Цель: Формировать у детей положительную мотивационную направленность к обучению грамоте, развитию речи.
Программное содержание:
образовательные задачи
- развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;
- развивать память, речевое внимание;
- развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать;
- учить образовывать имена существительные в форме родительного падежа единственного числа с предлогом “из” и имена существительные творительного падежа без предлога и с предлогом “за”.
коррекционные задачи
- развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память;
- вырабатывать правильную осанку, умение самостоятельно строиться в колонну, координировать движения, ориентироваться в пространстве.
воспитательные задачи
- воспитание нравственно-патриотических чувств: любви к своей стране, гордости за достижения Российской олимпийской сборной;
- уметь организовать свое рабочее место и доводить начатое дело до конца;
- воспитывать самостоятельность, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Оборудование:
- матрешки (6 шт. разных размеров); демонстрационный материал “Живые звуки” (А, О, У, Ы);
- карточки с печатными буквами, фланелеграф (2 шт.);
- мяч;
- предметные картинки к игре “Я готовлю сам!”;
- стол для атрибутов, детские столы (6 шт.), детские стулья (по количеству детей)
Раздаточный материал: лист с индивидуальным заданием (по количеству детей), простой карандаш (по количеству детей).
Предварительная работа: разучивание песни “АБВГДейка”, используя элементы логопедической ритмики; беседа об XX Зимних Олимпийских играх в Турине, об игрушке – сувенире “Матрешка”
/Ребята проходят в зал, здороваются с гостями./
Логопед: Ребята, а вы знаете, какое событие сейчас происходит в мире? (Зимние Олимпийские игры)
Логопед: В какой стране проходит Зимняя Олимпиада? (В Италии)
Логопед: В каком итальянском городе? (В Турине)
Логопед: Команда российских спортсменов отправилась на Олимпиаду показать свои спортивные достижения и одержать как можно больше побед в Зимних видах спорта. А вы знаете, в каких видах уже одержана победа? (Фигурное катание, лыжи…)
Логопед: Ребята, наша команда, находясь далеко от родины, нуждается в поддержке. Поддержим Олимпийскую сборную нашей страны? (ответы детей)
Логопед: Спортсменам из России в подарок за победы мы отправим сувенир – русскую матрешку.
/Логопед предлагает детям присесть на стульчики, которые стоят полукругом и начинает расставлять на столе одну за другой матрешек./
Логопед: Ребята, русская матрешка издавна является символом России. Давайте представим, что самая большая матрешка – это наша страна.
- Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Наша страна называется Россия)
- Как называется главный город России, столица нашей родины? (Главный город России – город Москва или Столица нашей родины – город Москва)
Логопед: Следующая матрешка поменьше – наш северный край, округ в котором мы живем.
- Как называется северный край, в котором мы с вами живем? (Наш край называется Ямало-Ненецкий автономный округ или Ямал)
- Что означает в переводе Ямал? (Ямал означает “край земли”)
- Как называется главный город Ямала, столица нашего северного края? (Главный город Ямала – город Салехард или Столица Ямала – город Салехард)
Логопед: Матрешка поменьше – город на севере, в котором мы живем.
- Как называется город, в котором мы живем? (Мы живем в город Муравленко)
Логопед: Следующая матрешка, еще меньше – это наш детский сад.
- Как называется наш детский сад? (Наш детский сад называется “Олененок”)
Логопед: Матрешка еще меньше – это ваша группа.
- Какую группу вы посещаете? (Подготовительную)
Логопед: Самая маленькая матрешка – это каждый из вас, а вместе вы дружный коллектив. И только дружным коллективом вы сможете преодолеть все препятствия и выполнить все задания.
Ребята, матрешки непростые, каждая из них приготовила нам задание.
Шесть кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
И с сюрпризами внутри…Быстро выполни заданья,
Поделись с друзьями знаньем,
И спортсменам из России
Взять рекорды помоги!
/После выполнения каждого задания матрешки вкладываются одна в другую, пока не соберется одна большая матрешка./
(матрешка №2; задание №1)
Логопед: Ребята, давайте с помощью картинок – помощниц определим, какой звук спрятался
(логопед показывает символ звука “А”, дети называют этот звук, затем логопед показывает букву “А”)
Логопед: К этому звуку пришли в гости две подружки (приглашаю подойти двух ребят) Назовите их (звук “Л”, звук “К”). А теперь расставьте буквы так, чтобы получилось слово. Давайте прочитаем его (ЛАК). Сколько в слове ЛАК слогов? (один)
(логопед показывает символ звука “У”, дети называют этот звук, затем логопед показывает букву “У”)
Логопед: К этому звуку тоже пришли подружки (приглашаю подойти двух ребят) Назовите их (звук “С”, звук “П”). А теперь расставьте буквы так, чтобы получилось слово. Давайте прочитаем его (СУП). Сколько в слове СУП слогов? (один)
(логопед показывает символ звука “О”, дети называют этот звук, затем логопед показывает букву “О”)
Логопед: У этого звука в гостях подружки (приглашаю подойти двух ребят). Назовите их (звук “Р”, звук “Х”). А теперь расставьте буквы так, чтобы получилось слово. Давайте прочитаем его (ХОР). Сколько в слове ХОР слогов? (один)
(логопед показывает символ звука “Ы”, дети называют этот звук, затем логопед достает букву “Ы”)
Логопед: И к этому звуку пришли гости (приглашаю подойти двух ребят). Назовите их (звук “М”, звук “Д”). А теперь расставьте буквы так, чтобы получилось слово. Давайте прочитаем его (ДЫМ). Сколько в слове ДЫМ слогов? (один)
Логопед: Молодцы, с этим заданием вы справились хорошо, посмотрим, какое задание нам приготовила следующая матрешка
(матрешка №3, задание №2)
Логопед: Это задание мы с вами будем выполнять за столами (логопед предлагает детям пройти и сесть за столы). Вы должны в прямоугольнике, изображенным рядом с картинкой нарисовать столько кружков, сколько слогов в слове. Как мы можем определить количество слогов в слове? (хлопками или положив руку под подбородок)
/Логопед подходит к каждому столу и разбирает с ребятами по одному слову, а слово ДОМ разбирается вместе./
Логопед: Молодцы, сейчас у нас музыкальная пауза.
(исполняется песня “АБВГДейка” в сочетании с ритмическими движениями)
Вот вам дом, а вот скамейка
Взяли в руки карандаш.
Наша АБВГДейка
В гости к нам пришла сейчас.
АБВГДейка, АБВГДейка –
Это учеба и игра.
АБВГДейка, АБВГДейка –
Азбуку детям знать пора
Знать пора, азбуку знать пора.
(матрешка №4, задание №3)
Логопед: Матрешки озорные, веселые сестрицы. Они очень любят играть, а вы любите играть? Тогда вставайте в круг.
Логопед: Вы, конечно, не забыли,
Кем вчера еще вы были?
Я бросаю мяч кому-либо из вас и называю предмет или животное, а вы, возвращая мне мяч, отвечаете на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Логопед: | Ребёнок: |
цыпленок | яйцом |
хлеб | мукой |
лошадь | жеребенком |
шкаф | доской |
корова | теленком |
велосипед | железом |
дуб | желудем |
рубашка | тканью |
рыба | икринкой |
ботинки | кожей |
яблоня | семечком |
дом | кирпичом |
лягушка | головастиком |
бабочка | гусеницей |
Логопед: Молодцы, хорошо вы справляетесь с заданиями.
(матрешка №5, задание №4 – игра “Поезд” (развитие неречевых процессов))
Логопед: Ребята, вставайте в колонну друг за другом, и положите руки на плечи впередистоящего человека – это наш поезд. Запомните место своего вагончика.
/Перед движением логопед спрашивает каждого ребенка за кем он стоит./
Логопед: За кем ты стоишь? (за Мариной, за Димой, за Настей, за Вадимом и т.д.)
Логопед: Фирменный поезд “Олененок” отправляется (под музыку дети начинают ходьбу топочущим шагом – поезд едет)
Логопед: Поезд “Олененок” прибывает на станцию (характер музыки меняется, дети покидают колонну и под спокойную музыку, не спеша, прогуливаются по залу в любом направлении, стараясь не задевать друг друга (изображают гуляющих на станции пассажиров))
Логопед: Поезд в путь! (дети бегут и строятся в колонну, занимая каждый свое место; после этого вновь возобновляется ходьба топочущим шагом под музыку)
Логопед: Фирменный поезд на конечную станцию прибыл.
/Логопед предлагает детям присесть на стульчики, которые стоят полукругом./
(матрешка №6, задание №5)
Логопед: Наверно, я не ошибусь, если предположу, что нашим олимпийцам для победы необходимо и хорошее правильное питание. Приготовим для нашей Олимпийской сборной вкусный обед?
/Логопед распределяет детей по командам и каждой команде дает задание, которое они выполняют на фланелеграфе./
Первая команда сварит борщ. (Я сварю борщ из свеклы, капусты, лука;…овощей)
Вторая команда сварит компот. (Я сварю компот из малины, яблок, сливы;…ягод и фруктов)
Логопед: Ребята, вкусный обед вы приготовили для олимпийской сборной нашей страны!
Логопед: Все вы молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. Наша матрешка собрана, теперь мы можем ее отправить в подарок нашим спортсменам.
Логопед: А что же нам помогло справиться со всеми заданиями? (ответы детей)
Без чего не прожить настоящим друзьям? (ответы детей)
Я не случайно задала вопрос о дружбе, потому что все знаем, что Я (показываю на себя) ТЫ, ОН, ОНА (показываю на детей) – вместе дружная страна!
Все мы надеемся, что наш подарок поможет российской команде быть лучшей в этой Олимпиаде.