Цель урока: охарактеризовать железо по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение атома, познакомить с нахождением в природе, получением, физическими и химическими свойствами, с биологическим значением железа, используя компьютерные технологии.
Оборудование: железные опилки, растворы соляной и серной кислот, растворы солей железа (II) и (III), раствор гидроксида натрия, пробирки, ПСХЭ Д.И. Менделеева, компьютер, слайды, экран.
Ход урока
1. Рассказ учителя.
Век девятнадцатый, железный
Воистину железный век.
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек.
В таблице Д.И. Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет в таблице другого элемента, при участии которого проливалось бы столько крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. Появление железа в человеческой цивилизации положило начало железному веку.
Но железо – не только борьба, война, разрушения. Железо – металл созидания, железо – основа всей металлургии, машиностроения, транспорта, грандиозных инженерных сооружений от башни Эйфеля до железнодорожных мостов.
Всё, всё – начиная от швейной иглы и кончая паутиной железных дорог, авианосцами, огнедышащими домнами, где рождается само железо – состоит из железа.
Слайд №1
Изучение нового материала.
Открытие железа
Ученик: В истории открытия химических элементов нет точной даты и места открытия железа. Нигде не найти упоминания имени человека, который первым получил этот металл. Эти сведения теряются в далёком прошлом развития человеческой культуры. Возможно, что человек впервые ознакомился с железом метеоритного происхождения. Громадный железный метеорит упал в 1947 г. в дальневосточной тайге. Он распался ещё в воздухе на тысячи мелких осколков.
Слайд №2
Так как метеоритное железо было редко и дорого, то оно шло главным образом на изготовление украшений.
Из небесного сплава получалось превосходное оружие.
Слайд №3
Не случайно на некоторых древних языках железо именуется “небесным камнем”.
Слайд №4
Ученик: латинское название железа ferrum, вероятно, связано с греколатинским fars – быть твёрдым. Возможно сопоставление и с ferrus, которое означает “нечувствительный, крепкий, непреклонный”. Русское название “железо” не вполне ясно. Предполагают, что оно произошло от южнославянского “зализо” или “лезо”, т.е. лезвие.
После выступления I группы классу задаётся задача.
Слайд №5
При раскопке древнего поселения Мстенице, относящемуся к древнему средневековью, был найден топор, массой 6кг. Топор изготовлен из природнолегированного железа, содержащего 2,8% никеля, 0,6% кобальта. Такой состав свидетельствует о небесном происхождении материала. Сколько килограммов железа в этом топоре?
Положение железа в ПС химических элементов и строение его атома.
Задание учащимся класса: прослушайте выступление группы №2 и запишите строение атома железа.
Ученик: железо – элемент побочной подгруппы VIII группы и 4-го периода ПС Д.И. Менделеева. Атомы железа устроены несколько отлично от атомов элементов главных подгрупп. Как и положено элементу 4-го периода, атомы железа имеют 4 энергетических уровня, но заполняется у них не последний , а предпоследний, третий от ядра, уровень. На последнем уровне атомы железа содержат два электрона, на предпоследнем уровне – 14 электронов.
Слайд №6
Слайд №7
Вопросы к классу: какое влияние на свойства железа оказывают такие размеры атома и возможность отдавать электроны с внешнего и предвнешнего слоя?
Планируемый ответ: железо, имеющее атомы небольших размеров и большое число электронов, участвующих в металлической связи, должно обладать высокой температурой плавления и значительной твёрдостью, но вместе с тем небольшой электропроводностью.
Нахождение в природе.
Ученик: по современным представлениям в 16-километровой толще земной коры содержится 4,5% железа. В следующем слое, лежащем под земной корой, железа находится втрое больше, а центр земного шара состоит из железа с примесью никеля и кобальта. В среднем же, земной шар состоит на 34,6% из железа. В составе Земли железо преобладает как по массе, так и по числу атомов. Оно является важнейшей составляющей частью в строении нашей планеты. По распространённости в земной коре железо занимает 4-е место среди всех элементов (после кислорода, кремния, алюминия).
Слайд №8
Железо – активный металл, поэтому встречается в природе в виде соединений.
Слайд №9
Важнейшие железные руды.
Восстановление железа происходит в доменных печах в несколько стадий приблизительно по такой схеме:
Fe2O3 —> Fe3O4 —> FeO —> Fe
Слайд №10
Слайд №11
Задание учащимся класса: третье уравнение реакции разберите с точки зрения окисления-восстановления.
Физические свойства железа.
Задание учащимся класса: рассмотрите образец железа и запишите его физические свойства. Найдите в учебнике описание физических свойств железа и проверьте ваши предположения.
Химические свойства железа.
Ученик: железо – активный металл, даёт два ряда соединений, проявляя степени окисления +2 и +3. Например, с галогенами железо образует галогениды, в которых оно имеет степень окисления +3.
Слайд №12
Задание учащимся класса: 1. Записать уравнения реакций; реакцию с раствором соли записать в молекулярном и ионном виде. 2. Провести лабораторный опыт взаимодействия железа с растворами соляной и серной кислот, соблюдая правила техники безопасности при выполнении данной работы.
Ученик: концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют железо, образуя на поверхности прочную оксидную плёнку.
Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+
Ученик: качественной реакцией на ионы железа (II) Fe2+ служит реакция солей железа (II) с красной кровяной солью, формула которой К3[Fe+3(CN)6].
Реактивом на ионы железа (III) Fe3+ является жёлтая кровяная соль – K4[Fe+2(CN)6]. Это комплексные соли. Диссоциируют они следующим образом:
Слайд №13
Ученик: если к растворам, содержащим ионы Fe2+ или Fe3+ , прилить соответственно растворы красной кровяной соли (реактив на Fe2+) и желтой кровяной соли (реактив на Fe3+), то в обоих случаях выпадает одинаковый синий осадок.
Слайд №14
Ученик: для обнаружения ионов Fe3+ так же используют реактив роданид калия KSCN или роданид аммония NH4SCN. При этом образуется ярко окрашенный ион FeSCN2+, раствор приобретает интенсивно-красный цвет.
Слайд №15
Ученик: но самый простой способ обнаружения солей железа (II) и (III) с помощью щёлочи.
Задание учащимся класса: проведите лабораторное исследование взаимодействия солей железа (II) и (III) с гидроксидом натрия. Отметьте цвет осадков, запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, сделайте вывод. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении данной работы?
Применение железа.
Учащиеся перечисляют области применения железа.
Биологическое значение железа.
Слайд №16
Ученик: для человека и животных источником железа служит пища.
Слайд №17
Ученик: соединения железа издавна применяют для лечения малокровия, при истощении, упадке сил.
Задания учащимся класса: запишите, какие продукты питания богаты железом.
Учитель: подведение итогов урока. Домашнее задание. Один из учеников читает отрывок из “Поэмы о периодическом законе”.