Цели
1) образовательные: раскрыть причины усиления королевской власти во Франции;
2) развивающие: развивать умение анализировать и сравнивать сходные исторические процессы и явления. Развивать умение работать с картой;
3) воспитательные: воспитывать чувство ненависти к угнетателям, вызвать у учеников сочувствие к угнетенным.
Оборудование: карта “Англия и Франция в 11-12 веках”, учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского “История средних веков”.
Ход урока
Текущий контроль знаний и умений:
Задание 1- вопросы и ответы:
- Кто был заинтересован в объединении Франции?
- Какие меры принимают французские короли для объединения страны?
- Почему при Филиппе II Августе объединение страны пошло быстрее?
- С какой целью король созывал Генеральные штаты?
Задание 2- работа по карте:
- Покажите на карте владения французского короля в 11-12 веках.
- Покажите на карте владения крупных феодалов - вассалов короля в 11-12 веках.
- Покажите на карте английские владения во Франции.
План изучения нового материала:
- Норманнское завоевание.
- Последствия завоевания.
- Борьба короля с крупными феодалами.
- Генрих II и его реформы.
1. Изучение первого вопроса плана.
Объяснение учителя.
Феодальная раздробленность коснулась большинства стран Западной Европы. И мы на примере Франции рассмотрели, как происходило объединение и к чему оно привело. Сегодня мы продолжим подобную работу, но только на примере Англии.
Вопрос классу:
Определите, используя карту, особенности географического положения Англии (учащиеся должны определить, что Англия маленькая островная страна, которую легко можно было завоевать)
В 1066 году Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом.
Работа с классом.
Задание: Прочитайте отрывок из 1-го пункта учебника и дайте характеристику этому человеку. Какие слои населения выступили в защиту Англии?
Итак, захватив столицу Англии Лондон, нормандский герцог стал английским королем и получил имя Вильгельм-Завоеватель.
2. Изучение второго вопроса плана.
Объяснение учителя.
Вильгельм-Завоеватель отобрал земельные владения у местных феодалов и раздал их своим рыцарям. Чтобы держать в покорности завоеванную страну, новые господа нуждались в сильной королевской власти, Поэтому, не только завоеватели, но и феодалы Англии стали его прямыми вассалами.
Задание 1. Закончите фразу, написанную на доске “Нормандское завоевание привело…” (учащиеся должны ответить, что нормандское завоевание привело к усилению королевской власти и началу образования централизованного государства)
Задание 2. Прочитайте отрывок из 2-го пункта учебника и закончите фразу, написанную на доске “Норманнское завоевание принесло крестьянам Англии…” ( учащиеся должны ответить, что нормандское завоевание принесло крестьянам Англии потерю свободы и усиление феодального гнета ).
3. Изучение третьего вопроса плана.
Объяснение учителя.
При внуках Вильгельма-Завоевателя крупные феодалы Англии (бароны) начали междоусобную войну и добивались такой же независимости как во Франции герцоги и графы. Но города в отличие от феодалов поддерживали власть короля.
Задание. Прочитайте отрывок из 3-го пункта учебника и ответьте на вопрос: как города Франции способствовали усилению власти короля и объединению страны? Кто помог королю победить крупных феодалов?
4. Изучение четвертого вопроса плана.
Объяснение учителя.
Опираясь на рыцарей и горожан, королевская власть одержала победу над крупными феодалами. Король Генрих II положил все силы на то, чтобы подчинить государство своей власти. Чтобы укрепить власть он провел важные реформы.
Задание классу. Прочитайте 4-й пункт учебника и определите, какие изменения произошли в результате судебной и военной реформы.
Закрепление пройденного материала.
- Определите два главных последствия нормандского завоевания.
- Каковы сходные причины образования централизованного государства во Франции и в Англии?
- Почему образование централизованного государства произошло в Англии раньше, чем во Франции?
- В чем состоит значение реформ Генриха II?
Домашнее задание: параграф 25, прочитать балладу о Робин Гуде.