"Выполняю я сложение, просто всем на удивление". Урок-закрепление знаний и умений по сложению чисел с разными знаками

Разделы: Математика


Цели урока:

  • познавательные: закрепление умений и навыков по сложению чисел с разными знаками, умений применять и переносить свои знания в новую, нестандартную ситуацию, развитие вычислительных навыков, грамотной устной математической речи.
  • развивающие: помогать овладению математической терминологией, развивать творческую, речевую, мыслительную активность, используя различные формы работы (устную, диктант, сообщение, лото); развивать интерес к науке на базе получения новой информации.
  • воспитательные: воспитание внимательности, активности, самостоятельности в работе.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Устная работа
  3. Исторический экскурс в страну отрицательных чисел
  4. Тренировочные упражнения
  5. Математическое лото
  6. Итоги урока и домашнее задание

Ход урока

1. Сегодня мы с вами последний урок посвятим сложению чисел с разными знаками и наша главная цель сегодня – это закрепить свои знания и умения по сложению таких чисел.

2. И начнём как всегда с устной работы, потому что только тот дружит с математикой, кто хорошо считает устно. (записи на доске)

1. Найти значение:

-18,5+4,5 -180,1+180,1 -10,9+(-9,7)
-6 1/4 +(-3,2) -12 3/4 +13 6 1/2 +(-8,32)
14,2 +(-4 1/4) -1+7/11 -100+0

2. Какой знак нужно поставить вместо Y , чтобы равенство было верным? Прочитать получившееся выражение:

* 8 + (* 4) = -4

* 8 + (* 4) = 4

* 8 + (* 4) = -12

* 8 + (* 4) = 12

* 8 + (* 4) = 0

3. Угадайте корень уравнения:

х + (-14) = 7 а + (-12,6) = 0
-5 + х = -11 5 1/2 + х = 1/2.

3. А вы не задумывались, зачем нам нужны отрицательные числа? Мы 5 лет без них жили и не знали вообще, что они существуют. По проведённому среди вас опросу, Катя, Ленар, Регина, Илья и многие другие считают, что они нужны для измерения температуры; Валера – для измерения глубин морей и океанов; Андрей – чтобы мы не были глупыми; Марина считает, что в один прекрасный день положительным числам одним было скучно, и они придумали себе друзей – отрицательные числа по принципу “всё наоборот”; Рамиль думает, что отрицательные числа нужны для поддержания равновесия в мире; Надя считает, что отрицательные числа – это отражение положительных чисел.

Все ваши ответы абсолютно правильные. А вот учёные считают, что отрицательные числа появились потому, что они нужны для решения уравнений. Каких именно, мы узнаем при изучении следующей темы

А где и когда возникли отрицательные числа? Вы это узнаете после написания математического диктанта. Название страны зашифровано с помощью заданий на сложение чисел с разными знаками. Я читаю выражение, ваша задача – грамотно его записать, найти значение и соответствующий значению буквенный символ. В конце работы прочитать получившееся слово. (2 ученика работают у доски)

Запись на доске:

1 вариант 2 вариант
А -10,45 Я 4 11/16
Т -6 5/8 М -0,06
С 15,61 Н -11 1/10
К -7,9 И -10,45
О -0,06 А 15,61
И -11,1 Д -6 5/8
Й 4 11/16 И -7,9

Задания для диктанта:

- 12,8 + 4,9

- 5 1/2 + (-5,6)

-13 + 6 3/8

- 4,2 + (-6 ‘1/4?)

- 3/8 + 5 1/16

Проверим ваши результаты: у первого варианта получилось слово КИТАЙ, а у второго – ИНДИЯ. Действительно, первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до н.э. Они уже умели их складывать и вычитать. Положительные числа они понимали как “имущество”, а отрицательные как “долг”. Китайский император Ши Хуан Ди, разгневавшись на учёных, повелел все их книги сжечь, а их авторов и читателей казнить.

Затем отрицательные числа заинтересовали индийских математиков уже в 7 веке, и индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками: “Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности”.

Приведите пример на каждое правило.

4. Конечно, сегодня все эти правила сформулированы на современном языке, и мы пользуемся ими, чтобы найти значение того или иного выражения. Именно этим мы с вами и займёмся.

У вас на парте лежит значок, в зависимости от которого вы выполняете задания той или иной группы. Ваша поднятая рука – знак того, что вы закончили и можете получить дополнительное задание.

(Дети разбиты на группы по уровню своих возможностей:

Красный треугольник – повышенный

Зелёный квадрат – выше среднего

Синий круг – средний)

Задания для первой группы:

(-4/15 + 5/12) + (-0,3 + (-0,15))

(-21,3 + 15,5) + (7 14/33 + (-8 1/11)) + 6 7/15

((-9 4/5 + 5,3) + 12,35) : 5 + (-7,37)

Задания для второй группы:

(-5/9 +11/36) + (-0,35)

(-18,9 + (-6,6)) + (2 21/26 + (-3 4/13)) +17,29

((-3 3/4 + 2,5) +7) : 17 1/4 + (-1)

Задания для третьей группы:

(-2/3 +5/12) + (-0,45)

(-3,7 + (-2,4)) + (2/3 -7/15) + 5,9

(-6,5 + 8,24) *3,5 + (-0,09)

(У доски одновременно работают 3 человека – по одному от каждой группы; один из них комментирует решение)

5. Но было бы неинтересно заниматься математикой как наукой, если бы не существовало игр, которые делают её изучение интересней. Я предлагаю вам сыграть в старейшую русскую игру-лото, но не в простое, а математическое. Каждая парта получает одну игровую карточку, где в отличие от простого лото записаны не числа, а выражения. Нужно быстро найти значение каждого выражения и вписать ответ. (Игровые карточки для лото изготавливаются в четырёх вариантах. Пример такой карточки приведён ниже)

-1 5/6 + (-3 1/12) = 2 3/4 + (-9 5/6) = 0,07 + (-0,003) =
-4,5 +8,1 +6,4 = -1,54 +3,6 = -28 1/2 + 28,5
-5 5/7 +6 = -17,8 + 9 1/5 = -3 1/3 + 2,5 =

(Затем учитель диктует последовательно ответы, которые достаёт из “мешка”, учащиеся в случае такого же ответа, закрывают его заранее заготовленными табличками. Первые 4 пары игроков, закрывшие карточку полностью, объявляются победителями.)

6.

Итак, давайте закругляться,
И не стоит удивляться.
Решали мы сегодня много
И оценю я вас всех строго.
Сложение прошу не забывать
И отвечать мне только лишь на “пять”!

Итак, сегодня на уроке мы обобщили все свои знания, полученные по теме “Сложение чисел с разными знаками”. На следующих уроках мы продолжим путешествие по стране отрицательных чисел, познакомимся с вычитанием, умножением, делением. А сегодня вам спасибо за хорошую работу на уроке! (выставление оценок)