Цели:
- Создать условия для усвоения данного приёма умножения.
- Создать условия для развития наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Отрабатывать умение сотрудничать в парах.
- Содействовать воспитанию бережного отношения к окружающему нас миру природы.
Структура | Действия учителя | Направление действий ученика | Методический комментарий | |
1. | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. | “Потирание рук.” - Вспомните, как вы делаете это перед вкусным обедом или после удачного дела. Главное, потирать руки с видимым удовольствием. |
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. | Создаётся благоприятная рабочая атмосфера в классе. |
2. | Проверка домашнего задания.
Рефлексия по этапу. |
стр. 43 № 240 (дифференцированное домашнее задание) 1 уровень - Запишите решение задачи выражением. 2 уровень - Как изменить вопрос задачи, чтобы она решалась в 4 действия? - Кот сам справился с выполнением домашнего задания? - Кому было трудно? - Кто тебе помогал? |
(30 000 : 50) – (30 000 : 60) = 100 (к.) - Сколько коробков спичек упаковывают два автомата за час? (30 000 : 50 + 30 000 : 60) ? 60 = 66 000(к.) Учащиеся поднимают карточку красного цвета, если обращались за помощью, зелёного цвета – если сами справились с заданием. |
Оценка меры продвижения в усвоении данного материала. |
3. | Каллиграфическая минутка. | - Для показа я предлагаю записать
наименьшее пятизначное число. - У наших предков, древних славян, счет доходил всего до 10 000. Это число называлось “тьмой”, т.е. числом, которое трудно себе представить. |
10 000 | Развитие кругозора детей. Содействие воспитанию интереса к предмету. |
4. | Устный счет. | - В сутки через лёгкие человека проходит
около 10 000 л воздуха. Сколько литров воздуха
пропускают и очищают лёгкие за 1 неделю? За 1
месяц? За 1 год? - Что мы называем “зелёными” лёгкими Земли? - Отчего зависит наше с вами здоровье? |
За одну неделю – 70 000 л воздуха. За один месяц – 300 000 л воздуха. За один год – 3 650 000 л воздуха. - Так мы называем растения. - Наше здоровье зависит от доброго отношения к окружающему нас миру природы. |
Содействие воспитанию бережного отношения к природе. Забота о своём здоровье. |
5. | Целеполагание. | - Прочитайте тему урока.
- Ответьте на вопрос: “Что я про это уже знаю?”
- Чему ты будешь учиться?
- Зачем тебе нужно в этом разобраться? |
- Письменные приёмы умножения
многозначных чисел на трёхзначное. - Я знаю, что называется умножением. - Я знаю таблицу умножения. -Я знаю, что такое письменные приёмы умножения. - Я умею умножать на двузначное число. - Буду учиться умножать на трёхзначное число. - Я смогу без ошибок решать такие примеры. - Мне это необходимо для усвоения других приёмов умножения. |
Определение границ собственного знания.
Определение личностного смысла деятельности. |
6.
7. 1).
2). |
Планирование предстоящей деятельности.
Реализация плана. Повторение приёмов умножения на двузначное число.
Самоконтроль, самооценка.
Рефлексия по этапу. Повторение таблицы умножения. Игра “Арифметическая мозаика”.
Взаимоконтроль. Оценка выполнения задания. |
- Что нам поможет научиться умножать на
трёхзначное число?
(Запись на доске.) - Реши пример, записанный правильно. (учитель контролирует) - Выберите один из неправильно записанных примеров, обсудите в паре, как исправить ошибку, решите выбранный пример. - Проверьте правильность выполнения по контрольной карточке. Оцените свою работу.
- Кому было трудно выполнять это задание? - Как вы помогали друг другу? - Какие ещё ошибки возможны при решении примеров на умножение?
- Я диктую пример, вы считаете и заштриховываете квадратик с правильным ответом. ? Найдите произведение чисел 9 и 8. ? Найдите частное чисел 81 и 9. ? Первый множитель 6, второй-7. Чему равно произведение? ? Увеличьте 2 в 8 раз. ? Найдите произведение чисел 8 и 8. ? Найдите произведение чисел 7 и 3. ? Первый множитель 5, второй – 6. Определите произведение чисел. ? Увеличьте 7 в 9 раз. - Если все примеры решены правильно, на карточке получается цифра 5. |
- Повторение приёмов умножения на
двузначное число. - Повторение таблицы умножения. - Модели примеров. - Работа по учебнику.
Один ученик работает у доски. Остальные ученики работают в парах.
Контрольная карточка: Ответы детей.
- Незнание таблицы умножения и соответствующих случаев деления.
Ученики заштриховывают числа на своей карточке.
|
Выбор и определение последовательности
действий, ведущих к усвоению нового материала.
Проверка усвоения темы “Умножение на двузначное число”.
Выполнение контроля и оценки результата на основе сравнения с образцом.
Проверка усвоения таблицы умножения, математических терминов. Развитие слухового восприятия. |
8. | Физкультминутка. | Упражнение “Аэростат”. - Сядьте удобно на стуле. Руки на коленях. Глаза лучше закрыть. Дышите в удобном для вас ритме. При вдохе грудная клетка поднимается, при выдохе – опускается. Представьте себе, что при вдохе вы поднимаетесь вверх, в небо, а при выдохе – опускаетесь вниз на дно океана. Итак, вдох…, выдох…, вдох…, выдох… (2-3 мин.). |
Ученики выполняют упражнение. | Снятие напряжения. |
9.
1).
2).
3). |
Исследовательская работа. Предъявление моделей примеров.
Работа над параграфом учебника(стр. 44).
Рефлексивное оценивание. |
- Сравни модели примеров.
- Чем они различаются?
- Чем отличается умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трёхзначное число?
- На что надо обратить внимание при умножении на трёхзначное число?
- Как предлагаете поработать над параграфом учебника?
- Кто из пары готов объяснить решение составленного примера?
- Ответьте на вопрос: “Насколько я продвинулся к цели?” - Есть ли ошибки, которых ты бы мог избежать? - Что для этого нужно делать? |
- Первая модель – умножение на двузначное число. Вторая модель – умножение на трёхзначное число. - При умножении на двузначное число получается два неполных произведения. При умножении на трёхзначное число получается три неполных произведения. - Надо обратить внимание на подпись третьего неполного произведения (под сотнями второго неполного произведения). - Самостоятельно в парах объяснить решение примера, который соответствует теме урока. - Составить свой пример умножения на трёхзначное число по образцу в параграфе. Несколько человек от пары объясняют как умножить многозначное число на трёхзначное. Ответы детей.
- Можно обратиться за помощью к учителю, к товарищу. - Можно прочитать ещё раз параграф учебника. |
Данная исследовательская работа
создаёт условия для реализации целей,
поставленных детьми.
Задание на пооперационный контроль. |
10.
|
Поуровневая работа.
1 уровень.
2 уровень.
Контроль.
3 уровень.
Рефлексия по этапу урока. |
стр. 44 № 245 (1) - Выполни действия с комментированием.
№ 245(2) - Выполни указанные действия: 591 x 328 167 x 831 - Давайте выясним, что будем проверять?
- Проверьте работу друг друга.
- Я решила пример: ? 506 - Определите, относится ли данный пример к теме урока? - Как лучше организовать выполнение задания – в группе или индивидуально? - Что помогло вам определить несоответствие данного примера теме урока? - Кто сможет объяснить решение этого примера?
- Какие трудности испытывали при выполнении заданий? - Как вы их преодолевали? |
Выполняют задания под руководством учителя.
Самостоятельно решают примеры.
- Правильно ли записан пример? - Верно ли определены неполные произведения? - Верно ли решен пример? Проверка по контрольной карточке.
- В группе обсудить данное задание.
- Модели примеров. -Учащиеся затрудняются.
Ответы детей. |
Задания подобраны с учетом
возможностей и способностей каждого ученика. 1 уровень – задание для детей с ЗПР и для детей , имеющих по математике “3”.
Осознание предмета контроля.
Выполнение контроля. Данный приём умножения рассматривается на следующем уроке.
Обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся к работе на следующем уроке. Конкретизация полученных результатов. |
11. | Итог урока. | - Какие цели мы ставили перед собой в
начале урока? - Смогли ли достичь поставленных целей? - Какую цель ты достиг на уроке? |
Определяют меру своего продвижения вперед. | |
12. | Домашнее задание. | - Для домашнего задания выберите и решите из № 245 три примера, соответствующие теме урока. |
Литература.
- Калашникова Н.Г. Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
- Учебное пособие для системы повышения квалификации. – Барнаул, 2004.
- М.И. Моро, М.А. Бантова. Учебник для 4 кл. нач. шк. ч. 2 – М.: Просвещение, 2002. -44с.
- М.И. Моро, М.А. Бантова. Поурочные планы по учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Программа 1-4. ч. 2.- Волгоград, 2002.