Цель: учить составлять письмо.
Задачи:
1) познакомить с новым видом текста – письмом, его отличиями и структурными компонентами;
2) учить составлять текст письма;
3) развивать речь, соблюдая речевой этикет.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Прозвенел звонок,
Начался урок.
2. Чистописание.
- Сегодня в чистописании участвует буква, похожая на ворота.
- Кто догадался, какая это буква?
- Что мы знаем про букву “П”?
- Составьте самостоятельно из букв узор так, чтобы буква “П” обозначала мягкий звук [п’].
Проверка вариантов узора (лучшие на доске).
3. Целеполагание.
- Отгадайте загадку:
Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит. (письмо)
- С какого звука начинается слово письмо?
- Какие орфограммы спрятались в этом слове?
- От какого слова образовано?
- Что такое письмо?
- Правильно, это вид письменной речи, это текст. А какую цель несёт этот текст?
- Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей и возникли при необходимости общения на расстоянии.
- О чём же мы сегодня будем говорить? Какую задачу поставим?
4. Словарная работа
- Вспомните, какие словарные слова мы можем встретить в письме?
- Как они пишутся? (Здравствуйте, товарищ, беседа, до свидания, путешествие, вчера, сегодня и др.)
5. Актуализация знаний
- Какие бывают письма?
- Определите вид письма.
1)
“Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М.Горький”
(письмо-пожелание)
2)
“С днём рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.
Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дед Коля”
(письмо-поздравление)
3)
“Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.
Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.
Целую. Ваша дочь Оля”
(письмо-сообщение)
- Кому же можно писать письма?
- Как называют получателя письма?
- Если получатель – адресат, то отправитель - …? (адресант)
- О чём может написать адресант?
- Какова особенность письма как текста?
- Это текст всегда эмоционально окрашенный, т.к. он несёт в себе переживания и чувства отправителя, которыми он делится с адресатом.
6. Новый материал.
- Раз письмо является средством общения, то оно должно соблюдать правила: (на доске)
1) писать разборчиво, чётко, аккуратно;
2) на отдельных листочках;
3) возможны приложения.
- Объясните, как вы их понимаете.
- Также у текста письма есть своя структура: (на доске)
I. Обращение
II. Основное содержание (новости)
III. Вопросы к адресату (благодарность, просьба, приветы)
IV. Прощание. Подпись. Дата и место написания.
- Прочитайте письмо на листах. Найдите структурные части.
“Здравствуй, бабушка!
Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мы купили я мамой три золотые рыбки. В воскресенье ездили в лес с соседями за клюквой и грибами. Я нашла три подберёзовика и пятнадцать груздей.
До свидания. Лена.”
- Выскажите своё мнение о письме Лены. Как можно было теплее начать, закончить письмо, отразить свою любовь к близкому человеку?
7. Тренинг.
- Попробуйте написать свой вариант письма: или бабушке, или другу (на выбор)
Чтение и обсуждение работ.
8. Итог.
- Чему был посвящён наш урок?
- Что для себя вы запомнили?
- Выполнили ли нашу задачу?
- Хотите получить письмо?
9. Домашнее задание.
- Напишите письмо самому себе – взрослому, рассказав самый весёлый или интересный случай из нынешней жизни, не забудьте про структуру письма.