Известно, что наибольшую трудность в развитии речи учащихся и закреплению навыков правильного произношения представляет работа над текстом на индивидуальных занятиях. На таких занятиях в помощь восприятию материала, а также для поддержания интереса ученика к этой работе, используют картинки, фигурки для обыгрывания диалогов по ролям, материал для аппликаций, учебные принадлежности и пр. Это способствует более прочному усвоению словаря, а в некоторых случаях является той ситуативной основой, которая позволяет опознавать сложные задания. Дидактический материал учитель систематизирует определенным образом. В ходе работы используют как знакомые, так и незнакомые тексты.
Содержание текста является основой для последующей организации диалога учителя с учеником. Весь речевой материал, используемый учителем должен предъявляться голосом нормальной громкости в среднем темпе. Речь должна быть естественна и эмоционально окрашена. Лицо учителя должно быть живым, мимика - выразительной.
На занятиях ученики учатся слушать, думать, действовать, говорить. Важно, чтобы учитель добивался ответной реакции ученика. Выслушав поручение учителя. Учащийся выполняет его, восприняв вопрос - отвечает на него и т. д. Учитель должен стараться избегать штампов в речи, обращенной к ученику. Для этого необходимо предлагать ученикам ответить на один и тот же вопрос полно, кратко.
В учебную программу по развитию произношения и речи включен примерный речевой материал, состоящий из текстов описательно-повествовательного характера, текстов-диалогов, сказок, загадок, фраз-вопросов, фраз-поручений, и заданий, слов и словосочетаний. Этот материал отвечает задачам общения с помощью устной речи, органической частью входит в содержание учебного процесса, мотивирован речевой деятельностью ребенка. Содержание речевого материала работы над текстом позволяет использовать на индивидуальных занятиях разнообразные виды работ: аппликацию, подбор и систематизацию картинок, схематическую зарисовку, конструирование, инсценировку, работу со схемой, слуховой диктант, выполнение грамматических заданий, отгадывание загадок, прослушивание музыки и т. д. Все это используется при обучении восприятию различного речевого материала, при развитии речи и произношения. Необходимо использовать тексты-диалоги, так как речевой материал, на основе которого они построены, передает ситуацию повседневного общения из жизни детей. Инсценировка, сопровождающая восприятие и воспроизведение текстов, позволяет учителю работать над интонационной стороной речи.
При планировании занятий важно учитывать индивидуальные особенности учеников: для одних предлагаемый материал может быть расширен, для других сокращен. Нецелесообразно при сокращении речевого материала исключать какие-либо темы вообще. В сокращаемых темах надо оставлять наиболее актуальные для общения фразы, словосочетания, слова. Учитель предлагает ученику новый материал только после того, как ученик достаточно хорошо усвоил предыдущий материал.
Основные требования при подготовке к работе с текстом следующие:
1. Тексты должны быть написаны на карточках крупным шрифтом. Задания к ним так же должны быть написаны на отдельных карточках.
2. Проводится работа над пониманием содержания текста, отдельных словосочетаний, слов.
Необходимо иметь карточки со словами "найди", "покажи", "назови", "ответь на вопросы" и т. д.
3. Необходимо продумать специальные подготовительные упражнения, направленные на употребление и усвоение речевого материала текста в предложениях или словосочетаниях. Они имеют разную целевую направленность. В зависимости от того, какой текст: лексический или грамматический.
4. Практическое овладение материалом текста и использование его в самостоятельных высказываниях учащихся. Один и тот же текст можно использовать в разных классах, добавляя задания, новые предложения или, наоборот, исключая те, которые трудны для восприятия ребят. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем более сложный материал можно ему предложить.
В тех случаях, когда ребенок затрудняется в восприятии текста, в ходе работы над ним необходимо провести несколько дополнительных занятий. Трудно недооценить всю важность работы над текстом. Здесь перед ребенком предстает впервые целостная картина мира, развивается его мышление, память, расширяется кругозор.
Предлагаемая методика работы над текстом на индивидуальных занятиях позволяет значительно повысить качество понимания прочитанного, улучшить внятность и произношение учащегося. Работая по данной методике, я пришла к выводу, что именно тексты, пусть даже самые маленькие, а именно с них и необходимо начинать работу, способствуют наиболее быстрому развитию речи учащихся. Каждый конкретный текст несет свою смысловую нагрузку, выполняет свою определенную задачу. Важно отметить, чтобы текст желательно сопровождался картинкой или серией картинок, чтобы ребенок смог соотнести прочитанное с картинкой, особенно в случаях, когда текст понимается ребенком плохо.
Какие могут быть тексты:
- Тексты на тренировку определенного звука речи.
- Тексты на раскрытие определенной темы.
- Тексты обобщающего характера.
- Описательные тексты
- Тексты- диалоги
- Тексты- задачи
- Тексты-стихи
- Иллюстрированные тексты
- Комбинированные тексты
- Тексты-картины
По размерам тексты могут быть:
- Тексты-малютки
- Тексты средней величины.
- Большие тексты
Как же осуществляется работа над текстом в целом.
Первым текст читает учитель. После первого прочтения текста учитель побуждает ученика рассказать, что ученик услышал. Как правило, ученики могут назвать слова, словосочетания, сказать, о чем или о ком текст, некоторые учащиеся могут определить основное содержание текста. Если ученик почти ничего не понял, тогда учитель предлагает ему серию картинок, аппликацию к тексту. Ученик повторяет за учителем слова и словосочетания. Затем учитель по табличкам " рассыпного текста" читает предложения, а ученик повторяет за учителем, затем сам читает табличку и еще раз повторяет это предложение. После этого ученик отбирает нужную картинку или накладывает на фон аппликацию, либо делает часть зарисовки. Если ученик хорошо справляется с заданием, то учитель предлагает ученику текст полностью, написанный на отдельной карточке. Учитель читает текст выразительно, с паузами и определенной интонацией, соблюдая дыхательные паузы и ударение. Затем текст по карточке читает ученик. Если ученик имеет хорошие навыки произношения, то он может сам читать текст, а учитель только следит и слушает, как ученик читает и произносит звуки. Затем даются определенные здания к тексту.
После того, как ученик выполнил задания к тексту, учитель предъявляет текст еще раз на слух и ученик пересказывает текст.
В работе с текстом-диалогом учитель при первом же предъявлении текста на слух дает ученику фигурки – "действующие лица" и ученик инсценирует текст при самостоятельном пересказе.
В своей работе я использую самые разнообразные тексты, часть беру из учебников, большую часть составляю самостоятельно, в зависимости от состояния речи и общего развития учащихся. Тексты подбираются на определенную тему.
Для каждого текста заготавливаются карточки:
- текст целиком
- рассыпной текст
- вопросы к тексту (разрезные)
- задания к тексту
- иллюстрации (разрезные) и картинки (если можно к каждому предложению)
- фигурки (действующие лица диалога)
- речевой материал для фонетической и речевой зарядки, связанный с материалом текста
Например, я работаю над текстом по теме "Осень". (4-5 классы)
- Задание - прочитать текст. Текст наиболее полно
охватывает эту тему в целом и в дальнейшем в
других текстах встречаются типовые предложения
и словосочетания.
С какими трудностями сталкиваешься чаще всего? Это, прежде всего, маленький словарный запас. Поэтому учащиеся после первого предъявления текста затрудняются ответить на вопросы по тексту. Чаще всего не понятны слова "середина", "созрел", "урожай" и т.д. Учителю необходимо объяснить все трудные и непонятные слова текста. - Затем текст предъявляется по фразам.
- Чтение табличек "рассыпного текста " по схеме учитель - ученик и наоборот.
- Самостоятельное составление учеником текста из табличек по памяти и чтение текста.
- Сопоставление картинок и предложений. Необходимо найти картинку к тому или иному предложению, которое ученик услышал или найти табличку с предложением, которое прочитал учитель и положить перед соответствующей картинкой.
Затем можно дать отдельные фразы или словосочетания на слух. Если ребенок все хорошо проговаривает и повторяет за учителем предложения, то можно предложить пересказ текста.
Теперь можно поработать над интонацией:
- Чтение текста учителем по карточке. Учитель обращает внимание ученика на то, с какой интонацией необходимо читать каждое предложение.
- Чтение текста учеником.
Далее даются задания к тексту:
- найди предложение, которое проговаривает учитель.
- закончи предложение
- ответь на вопросы и т. д.
Детям трудно отвечать на вопросы по тексту. Особенно такого типа, как:
"Куда?", "Где?", "Откуда?", "Куда?" и т.д.
Есть учащиеся, которые недостаточно хорошо понимают и воспринимают текст, недостаточно хорошо запоминают слова и предложения из текста.
Тогда работа над текстом проводится в несколько этапов.
1 этап.
- текст целиком читает учитель
- объясняется значение каждой фразы текста или слова
- чтение текста учеником
- различение на слух предложений из текста (возможно с опорой на карточку в разной последовательности)
- чтение текста учеником еще раз
2 этап.
- прослушивание текста учеником
- пересказ основного содержания текста
- выполнение различных заданий к тексту
- пересказ текста учеником еще раз
3 этап.
- чтение текста (учитель-ученик)
- различение предложений с опорой на карточку (карточки с предложениями текста раскладываются не по порядку)
- самостоятельное составление текста учеником по карточкам "рассыпного текста" и сопоставление его с основным вариантом
- пересказ текста учеником (можно с опорой на карточку)
- различение отдельных словосочетаний, слов к тексту
- описание картинок к тексту
- пересказ текста учеником без опоры на карточку
4 этап.
- различение предложений к тексту.
- слуховой диктант
- зарисовки предложений предъявляемых учителем ученику.
Чтобы учащиеся лучше и быстрее запоминали лексику текстов, подбирается соответствующий фонетический материал, который можно использовать и для проведения фонетической зарядки и для закрепления правильного произношения звуков речи. Можно использовать метод "наращивания предложений", постепенно усложняя содержание предложения в целом. Все зависит от творчества учителя. Следует заметить, что работа над текстом должна проводиться в тесной связи с деятельностью воспитателя, работающего в данном классе или с группой учащихся, который во время внеклассных занятий так же повторяет с учащимися словарь текста, помогает запомнить слова или словосочетания.
Итак, рассмотрим на примерах, как можно провести соответствующую работу с различными текстами на индивидуальных занятиях. В начальных классах это, как правило, тексты-малютки. Выглядят они так:
Текст № 1
Это я. Это ты. Это он. Это она.
1. Кто это?
2. Это я? (Это ты? Это он? Это она?)
Текст 2
Это Вова. Вот молоко. Вова пьёт молоко. Молоко вкусное. Тут Зина. Зина тоже пьёт молоко.
1. Кто это?
2. Что это?
3. Что делает Вова?
4. Что пьёт Вова?
5. Какое молоко?
6. Что делает Зина?
7. Кто пьёт молоко?
Текст № 18
Это двор. Во дворе много детей. Они играют в мяч (прятки, кубики, футбол, волейбол, теннис, хоккей и т. д. ). Во дворе много деревьев. Около деревьев скамейки. Дети сидят на скамейках. Они отдыхают и разговаривают.
1. Что это?
2. Кто во дворе?
3. Где дети?
4. Что делают дети?
5. Что во дворе?
6. Что около деревьев?
7. Где сидят дети?
Как видно из примеров таких тестов может быть подобрано очень много на самые разнообразные темы.
Рассмотрим работу над одним из таких текстов.
- Это я. Это папа. Это мама. Это бабушка. Это дедушка. Это мой брат. Это моя сестра. Мы дружная семья. (К каждому предложению подбирается соответствующая картинка, стрелками можно обозначить родственные отношения каждого члена семьи)
Этапы работы над текстом:
фонетическая зарядка на произношение отдельных звуков, звукосочетаний
Уш – уш - уш
Шка – шка - шка
Ушка – ушка - ушка – бабушка
Де – де – де
Ду – ду – ду
Ушка – ушка – ушка – дедушка
Бра – бра – бра
Ат – ат – ат - брать
Ая – ая – ая - большая
- чтение текста (полностью)
- различение предложений текста
- подкладывание табличек с предложениями из текста к картинкам
- подкладывание картинок к табличкам
- тренировка употребления в речи вопроса Кто это?
- самостоятельное воспроизведение предложений текста с опорой на картинку
- выполнение задания типа "Послушай и подбери картинку, табличку"
- "Путаница".
Это папа? – Да. Или это бабушка? - Нет. Учитель показывает и называет картинки и предложения не соответствующие изображению или написанию
- проводится проверка понимания текста с "сигнальными карточками "
- выполняется задание "послушай и нарисуй"
- проводится игра "У кого эта картинка?"
- разложи картинки или карточки с предложениями по порядку
- слуховой диктант
- закончи слово (предложение)
Это ба……
Это де……
Ответы на вопросы:
- Как тебя зовут?
- Как зовут маму?
- Как зовут папу?
- Какая семья?
Составить самостоятельное высказывание ребенка
Если есть семейная фотография, то можно составить самостоятельное высказывание ребенка о своей семье.
А вот как можно провести конкретное занятие по теме "Середина весны" в 4 классе. Обычно готовится два варианта текста: для более сильных учеников и для тех ребят, которым работа над текстом дается труднее.
1 вариант текста.
Заканчивается апрель - середина весны. Небо голубое-голубое, с лёгкими, белыми пушистыми облаками. Солнце яркое- яркое. На деревьях давно распустились зелёные листочки. Из дальних тёплых стран прилетают птицы. Они вьют гнёзда. Взрослые и ребята работают в садах и на огородах. (Окапывают деревья, сажают цветы и кусты, овощи, подрезают ветки на деревьях). На полях появились разные машины. Они обрабатывают поля. Повсюду зеленеет трава, распускаются цветы. Тысячи насекомых выходят на свет. Радостно смотреть, как оживает природа.
(Текст дается с надстрочными знаками и ударением)
2 вариант текста.
Заканчивается апрель – середина весны. Небо голубое- голубое, с легкими, белыми пушистыми облаками.
Солнце яркое-яркое. На деревьях давно распустились зелёные листочки. Из дальних тёплых стран прилетают птицы. Взрослые и ребята работают в садах и на огородах.
На полях появились разные машины. Повсюду зеленеет трава, распускаются цветы. Тысячи насекомых выходят на свет. Радостно смотреть, как оживает природа.
Задания к тексту:
- Беседа по картинкам о весне.
- Чтение фонетических рифмовок.
- Чтение текста учеником или учителем.
- Различение предложений с опорой на разрезной текст.
- Сложить разрезной текст и сравнить с основным вариантом
- Различение вопросов к тексту
- Продолжи предложения
- Найди предложения в тексте.
- "Верно или неверно?" (работа с "сигнальными карточками")
- Подбери картинку к предложению.
- Составь предложение и отдельных слов к тексту.
- Выполни грамматическое задание (Например: Подчеркни общую часть слов в предложении "Прилетели перелётные птицы")
- Послушай предложение и нарисуй
- Составление аппликации из разрезных картинок
- Слуховой диктант.
- Пересказ текста
Отдельные задания к тексту:
Фонетические рифмовки
- Ча – ча – ча – алыча
- Очки – очки – очки – листочки
- Чи – чи - чи – тысячи
- Очки – очки- зелёные листочки
- Грачи – врачи
- Точки – листочки
- Ши – ши – ши - машины
- Ши – ши – ши – пушистыми
- Жа – жа – жа - сажают
- Жи – жи – жи – оживают
Закончи предложения:
- Небо голубое – голубое, с лёгкими…. . (облаками)
- На деревьях давно распустились……(листочки)
- Взрослые и ребята работают ……(в садах и на огородах)
- Из дальних тёплых стран прилетают…. (птицы)
- Тысячи насекомых…. . (выходят на свет)
- На полях появились…. (машины)
Составление аппликации на основной фон.
Учитель говорит предложение, ученик подбирает картинку, проговаривает предложение и подставляет картинку в нужное место:
- Небо голубое-голубое, с лёгкими, белыми пушистыми облаками.
- На полях появились разные машины.
- На деревьях распустились маленькие листочки.
- Солнце яркое-яркое.
- Появилась зелёная травка.
- Взрослые и ребята работают в садах и на огородах.
Работа с "сигнальными карточками".
Очень нравится ребятам работать с "сигнальными карточками". Учитель дает предложение из текста. В руках у ребёнка карточки с красным и зеленым цветом. Если предложение, прочитанное учителем, соответствует тому, что есть в тексте – ученик поднимает зелёную карточку, а если предложение, произнесённое учителем, не соответствует содержанию текста, ученик поднимает красную карточку.
Вопросы к тексту:
- Как оживает природа весной?
- Что делают взрослые и ребята весной?
- Что распустилось на деревьях?
- Какими стали небо и солнце весной?
- Кто прилетает из дальних стран?
- Из каких стран прилетают птицы весной?
Очень нравится ребятам 3-4 классов работать над текстами – стихами. Тексты составляются таким образом, чтобы каждая стихотворная строчка выражала в себе определенное действие героев, о которых идет речь в стихотворении. Это необходимо для того, чтобы к каждому предложению можно было подобрать соответствующий рисунок. Стихотворение не должно быть большим по содержанию. Выглядит оно таким образом:
Волк и зайчишка
По мосту идёт зайчишка.
Сразу видно – шалунишка!
А вот куст большой, большой,
Притаился волк там злой.
Песни зайчик распевает,
Ничего не замечает.
Волк как выскочит! – Беда!
Бегает туда – сюда
Зайчик серый по мосту,
Увернулся на бегу,
Да шмыгнул быстрей под мост.
Волк споткнулся. – Вывод прост!
Прямо в воду волк упал,
И зайчишку не догнал!
Очень хорошо на таком тексте проводить работу над интонацией. После того, как проведена работа по автоматизации произношения слов и словосочетаний, выполнены задания к тексту, можно пофантазировать с ребятами и дать им такие задания, как:
- Как ты думаешь, что кричал волк, когда бежал за зайчиком?
- Как ты думаешь, что кричал зайчик, когда убегал от волка?
- Можешь ли ты придумать продолжение?
- Как ты думаешь, что случилось потом?
Придумывается целый диалог взаимоотношений между героями текста. Потом его можно обыграть по ролям. Ребятам очень нравится изображать разных героев, двигаться, как они, стараться говорить, как герои сказки-стихотворения. А если есть возможность можно прослушать музыку и угадать, кто это: волк или заяц, что делает герой в данный момент. Можно попробовать пропеть свои "роли" следуя за мелодией музыкального произведения. В книге "Радуга – Дуга", автором которой я являюсь, подобрано много таких стихотворений – текстов, есть маленькие тексты-стишки в помощь логопеду для автоматизации произношения звуков, развития речи и мышления ребёнка. Такие тексты очень легко заучиваются наизусть.
Например:
Это мишка.
Это мышка.
Это ложка.
Это кошка.
У козлёнка бравый вид,
На полянку он спешит.
Травкой свежей насладиться,
Бегать, прыгать и резвиться.Светит солнышко в окошко,
Ты бери скорей лукошко,
За грибами в лес пойдем,
Все грибочки соберём.Шубка у кошки пушистая,
Кошка мяукает: "Мяу",
Выгнула спинку ершистая
И прошептала "Всё знаю".Щука щурила глаза
Щука, словно егоза.
Ей на месте не сидится,
Щуке надобно сердиться.Щука вечно голодна,
Знать поэтому и зла,
Эй, рыбёшки, уплывайте,
Щуке в пасть не попадайте.
(текст из серии "Весёлый алфавит", буква Щ. )
Вот еще один такой текст.
Катя
Катя с куколкой играла,
Всех подружек отгоняла,
Катя топала ногами
И махала им руками.
Те обиделись, ушли.
К Кате больше не пришли.
Кате стало очень скучно,
Знать – не все благополучно,
Катя это осознала,
И подружек вновь позвала.
Вместе веселей играть,
Никого не обижать!
Посмотрите! На таком тексте можно хорошо поработать над произношением звуков Ш, Ж, К, Г. И как можно замечательно обыграть по ролям все действия данного стихотворения.
Кропотливая и тщательная работа над текстами, несомненно, приносит свои результаты. Значительно расширяется кругозор учащихся, улучшается произношение и речь, расширяется словарный запас. Творческий подход учителя к этому виду работы над речью и произношением позволяет полнее раскрыть возможности учащегося и получить удовлетворение от полученных знаний.