Цели и задачи урока.
- Повторить изученное о диалектной лексике.
- Изучить способы формирования топонимов.
- Развивать навык работы со словом, его составом и значением.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока
Слово учителя.
Сегодня мы с вами, ребята, совершим воображаемое путешествие по окрестностям станицы. Не обещаю, что оно будет легким, но, надеюсь, вам станет интересно.
Слайд №1
Актуализация знаний.
Прежде, чем мы отправимся в путь, давайте проверим, все ли необходимое мы с вами взяли? Заглянем в ваш багаж знаний.
- Что мы называем диалектом?
- Укажите, на какие группы делятся все диалекты.
- Какие разделы науки о языке включает в себя изучение диалектов?
Итак, в путь…
Слайд №2
Предлагаю вспомнить, о каких топонимах мы с вами уже говорили. Сейчас каждый вариант получит название улицы. Скажите, как появилось название доставшейся вам улицы?
Слайды №3-4
Напомните мне, какие существуют способы называния местных реалий?
Слайд №5
Работа со словарем.
Слайд №6-7
Мы подошли к первой контрольной точке нашего путешествия. Это река Кума.
- Скажите, что вам известно о ней?
- А знаете ли вы, что упоминание многих географических названий есть в топонимическом словаре? Давайте в него заглянем и почитаем некоторые словарные статьи.
Слайд №8
Анализ названий.
На предыдущих уроках мы составили список ваших любимых мест на реке Куме, а сегодня давайте попробуем понять, как образовались их названия.
Слайды №9-15
Работа по плану:
Записать название.
Посмотреть значение слова в Толковом словаре.
Соотнести лексическое значение слова с известными вам рассказами станичников об истории выбранного вами места.
И вот мы прошли вторую контрольную точку. Оглянемся назад.
Скажите, пожалуйста, что нам понадобилось, чтоб высказать предположение о происхождении названий мест на реке?
Слайд №16
Подведение итогов.
Завершая наше путешествие, давайте поступим как настоящие исследователи времен Великих географических открытий: запишем сегодняшний наш маршрут в путевой дневник, роль которого сегодня у нас сыграет рабочая тетрадь.
Запишем с самого начала: “Утром 12 декабря 2007 года мы, покинув Подгорную, вышли к реке Куме…”.
Слайд №17
Самостоятельно закончите запись, помните, что вам нужно отразить в ней все, что вы видели.
Домашнее задание.
Нарисовать свое любимое место на реке или описать его письменно.