"Письменные приёмы умножения многозначных чисел на трехзначное", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Создать условия для усвоения данного приёма умножения.
  2. Создать условия для развития наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Отрабатывать умение сотрудничать в парах.
  4. Содействовать воспитанию бережного отношения к окружающему нас миру природы.
Структура Действия учителя Направление действий ученика Методический комментарий
1. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. “Потирание рук.”

- Вспомните, как вы делаете это перед вкусным обедом или после удачного дела. Главное, потирать руки с видимым удовольствием.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. Создаётся благоприятная рабочая атмосфера в классе.
2. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

Рефлексия по этапу.

стр. 43 № 240

(дифференцированное домашнее задание)

1 уровень

- Запишите решение задачи выражением.

2 уровень

- Как изменить вопрос задачи, чтобы она решалась в 4 действия?

- Кот сам справился с выполнением домашнего задания?

- Кому было трудно?

- Кто тебе помогал?

(30 000 : 50) – (30 000 : 60) = 100 (к.)

- Сколько коробков спичек упаковывают два автомата за час?

(30 000 : 50 + 30 000 : 60) ? 60 = 66 000(к.)

Учащиеся поднимают карточку красного цвета, если обращались за помощью, зелёного цвета – если сами справились с заданием.

Оценка меры продвижения в усвоении данного материала.
3. Каллиграфическая минутка. - Для показа я предлагаю записать наименьшее пятизначное число.

- У наших предков, древних славян, счет доходил всего до 10 000. Это число называлось “тьмой”, т.е. числом, которое трудно себе представить.

10 000 Развитие кругозора детей. Содействие воспитанию интереса к предмету.
4. Устный счет. - В сутки через лёгкие человека проходит около 10 000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 неделю? За 1 месяц? За 1 год?

- Что мы называем “зелёными” лёгкими Земли?

- Отчего зависит наше с вами здоровье?

За одну неделю – 70 000 л воздуха.

За один месяц – 300 000 л воздуха.

За один год – 3 650 000 л воздуха.

- Так мы называем растения.

- Наше здоровье зависит от доброго отношения к окружающему нас миру природы.

 

 

 

Содействие воспитанию бережного отношения к природе. Забота о своём здоровье.

5. Целеполагание. - Прочитайте тему урока.

 

- Ответьте на вопрос: “Что я про это уже знаю?”

 

 

 

 

- Чему ты будешь учиться?

 

- Зачем тебе нужно в этом разобраться?

- Письменные приёмы умножения многозначных чисел на трёхзначное.

- Я знаю, что называется умножением.

- Я знаю таблицу умножения.

-Я знаю, что такое письменные приёмы умножения.

- Я умею умножать на двузначное число.

- Буду учиться умножать на трёхзначное число.

- Я смогу без ошибок решать такие примеры.

- Мне это необходимо для усвоения других приёмов умножения.

 

 

Определение границ собственного знания.

 

Определение личностного смысла деятельности.

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2).

Планирование предстоящей деятельности.

 

 

 

 

 

 

Реализация плана.

Повторение приёмов умножения на двузначное число.

 

 

 

 

 

Самоконтроль, самооценка.

 

 

 

 

Рефлексия по этапу.

Повторение таблицы умножения.

Игра “Арифметическая мозаика”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль. Оценка выполнения задания.

- Что нам поможет научиться умножать на трёхзначное число?

 

 

 

 

 

 

 

 

(Запись на доске.)

- Реши пример, записанный правильно. (учитель контролирует)

- Выберите один из неправильно записанных примеров, обсудите в паре, как исправить ошибку, решите выбранный пример.

- Проверьте правильность выполнения по контрольной карточке. Оцените свою работу.

 

 

 

 

- Кому было трудно выполнять это задание?

- Как вы помогали друг другу?

- Какие ещё ошибки возможны при решении примеров на умножение?

 

- Я диктую пример, вы считаете и заштриховываете квадратик с правильным ответом.

? Найдите произведение чисел 9 и 8.

? Найдите частное чисел 81 и 9.

? Первый множитель 6, второй-7. Чему равно произведение?

? Увеличьте 2 в 8 раз.

? Найдите произведение чисел 8 и 8.

? Найдите произведение чисел 7 и 3.

? Первый множитель 5, второй – 6. Определите произведение чисел.

? Увеличьте 7 в 9 раз.

- Если все примеры решены правильно, на карточке получается цифра 5.

- Повторение приёмов умножения на двузначное число.

- Повторение таблицы умножения.

- Модели примеров.

- Работа по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик работает у доски.

Остальные ученики работают в парах.

 

 

Контрольная карточка:

Ответы детей.

 

- Незнание таблицы умножения и соответствующих случаев деления.

 

Ученики заштриховывают числа на своей карточке.

 

Выбор и определение последовательности действий, ведущих к усвоению нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка усвоения темы “Умножение на двузначное число”.

 

Выполнение контроля и оценки результата на основе сравнения с образцом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка усвоения таблицы умножения, математических терминов.

Развитие слухового восприятия.

8. Физкультминутка. Упражнение “Аэростат”.

- Сядьте удобно на стуле. Руки на коленях. Глаза лучше закрыть. Дышите в удобном для вас ритме. При вдохе грудная клетка поднимается, при выдохе – опускается. Представьте себе, что при вдохе вы поднимаетесь вверх, в небо, а при выдохе – опускаетесь вниз на дно океана. Итак, вдох…, выдох…, вдох…, выдох… (2-3 мин.).

Ученики выполняют упражнение. Снятие напряжения.
9.

 

1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2).

 

 

 

 

 

 

 

 

3).

Исследовательская работа.

Предъявление моделей примеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над параграфом учебника(стр. 44).

 

 

 

 

 

 

Рефлексивное оценивание.

 

 

- Сравни модели примеров.

 

 

 

- Чем они различаются?

 

 

- Чем отличается умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трёхзначное число?

 

- На что надо обратить внимание при умножении на трёхзначное число?

 

- Как предлагаете поработать над параграфом учебника?

 

 

 

- Кто из пары готов объяснить решение составленного примера?

 

- Ответьте на вопрос: “Насколько я продвинулся к цели?”

- Есть ли ошибки, которых ты бы мог избежать?

- Что для этого нужно делать?

img4.gif (948 bytes)

- Первая модель – умножение на двузначное число. Вторая модель – умножение на трёхзначное число.

- При умножении на двузначное число получается два неполных произведения. При умножении на трёхзначное число получается три неполных произведения.

- Надо обратить внимание на подпись третьего неполного произведения (под сотнями второго неполного произведения).

- Самостоятельно в парах объяснить решение примера, который соответствует теме урока.

- Составить свой пример умножения на трёхзначное число по образцу в параграфе.

Несколько человек от пары объясняют как умножить многозначное число на трёхзначное.

Ответы детей.

 

- Можно обратиться за помощью к учителю, к товарищу.

- Можно прочитать ещё раз параграф учебника.

Данная исследовательская работа создаёт условия для реализации целей, поставленных детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на пооперационный контроль.

10.

 

 

 

 

 

Поуровневая работа.

 

 

 

1 уровень.

 

 

 

2 уровень.

 

 

Контроль.

 

 

 

 

 

 

3 уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия по этапу урока.

 

 

 

 

 

стр. 44 № 245 (1)

- Выполни действия с комментированием.

 

 

№ 245(2)

- Выполни указанные действия:

591 x 328

167 x 831

- Давайте выясним, что будем проверять?

 

 

 

- Проверьте работу друг друга.

 

- Я решила пример: ? 506

- Определите, относится ли данный пример к теме урока?

- Как лучше организовать выполнение задания – в группе или индивидуально?

- Что помогло вам определить несоответствие данного примера теме урока?

- Кто сможет объяснить решение этого примера?

 

 

 

 

 

 

- Какие трудности испытывали при выполнении заданий?

- Как вы их преодолевали?

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания под руководством учителя.

 

 

Самостоятельно решают примеры.

 

 

- Правильно ли записан пример?

- Верно ли определены неполные произведения?

- Верно ли решен пример?

Проверка по контрольной карточке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В группе обсудить данное задание.

 

- Модели примеров.

-Учащиеся затрудняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Задания подобраны с учетом возможностей и способностей каждого ученика.

1 уровень – задание для детей с ЗПР и для детей , имеющих по математике “3”.

 

 

 

Осознание предмета контроля.

 

 

Выполнение контроля.

Данный приём умножения рассматривается на следующем уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся к работе на следующем уроке.

Конкретизация полученных результатов.

11. Итог урока. - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Смогли ли достичь поставленных целей?

- Какую цель ты достиг на уроке?

Определяют меру своего продвижения вперед.  
12. Домашнее задание. - Для домашнего задания выберите и решите из № 245 три примера, соответствующие теме урока.    

Литература.

  1. Калашникова Н.Г. Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
  2. Учебное пособие для системы повышения квалификации. – Барнаул, 2004.
  3. М.И. Моро, М.А. Бантова. Учебник для 4 кл. нач. шк. ч. 2 – М.: Просвещение, 2002. -44с.
  4. М.И. Моро, М.А. Бантова. Поурочные планы по учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Программа 1-4. ч. 2.- Волгоград, 2002.