Познавательно-развлекательный урок технологии "Где блины, там и мы!"

Разделы: Технология


Модуль: Кулинария

Раздел: Русская народная кухня

Цели урока:

  • расширить представления учащихся о традиционной русской выпечке – блинах;
  • обобщить, систематизировать знания и умения по технологии приготовления блинов;
  • содействовать совершенствованию умений учащихся в художественном оформлении блинов, их подаче и сервировке стола.
  • способствовать формированию и развитию у учащихся познавательного интереса к традиционной русской выпечке и кухне.
  • продолжить воспитание национального самосознания, уважения к обычаям предков, нравственности, художественного и эстетического вкусов, культуры труда.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

- кабинет технологии;

- приборы, посуда, приспособления для сервировки стола;

- разнообразные виды блинов.

2. Дидактическое обеспечение:

- образцы объектов труда: блины, блинчики, блинчатые пирожки, трубочки, рулеты, их разнообразное оформление;

- инструкционная карта для лабораторной работы;

- таблицы: “Правила пользования столовыми приборами”, “Сервировка стола”;

- карточки для конкурсной программы урока, жетоны;

- музыкальное оформление.

Ход урока

1. Организационный момент

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся, их готовности к уроку;
  • настрой учащихся на работу;
  • доведение до учащихся плана урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Вопросы к классу:

- Что такое национальная кухня? Как вы понимаете это понятие?

- В чем отличие русской кухни от других кухонь мира?

3. Вступительное слово учителя

“Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, как ты живешь”, говорит одна старинная поговорка. И в самом деле, если знать кулинарные традиции определенного народа, то легко можно догадаться и о местонахождении, и о климате страны, и о “национальном характере”. Ведь на прекрасной и многоликой планете Земля так много отличных друг от друга мест, районов, уголков. И в каждом из них различные климатические условия, географические, рельефные и природные условия. В зависимости от них, от наличия воды и количества солнечного света и тепла в каждом регионе водятся разные растения, птицы, рыбы и животные. Таким образом, флора и фауна диктуют выбор продуктов, а характер, темперамент и менталитет, влияют на способы приготовления пищи. Из всех этих компонентов и складывается тот феномен, который принято обозначать понятием национальная кухня.

Русская кухня всегда отличалась большой самобытностью. Обилие блюд приготовленных из круп и муки; широкое использование овощей, лесных ягод, орехов, грибов; множество рыбных блюд. Все это обогащало и разнообразило русскую кухню.

Если говорить о мировой славе русских кулинаров, ни в коем случае нельзя забывать о таком традиционном блюде русской кухни, как блины. Это одно из древнейших блюд русской кухни, появившееся в языческие времена, т.е. еще до крещения Руси. Слово “блин” - искаженное от “млин” или “мелин” - изделие из намолотого, мучное блюдо.

Поначалу блины были атрибутом поминок: первый блин отдавали нищим, чтобы усопших помянуть. А уже через некоторое время стали петь да плясать, Масленицу провожать – горячими, ароматными, румяными.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С.Пушкин

Блины – символ Масленицы. Круглый, румяный блин, как нельзя лучше, символизирует Ярило – солнце.

“Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков” - писал Куприн А.И.

В дни праздника опару на блины ставили потаенно, на дворе, при свете месяца. Считалось, что полночное светило помогает выпекать блины самые вкусные – рыхлые, белые блины.

Блины до сих пор пользуются большой популярностью. Их пекут не только по праздникам, но и в будни. Они бывают тонкие и толстые, на молоке, дрожжах, сыворотке, и с припеком и с начинками. А чтобы сухой блин горло не драл, к ним подают сметану, масло, мед, икру. Блины с черной и красной икрой! Это чисто русское изобретение удивляет и восхищает гурманов всего мира. Царский деликатес!

Конечно, блины с давних времен известны многим народам. Русские блины отличаются от общепринятых.

  • Во-первых – это обязательно дрожжевые.
  • Во-вторых - они, как правило, небольшого размера, - приблизительно с чайное блюдечко.
  • В-третьих – они непременно смазаны сливочным маслом.

В большинстве стран блины считают десертом и едят только сладкими. В России блины чаще являются закуской. Поэтому и добавки к ним зачастую дают соленые: зернистую и паюсную икру, красную рыбу, мясо. На столе, рядом с блинами, всегда присутствует сметана, сливочное масло. И лишь иногда блины едят с медом.

Русские блины пеклись в русской печи, и получались они мягкими, рыхлыми, ноздреватыми, пышными. Они, как губка, впитывали сметану или топленое масло, от чего становились сочными и вкусными.

Блины – капризная выпечка. Несколько человек могут готовить их по одному рецепту, из абсолютно одинаковых продуктов, соблюдая пропорции, но вкус все равно получится разный. Очень многое зависит от человека, его характера, настроения. Хотите, чтобы блины получились вкусными? Отбросьте злые, тревожные мысли. Постарайтесь забыть о проблемах, настройтесь на спокойное, доброе. Можно приступать!

4. Конкурсная программа

Каждый правильный ответ конкурса оценивается одним жетоном. По наибольшему количеству набранных жетонов определяется победитель.

Конкурс “РАЗМИНОЧНЫЙ”

1.Перед каждым участником команды лежат карточки с буквами “С” и “Т”. При перечислении правил необходимо показать карточку с буквой “С” соответствующей санитарно – гигиеническим правилам, с буквой “Т” правилам техники безопасности.

Вопросы командам Правильные ответы
- Руки мойте с мылом. С
- Перед включением электроприбора в сеть проверьте исправность шнура. Т
- Наденьте фартук и косынку. С
- Включайте и отключайте приборы сухими руками. Т
- Рукава одежды закатайте. С

2. По очереди каждая команда перечисляет названия посуды, приспособлений, столовых приборов необходимых для приготовления, сервировки стола, употребления блинов.

Посуда: сковорода, миска, тарелка.

Приспособления: сито, мерный стакан, венчик.

Столовые приборы: вилка, нож, ложка, соусник.

Конкурс “ПРОДУКТОВЫЙ”

1. Команды получают конверты с заданием. В течение одной минуты обсуждают задание и отвечают на поставленные вопросы.

Вопросы команде №1 Ответы
- Перечислите основные продукты, входящие в состав жидкого, пресного теста для блинов. Мука, молоко или жидкость, соль.
- Какие виды разрыхлителей Дрожжи
можно использовать для приготовления блинного теста? Сода

Вопросы команде №2

 
- Перечислите дополнительные продукты, входящие в состав жидкого пресного теста для блинов. Сахар, Яйца
- Какие можно добавлять пряности в тесто для блинов? Ванилин, корица, орехи, изюм.

2. Продукты, входящие в состав теста, в твердом состоянии белого цвета, порошкообразные, без явно выраженного запаха. Каждой команде необходимо провести экспертизу образцов предложенных продуктов и определить название продукта. В процессе конкурса нужно пользоваться инструкционной картой, которая выдана каждой команде установленного образца. Время на выполнения этого конкурса 5 минут. Кто быстрее и правильнее определит название образца продукта, тот считается победителем конкурса. Звучит музыка.

Инструкционная карта.

№ образца Цвет, внешний вид (основные отличия) Результат растворения Вкус раствора Действие столового уксуса Название продукта
1 Кристаллический блеск, цвет белый Растворяется Соленый - Соль
2 Не блестит, мягче соли, цвет белый Растворяется медленнее соли - Жидкость пенится и шипит Сода
3 Характерны комочки, цвет белый Растворяется Сладкий - Сахарная пудра
4 Белого цвета с желтоватым оттенком Тестообразная масса - - Мука

Задание для команды №1

Пользуясь инструкционной картой, проведите исследование образцов предложенных продуктов с целью установления названия образца продукта. В процессе исследования заполните таблицу.

№ образца Цвет, внешний вид Результат растворения Вкус раствора Действие уксуса Название продукта
1          
2          

Ответ: команде выданы продукты под №1 – сода, №2 – соль.

Задание для команды №2

Пользуясь инструкционной картой, проведите исследование образцов предложенных продуктов с целью установления названия образца продукта. В процессе исследования заполните таблицу.

№ образца Цвет, внешний вид Результат растворения Вкус раствора Действие уксуса Название продукта
1          
2          

Ответ: команде выданы продукты под №1 – мука, №2 – сахарная пудра.

Конкурс “ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ”

Блины готовят из жидкого теста, которое по способу приготовления может быть дрожжевым и бездрожжевым. Каждой команде необходимо в полученном описании технологической последовательности приготовления блинов, вставить пропущенное название продукта, из которого готовится тесто, и определить способ приготовления данного теста. Используя карточки с названием продуктов, на магнитной доске, выстроить последовательность закладки продуктов в тесто.

Описание №1: Возьмем стакан свежего ________, чуть теплого, чтобы ______________ в нем растворились, прибавим ___________ и __________ по вкусу, да _________________ всыплем столько, чтоб тесто по густоте было более жидким, чем сметана. Поднимится оно через пол часа, тут мы его и на сковороду.

Ответ: молоко, дрожжи, соль, сахар. Способ приготовления – дрожжевой.

Описание№2: На стакан __________, сырого или кипяченого, а то и кислого или кефира, добавляем __________, ____________ по вкусу. Одно ________ разобьем и ____________ всыплем столько, чтоб тесто по густоте было более жидким, чем сметана. А чтобы блины получились пышными можно добавить _________ для разрыхления теста.

Ответ: молоко, соль, сахар, яйцо, сода. Способ приготовления – бездрожжевой.

Познавательные сведения

Учитель: Раньше, на масленицу, пекли блины на дрожжах, во все остальные дни можно было есть “скородумки” (на кислом молоке) или блинчики из пресного теста.

Чтобы блины получились пышными и кружевными необходимо правильно подготовить сковороду. Сковороду не моют, а очищают. Сыплют соль, прокаливают, вытирают, смазывают маслом, вновь нагревают до образования дыма и протирают. Если этого не сделать “комом” выйдет не только первый блин, но и все последующие. Перед выпечкой блинов разогретую сковороду смазывают несоленым шпиком или жиром, и потом уже наливают тесто. Лить тесто нужно аккуратно, чтоб оно растекалось, как следует. Выйдет блин тонким, кружевным.

Изделия из жидкого теста имеют одну технологию приготовления и аналогичный способ обжаривания – с небольшим количеством жира до золотистого цвета, но различное оформление и подачу к столу.

Блины – обжаривают с двух сторон, подают в натуральном виде или с гарниром из сладких или соленых продуктов, с маслом, со сметаной, с рубленым яйцом и т.д.

Блинчики – обжаривают с одной стороны, на эту сторону кладут начинку, завертывают конвертом или уголком и вторично обжаривают; к ним не подают острых и соленых начинок.

Блинчатые пироги – слабо обжаривают блины, кладут их в форму, перекладывают начинкой, запекают в духовке, при подаче нарезают на порции.

Блинчатые пирожки – обжаривают с двух сторон, на одну кладут начинку, завертывают края на 2-3 сантиметра, скатывают трубочкой, смачивают в яйце и панируют в сухарях, обжаривают вторично в большом количестве жира – фритюре.

Изделия из жидкого теста могут быть поданы на завтрак или обед. Едят их с помощью вилки и ножа. При сервировке стола нож кладут справа от тарелки, лезвием к ней, вилку – слева, рожками вверх. Во время еды нож держат в правой руке, вилку в левой. Горячие блины отрезают по немного, холодные – нарезают на небольшие кусочки сразу всю порцию. Окончив есть приборы кладут параллельно друг другу на тарелку, прервав еду – крест на крест.

Конкурс “ТВОРЧЕСКИЙ”

Пока звучит песня в исполнении Мордасовой М. “Ой, блины мои блины”, командам необходимо сервировать стол и представить блюдо своей команды, сделать ему рекламу. В рекламе можно отразить особенности приготовления и подачи блюда, название (можно оригинальное), раскрыть положительные стороны блюда.

Собрать книжку-малышку “Русские блины” с фирменными рецептами семейных блинов.

Конкурс “ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ”

1. По цепочке перечислить разнообразные названия русских блинов.

Ответ: блин, блинец, блинчик, блинище, блинки, блиночки и т.д.

2. Аукцион пословиц и поговорок о блинах. Например:

Где блины, там и мы!
Без блинов не масленица.
Блин брюха не портит.
Блин не клин – брюха не разобьет и т.д.

ДЕГУСТАЦИЯ

Учитель: Любили те вы блины, блинчики, оладушки? Румяные, пышные, еще теплые после выпечки, с хрустящей корочкой, смазанные маслицем? А если с начинкой? Ух, слюнки потекли! Поэтому настало время дегустации блюд, которое мы предоставляем гостям. В ходе дегустации гостям необходимо дать оценку блюдам по следующим критериям:

Критерии оценивания

Критерии Максимальное количество баллов Баллы
Первая команда Вторая команда
1 Оригинальность названия 5    
2 Эстетическое оформление блюда 5    
3 Вкусовые качества 5    
4 Толщина (не более 5мм) 5    
5 Поверхность с равномерной окраской без подгорелостей 5    
  Итого 25    

5. Подведение итогов

- Объявление и награждение команды-победительницы.

- Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

- Рефлексия. Вопросы к классу:

Что нового, интересного вы взяли из сегодняшнего урока?

В каких жизненных ситуациях вы сможете применить полученные сегодня на уроке знания и умения?

- Сообщение учителя о достижении целей урока.

- Заключительное слово учителя:

Много можно говорить о русской кухне и ее блюдах. В “Книге русской опытной хозяйки”, изданной полтора века назад, сказано:

“Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, мы думаем, что нам во всех отношениях здоровее и полезнее все наше родное, русское, то к чему мы привыкли, что извлечено опытом, переданного от отцов детям. Ведь это определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни. Вкусное, аппетитное укрепляет человека не только как хлеб насущный, но и как лекарство, как лучшее средство укрепления здоровья. В каждом доме должна быть кулинария отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и своей семьи”.

6. Домашнее задание

Соберите вокруг стола семью и устройте праздник одного блюда. И пусть таким блюдом станет русское национальное блюдо – блины. Пригласите на этот праздник самых близких и дорогих вам людей – родителей, бабушек и дедушек, сестер и братишек. Они очень будут благодарны вам за ваше внимание к ним, горды за то, что вы есть у них, что вы не забываете их, помните, любите и уважаете. Предоставьте возможность близким и родным вам людям оценить ваши кулинарные способности.

Наша познавательно-развлекательная программа подошла к концу. Всего вам доброго! Спасибо за внимание.