Задачи.
- Подвести детей к выводу, что мягкий знак после шипящих пишется в словах жен. р. ед. ч. , называющих предметы.
- Продолжить работу над словами с непроверяемой орфограммой.
- Развитие речи.
- Продолжение работы формирования учебной деятельности.
- Продолжение работы по развитию критического мышления.
Ход урока
1. Словарная работа.
Запись слов:
вместе, вокруг, восток, герой, горох, дорога, жёлтый, завтрак, земляника, картина, картофель, квартира. (Диктую по 3 слова)
Взаимопроверка в парах по словарю.
2. Прочтите на доске словосочетания.
печь блины, взрослая дочь, тугой мяч.
- Какая орфограмма есть во всех этих словосочетаниях?
(выслушиваются ответы детей, делается вывод)
- Сделайте ( на черновике) таблицу:
знаю | хочу узнать | узнал |
Заполните 1 и 2 столбцы:
- Что я знаю об орфограмме “Шипящий+Ь”?
- Что я встречал непонятного про эту орфограмму и хотел бы узнать?
Заполнение таблицы в группах.
Обсуждение написаного.
Фиксация на доске всех вариантов.
Знаю: Ь пишется после шипящих на конце слов, называющих действия.
Хочу узнать: как пишется Ь после шипящих на конце слов, называющих предметы.
3. Давайте вернёмся ещё раз к словосочетаниям на доске.
- Как вы думаете, что может служить причиной разного написания?
(выслушиваются все предположения и выносятся на доску)
- Давайте проверим это.
- Запишите словосочетания в тетрадь и проверьте самостоятельно работу окончаний.
(определяются грамматические значения окончаний: падеж, род, число)
- Что заметили? (фиксация вариантов ответов на доске)
- Давайте проверим, всегда ли это так, точно ли значение рода может влиять на написание Ь?
4. Проверка вывода. с 181 учебника - расписать слова в 3 столбика:
ж. р. ед. ч. , м. р. , ж. р. мн. ч.
(коллективная работа, 1 уч-ся у доски)
- Можем ли мы сказать, что только значение рода влияет на написание Ь?
Вывод: Когда в словах, называющих предметы после шипящего пишется Ь?
5. Рефлексия.
Задания в группах.
Попробуйте показать на модели наш вывод.
Вынос на доску результатов работы каждой группы. Обсуждение.
6. Упражнение в определении наличия на конце слов Ь.
Слова диктует учитель.
Самостоятельно определить наличие Ь и расписать слова в два столбика:
ночь, смотришь, врач, калач, кирпич, мышь, вещь, сторож, мяч, лечь, речь, грач, ёж, печь.
Проверка устно.
7. Рефлексия.
Если вы не поняли, как определять наличие Ь после шипящих, на полях тетради поставьте -. Если поняли, но ещё немного сомневаетесь, то +. Если поняли очень хорошо, обведите его кружком.
- Поднимите руки, у кого - , + , + в кружке.
8. Запись орфограммы в орфографическую тетрадь.
9. Домашнее задание: упражнение 129, орф. №7