Физическое самовоспитание как средство духовно-нравственного развития школьников 10–11-х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В настоящее время перед школой остро стоит вопрос: как организовать учебно-воспитательный процесс, чтоб не только выявить и развить способности каждого школьника, но и сформировать духовно-богатую, творчески мыслящую личность, нравственные ценности бытия, такие как любовь к Отечеству, стремление к доброте, совесть, честь. Негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственных норм, ухудшением здоровья школьников, снижением уровня их физической подготовленности; распространением болезней, имеющих социальную обусловленность: ростом стрессов, депрессий, агрессивности. В связи с этим появляется необходимость в организации физического самовоспитания, ориентированного на духовно-нравственное развитие школьников, на укрепление здоровья и саморазвитие двигательных умений, физических способностей организма для подготовки себя к служению Отечеству, созданию семьи и поддержанию здорового образа жизни в ней, воспитанию здоровых детей.

Организация физического воспитания школьников осуществляется в процессе учебных занятий и во внеучебное время. Организация работы школьников над собой в плане физического самосовершенствования, ориентированного на духовно-нравственное воспитание, включает несколько этапов:

  • 1 этап - психолого-педагогическая подготовка;
  • 2 этап - практическая организация;
  • 3 этап - стимулирующий;
  • 4 этап - контрольно-коррекционный.

На первом этапе в ходе психолого-педагогической подготовки – осуществляется формирование значимых мотивов, чтобы учащиеся включились в работу над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития, на втором – практическая организация-осуществляется обучение учащихся методам и приёмам работы над собой в плане физического и духовно нравственного саморазвития, овладение методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями; на третьем – стимулирование - создание педагогических условий, методических приемов для дальнейшего развития процесса физического самовоспитания, ориентированного на духовно – нравственное развитие школьников; на четвертом – контрольно-коррекционный – осуществляется определение результативности процесса самовоспитания, постановка новых целей самовоспитания.

В процессе психолого-педагогической подготовки школьники включаются в процесс самосознания. Эти процессы организовываются относительно своего физического состояния и духовно-нравственной сферы. Для организации включения школьников в процесс осознания необходимости работы над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития проводятся индивидуальные и коллективные беседы, анкетирование, тестирование, после чего делаются соответствующие выводы.

Для формирования мотивов работы над собой в плане физического самовоспитания проводятся лекции, круглые столы, беседы о роли и значимости физического самовоспитания, показ документальных фильмов, беседы с врачом и психологом.

В ходе этого решаются задачи:

- показать сущность физического самовоспитания в тесной взаимосвязи с духовно – нравственным развитием личности;

- познакомить с физическим самовоспитанием как важным и необходимым средством физического самосовершенствования.

Компонент содержания физического воспитания и самовоспитания включает знания из области физической культуры, знания о духовности и нравственности в высоком смысле понимания красоты и правильности взаимоотношения с другими людьми, с самим собой, о свободе выбора ценностных ориентиров и постоянного саморазвития своего духовного мира.

Основные формы теоретической части: лекции, теоретические знания физического воспитания, информационные сообщения. Примерные темы теоретической части представлены в таблице № 1.

Таблица №1

Теоретические темы для школьников 10 – 11 классов.

Раздел “Личность” Раздел “Физическое самовоспитание”
  • Понятие личности.
  • Духовность. Нравственность.
  • Духовно-нравственная сфера личности.
  • Взаимосвязь физического самосовершенствования и духовного саморазвития личности.
  • Роль физического самовоспитания в системе развития человека.
  • Роль физического самовоспитания в формировании духовно-нравственной личности.
  • Основные методы физического самовоспитания.
  • Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями.
  • Составление личных планов и программ физического самовоспитания.

На втором этапе школьники овладевают методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, приемами работы над собой, составляют индивидуальные программы физического самовоспитания и личных планов.

При планировании программы и личного плана учитель оказывает помощь: дает консультации и рекомендации. В процессе занятий школьники знакомятся с методами и средствами самовоспитания.

Основные средства физического самовоспитания:

  1. ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах и бег на коньках, ритмическая и атлетическая гимнастика, занятия на тренажерах и др.
  2. участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий.

Основные средства духовно-нравственного саморазвития:

  1. написание рефератов;
  2. выполнение тематических заданий по изучению духовного наследия родного края, города, традиций отечественной православной культуры;
  3. экскурсии, туристические походы.

Основные методы духовно-нравственного воспитания:

разъяснение ценностей, внушение, обучение ценностному процессу (выбор, оценивание, действие), стимулирование деятельности, поиск духовно-нравственных ценностей и идеалов. Примерный личный план физического самовоспитания, направленный на духовно-нравственное развитие школьников 10 – 11 классов представлен в таблице № 2

Таблица № 2

Примерный личный план физического самовоспитания, направленного на духовно-нравственное развитие школьников 10 – 11 классов.

Задачи деятельности Средства самовоспитания
Всестороннее физическое развитие. Ритмическая гимнастика (девушки) и атлетическая гимнастика (юноши).
Повышение уровня физической подготовленности. Посещение спортивных секций.
Изучение духовного наследия родного края, города. Туристические походы и прогулки к святым местам родного края, города, экскурсии.
Овладение новыми двигательными умениями. Научиться играть в лапту, городки.
Воспитание любви к Отечеству. Подготовить рефераты по краеведению.
Сформировать желание и готовность прийти на помощь другому человеку. Научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Чтобы стремление работать над собой не утрачивало остроты, чтобы школьники не останавливались на достигнутом, периодически осуществляется стимулирование данного процесса.

В конце каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май) мы просматриваем: отчеты о выполнении личного плана физического самовоспитания; сравнение данных, характеризующих состояние физического самовоспитания, физических качеств; сравнение динамики развития духовно-нравственной сферы, которые занесены в дневник самоконтроля.

Система стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех в достижении намеченных результатов, обусловила разработку новых оценочных систем – рейтинговой и очковой. Разрабатывается также содержательная оценка; самостоятельная деятельность по оцениванию самими учащимися – “Журнал достижений”, “Дневник самоконтроля”.

Контрольно-коррекционный этап ориентирует обучаемых на осознание себя, при помощи изучения и сравнения собственного физического самосовершенствования и духовного развития; умение конструировать процесс физического самовоспитания, имеющего духовно-нравственный аспект; владеть приемами самовоспитания; развивать способности умения самоуправления и саморегуляции; постановка новых целей физического самовоспитания.

Результативность физического самовоспитания как средство духовно-нравственного становления школьников 10-11 классов предлагается оценить по соответствующим критериям: знания, умения и действия, которые представлены в таблице № 3.

Таблица № 3

Оценка результативности физического самовоспитания школьников.

Школьники 10 – 11 классов должны:

знать уметь действия
  • Состояние своего здоровья
  • Основы гигиены
  • Значение здорового образа жизни
  • Роль физической культуры в формировании личности
  • Историю развития физической культуры
  • Духовное наследие родного края, города
  • Методику самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • Заботиться о своем здоровье и близких людях
  • Выполнять самостоятельно физические упражнения
  • Предупреждать заболевания
  • Культурно вести в обществе
  • Поддерживать гуманное и доброе отношение к людям
  • Составлять программу физического самовоспитания, имеющего духовно-нравственный аспект.
  • Постоянно работать над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития
  • Посещать спортивную секцию
  • Участвовать в организации и проведении спортивно-массовых соревнований
  • Применять средства физического самосовершенствования и духовно-нравственного развития на благо других людей
  • Стремиться к физическому и духовно-нравственному совершенству

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что:

  1. Физическое самовоспитание – это процесс осознанного воздействия на развитие физических качеств и способностей, укрепления здоровья, овладение новыми двигательными навыками с целью реализации своего физического и духовного потенциала.
  2. Результатом самовоспитания являются полное самовыражение школьника, раскрытие своих возможностей, развитие своих достоинств, самоуправление и самоконтроль за собственным поведением, самостимулирование своей активности.
  3. Если целевые установки физического самовоспитания школьников есть цель укрепления здоровья и саморазвития двигательных умений, физических способностей для подготовки себя к служению Отечеству, созданию семьи, поддержанию здорового образа жизни в ней, то эта цель носит духовно-нравственный аспект и выполняет функцию духовно-нравственного становления личности.
  4. Физическое воспитание школьников, осуществляемое с опорой на духовный фундамент личности, ее субъективный опыт развивает у них стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного самосовершенствования личности.