается составить слово, без которого ни один человек не может прожить.
- Как вы думаете, почему люди не могут прожить без денег?
- Для чего нужны деньги?
- Кто знает, откуда появилось слово “деньги”? (Слово “деньга” появилось после нашествия татаро-монголов на Русь; это слово произошло от татаро-монгольского “теньга”.)
- Какая самая лёгкая монета появилась в России? (Копейка)
Продолжаем наше путешествие, и на пути у нас станция “Рекламная” (дети рисуют, рассказывают и показывают иллюстрации об экономике в виде рекламы).
на этом путешествие наше закончилось, и мне хочется пожелать, чтобы вы и все люди полюбили интересную и всем нужную науку экономику. Приятно услышать рекламу об экономике. Очень хорошо, что вы советуете другим людям изучать эту науку.
Список литературы.
- Сафронова Г.А. Экономическая игротека. Волгоград, Учитель, 2003 г.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание.