Топонимы моей станицы (урок-путешествие в 5-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока.

  • Повторить изученное о диалектной лексике.
  • Изучить способы формирования топонимов.
  • Развивать навык работы со словом, его составом и значением.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы с вами, ребята, совершим воображаемое путешествие по окрестностям станицы. Не обещаю, что оно будет легким, но, надеюсь, вам станет интересно.

Презентация

Слайд №1

Актуализация знаний.

Прежде, чем мы отправимся в путь, давайте проверим, все ли необходимое мы с вами взяли? Заглянем в ваш багаж знаний.

  • Что мы называем диалектом?
  • Укажите, на какие группы делятся все диалекты.
  • Какие разделы науки о языке включает в себя изучение диалектов?

Итак, в путь…

Слайд №2

Предлагаю вспомнить, о каких топонимах мы с вами уже говорили. Сейчас каждый вариант получит название улицы. Скажите, как появилось название доставшейся вам улицы?

Слайды №3-4

Напомните мне, какие существуют способы называния местных реалий?

Слайд №5

Работа со словарем.

Слайд №6-7

Мы подошли к первой контрольной точке нашего путешествия. Это река Кума.

- Скажите, что вам известно о ней?

- А знаете ли вы, что упоминание многих географических названий есть в топонимическом словаре? Давайте в него заглянем и почитаем некоторые словарные статьи.

Слайд №8

Анализ названий.

На предыдущих уроках мы составили список ваших любимых мест на реке Куме, а сегодня давайте попробуем понять, как образовались их названия.

Слайды №9-15

Работа по плану:

Записать название.

Посмотреть значение слова в Толковом словаре.

Соотнести лексическое значение слова с известными вам рассказами станичников об истории выбранного вами места.

И вот мы прошли вторую контрольную точку. Оглянемся назад.

Скажите, пожалуйста, что нам понадобилось, чтоб высказать предположение о происхождении названий мест на реке?

Слайд №16

Подведение итогов.

Завершая наше путешествие, давайте поступим как настоящие исследователи времен Великих географических открытий: запишем сегодняшний наш маршрут в путевой дневник, роль которого сегодня у нас сыграет рабочая тетрадь.

Запишем с самого начала: “Утром 12 декабря 2007 года мы, покинув Подгорную, вышли к реке Куме…”.

Слайд №17

Самостоятельно закончите запись, помните, что вам нужно отразить в ней все, что вы видели.

Домашнее задание.

Нарисовать свое любимое место на реке или описать его письменно.