Цели урока:
- Учить находить орфограммы в словах.
- Закреплять умение писать с “окошками”.
- Решать орфографические проблемы с помощью словаря.
- Развивать орфографическую зоркость, речевые умения.
- Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, ответственности.
Оборудование:
- Доска с записью числа, темы урока;
- Рисунки к сказке Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков”.
- Словарные слова на карточках и картинки к ним.
- Учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко “Русский язык, 2 класс, ч. 1”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы и сообщение цели урока.
Учитель. Ребята, на уроках русского языка мы помогали герою сказки Л. Гераскиной “В стране невыученных уроков” Вите решать орфографические задачи. Посмотрите на рисунок. Почему Витя и его кот Кузя ели лук?
Дети. Он не мог правильно написать слова: хлеб, колбаса.
Учитель: Почему?
Дети. Не знал, что писать с ошибками стыдно и, что не всем согласным и гласным можно доверять.
Учитель.
Гласные и согласные.
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится.
А буква другая пишется!
И вот, чтобы не писать, как Витя, с ошибками мы будем учиться находить в словах опасные места и писать по памятке “Точно знаешь написание пиши, не знаешь или не уверен - оставляй “окошко”.
3. Упражнения по теме урока.
Словарная работа. Работа в тетради.
Учитель. Ребята, а вы сможете написать слова: хлеб и колбаса?
Какие опасности встречаются в слове хлеб?
Запишем в тетрадь: хлеб.
Колбаса. Что это за слово?
Дети. Это словарное слово.
Учитель. Запишем правильно слово колбаса
Прочитайте и проверьте, правильно вы их написали слова: хлеб, колбаса (карточки со словами на доске). Кто догадается, что получится, если соединить хлеб и колбасу? Чтобы мог Витя съесть вместо лука?
Дети. Бутерброд.
Учитель. Что же такое бутерброд? Где можно узнать лексическое значение слова?
Дети. В толковом словаре.
Работа с толковым словарем.
Учитель. Откройте с. 128 учебника и прочитайте .
Слово бутерброд новое для вас. Как нам написать его без ошибок?
Дети. Найдем в слове орфограммы.
Учитель. Скажем хором по слогам бу-те-рброд.
Есть ли в слове орфограммы гласных? В каком слоге?
Есть ли в слове орфограммы согласных?
Какую из этих орфографических задач мы можем решить?
Дети. Один - бутерброд, много – бутерброды. Значит, на конце слова будем писать “д”.
Учитель. А вот во втором слоге безударная гласная “е” непроверяемая, ее нужно запомнить. Это новое словарное слово. Запишите его и выделите орфограммы.
4. Минутка чистописания.
Учитель. Посмотрите на записанные слова, выберите и подчеркните красиво написанную букву. Найдите букву, написание которой вам не нравиться, напишите ее 6 раз на новой строчке. Одну красивее другой.
5. Самостоятельная работа в паре.
Учитель. Слово бутерброд немецкого происхождения и означает буквально хлеб с маслом. Послушайте стихотворение Г. Сапгира:
Чудак математик
В Германии жил
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил!
Затем результат
Положил себе в рот
Вот так человек
Изобрел бутерброд.
Текст этого стихотворения в учебнике с. 71 упр. 158 и напечатан на карточке у каждого из вас. В некоторых словах пропущены буквы. Вы будете работать в паре, советуясь друг с другом и там, где выбор букв вы можете объяснить, вы пишете букву и подчеркиваете орфограмму, где не знаете какую букву нужно написать, оставляете “окошко”.
Проверка. В каких словах вы сумели решить орфографические задачи?
В каких словах оставили “окошки”?
Физминутка. А сейчас отдохнем.
Где ваши ладошки?
Тут, тут, тут.
А в ладошках пальчики живут
Пальчики трудились, не ленились
Писали, старались
А потом, а потом?
Устали!
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Руки в сторону согнули
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их
Оглянулись через правое плечо
Через левое еще
Дружно присели, пяточки задели
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз и сели.
6. Работа с орфографическим словарем.
Учитель. Ребята, а дома вам мама готовит бутерброд?
Кто сам умеет делать бутерброд?
А вот чтобы бутерброд был красивым, его можно украсить
А чем, вы узнаете, отгадав загадки.
Летом в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой – в бочке
Крепкие, соленые. (огурец)Кудрява, зелена
Нарядом скромна
Мужским именем зовется
Да нежной пряности полна. (петрушка)
Я похож на лист капустный
С овощами заодно
Я кудрявый, нежный, вкусный
Стол украсить мне дано. (салат)Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочнее.…(помидора)
Запишем в тетрадь названия этих овощей. А чтобы правильно их написать, где можно посмотреть правописание слов
Дети. В орфографическом словаре
Запись слов с комментированием: огурец, помидор, петрушка, салат.
Взаимопроверка.
Учитель: Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Все ли правильно выполнил ваш сосед. Если все правильно, поставьте на полях “+”, нет “-”.
7. Работа с учебником.
Учитель. Откроем с. 71, найдем упражнение №157
Прочитаем и узнаем, как можно украсить бутерброд
Прочитайте первое задание, спишите первое предложение по правилам списывания, Во втором предложении пропущены слова, мы их сейчас научились писать. Запишем это предложение с комментированием. Не забываем о нашей памятке “Точно знаешь написание – пиши, не знаешь или не уверен – оставляй “окошко”.
8. Итог урока.
Учитель. Сегодня многое узнали о бутерброде. Думаю маме на ужин вы сами
Сможете приготовить бутерброд.
Как вы понимаете название темы: “Знаю или не знаю? Пишу или…? ”, с которой мы заканчиваем работу?
Какие слова там недосказаны?
Какой способ письма без ошибок вам теперь знаком?
9. Оценивание учащихся. Задание на дом с. 71, упр. 158.