Главная задача учителя на занятии с билингвами - способствовать всесторонней адаптации детей, в том числе и “лингвистической адаптации”. Пути и средства развития познавательных и творческих способностей учащихся в данном случае представляют широкий простор для импровизации, однако мы решили ограничиться рамками традиционного урока развития речи, считая, что его коммуникативная ценность чрезвычайно велика. Элемент блочно-модульной технологии используем лишь как перспективное домашнее задание, осуществляя таким образом преемственность учебных задач.
Цели:
- формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему “Моё любимое животное”;
- расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;
- закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование:
- таблицы “Текст научного стиля (с фотографиями собак)”,
- ключевые фразы для описания повадок животного; карточка с ответом на тест, карточки с синонимичным рядом слов, карточки для индивидуальной работы: художественный текст “Малыш”, план сочинения, фотографии собак, текст, тест, домашнее задание;
- таблица с описанием внешнего вида животного;
- запись песни В. Шаинского “Пропала собака”;
- компьютер.
Ход урока
1. Активизация и мотивация учебной деятельности.
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу писать, как написать и для чего написать.
Максим Горький.
Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению. Чтобы назвать тему сочинения, вы должны отгадать слово, которое я задумала. Оно является ключевым в названии темы сочинения.
Игра “Да-нет”
Учащиеся задают вопросы, учитель отвечает: “Да или нет”.
Учащиеся приходят к выводу, что сочинение будут писать о животном.
Запись темы урока в тетрадь.
Нас окружает разнообразие животного мира, но среди этого разнообразия есть такие животные, за которыми вы наблюдаете, их дрессируете, кормите, и всегда помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Это самые любимые животные, назовите их.
(Учитель просит назвать любимое животное и просит перевести это слово на армянский язык, подчёркивая, что язык красив и неповторим).
2. Комплексная работа с готовым текстом.
(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи).
Работа с научным текстом.
Проецируется фотографии собак и текст с научным описанием болонки.
Рассмотрите фотографии, прослушайте текст, попробуйте определить, о какой собаке говорится в тексте.
Это одна из самых мелких пород собак. Высота в холке 21-25 см. Вес от 3 до 4 кг. У неё своеобразный шерстный покров. Волос по всему телу без подшерстка, свешивается по обе стороны туловища до земли. Окрас чисто-белый. Голова средней величины, удлиненная. Глаза круглые, тёмные, уши висячие. Лапы маленькие с черными подушечками.
У собаки спокойный характер поведения, движения ровные.
О какой собаке говорится в тексте? (переведите это слово на армянский язык)
Как вы догадались?
К какому стилю относится текст?
К какому типу речи? (Обратите внимание на таблицы).
Микроитог: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами).
-Послушайте ещё один текст о болонке.
-Чем он отличается от предыдущего?
Работа с художественным текстом.
На партах предложен готовый текст. Текст читают ученики про себя. Подбирают заголовок к тексту.
… (Малыш).
Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Малыш.
Малыш- это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти. Мордочка у болонки смешная. У неё приплюснутый носик и большие тёмные глаза. Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими.
Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапки, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить. Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль. Он охотно едет гулять, хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.
Я люблю свою собачку, и мне интересно наблюдать за жизнью моего маленького друга.
- Что объединяет оба текста?
Чем этот текст отличается от предыдущего?
Какие описательные конструкции используются в тексте?
Чем ещё отличается?
К какому стилю относится текст?
К какому типу речи?
Микроитог: Художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.
3. Составление плана сочинения.
Что вы знаете о сочинении?
Из каких частей состоит?
О чем говорится во вступлении?
Что вы узнали в основной части текста?
Что именно и в какой последовательности описывает автор собаку?
Чем заканчивается текст?
У вас на партах заготовлены карточки с планом. Расположите их в правильном порядке.
(Проверка плана и запись в тетрадь).
ПЛАН.
1. Я хочу рассказать о моем любимом животном.
2. Описание животного:
а) внешний вид животного;
б) повадки животного;
3. Мое отношение к животному.
Физминутка.
4. Подготовка материалов к самостоятельной творческой работе.
Не только словами можно описать животное, рассказать об отношении к нему, но и при помощи музыки.
Прослушивание песни В. Шаинского “Пропала собака”.
Помогите найти собаку, о которой поется в песне. Учащиеся отбирают фотографию.
Рассмотрите фотографию и почитайте текст.
Внешний вид животного.
Дружок - это … щенок. Шерсть у него длинная … . Мордочка овальная … . У щенка тёмные … глаза и черный … нос. Уши у него средней длины … . У Дружка короткие … лапы и … хвост.
- Понравился ли вам текст?
- Почему?
Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте описательные конструкции из таблицы.
- Прочитайте, какие слова вам непонятны?
Обратите внимание на выделенные орфограммы.
(Учащиеся записывают текст в тетрадь. Зачитывают всему классу по группам, переводят на свой язык).
Повадки животного.
- Как характеризует автор щенка? Какой он?
- Из песни вы узнали, что щенок занятный.
- Запишите слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.
( забавный, интересный )
- Как звучат эти слова на вашем языке?
- Какие слова, фразы ассоциируются с этими словами?
Воспользуйтесь таблицей.
Любит играть в мяч,; похож на большую живую игрушку; весь день спит в будке; катается на травке; уравновешенный характер; очень любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит; глупый; доверчивый; ходит и бегает бесшумно, лает на всё, что видят его глаза; отважно защищает своего хозяина; радостно подпрыгивает, когда видит любимую игрушку. |
(Устно составляют предложения, переводят на свой язык).
Тест.
Укажите лишнюю фразу.
1
а) очень близкий человек;
б) стал верным другом;
в) привык заботиться.
а) интересно наблюдать;
б) очень привязан;
в) самый весёлый праздник.
3
а) прекрасный старший товарищ;
б) мой ласковый друг;
в) хочу узнать как можно больше.
Ответы к тесту.
1 а
2 в
3 а
(Оставшиеся фразы вам помогут для составления вступления и заключения. Закончить предложения. Перевести на свой язык).
5. ИТОГ УРОКА.
Учащиеся отвечают на три вопроса М. Горького.
- Помогут ли вам полученные знания самостоятельно написать сочинение?
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК.
Написать сочинение о своем любимом животном, используя, тот материал, который мы собрали на уроке.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Задание на месяц. (Заготовлено на карточках).
Найдите в сказках разных народов (казахской, украинской, армянской, грузинской, и т. п.) описание животных. Конечно, вы будете использовать литературу на русском языке, т. е. перевод. И всё же постарайтесь найти отличия в звучании описательных конструкций. Подумайте, как повлияли особенности родного языка автора на звучание описания в переводном варианте. Подготовьте короткое выступление на эту тему.