Тема: Общее понятие об имени прилагательном.
Цели:
- Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи имен прилагательных; учить работать с таблицей.
- Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.
- Воспитывать любовь к родному языку, уважение друг к другу.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, «Дидактический материал» Л.М.Зелениной, таблицы – памятки, карточки для творческой работы.
ХОД УРОКА
1. Актуализация
1 слайд. – Нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Прочитайте слова, которые он подобрал. Выделите изученную нами группу слов. (Имена существительные)
2 слайд. – И по взмаху волшебной палочки, гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные)
– На какие две группы вы их можете разделить? (В единственном числе и во множественном числе)
– Что еще можете определить у этих имен существительных? (Род)
– Запишите имена существительные в столбик.
– Обратите внимание на оставшиеся слова. Что о них можете сказать? (Имена прилагательные)
– Определите тему нашего урока.(Имена прилагательные)
– Определите учебную задачу. Чему мы будем учиться? (Познакомимся с частью речи именем прилагательным)
– Что это? (Памятка)
– Можете ли вы воспользоваться ей? (Нет, они пустые)
3 слайд. Какова же ваша учебная задача? (Заполнить памятку)
2. Открытие нового знания
4 слайд. – Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.
5 слайд. – Проверьте себя.
– Запишите, оставив между ними месть.
– Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов)
6 слайд. – Внесем данные в таблицу-памятку.
7 слайд. – Вернемся к нашей работе.
– Задайте вопросы к именам прилагательным.
– Запишите их на месте пропусков.
– Что же мы выяснили? (Имена прилагательные отвечают на эти вопросы.)
8 слайд. – Внесем данные в таблицу-памятку.
– А почему столько вопросов у имени прилагательного, ведь у имени существительного только два вопроса?
9 слайд. – Гномик Всезнайка поможет нам ответить на этот сложный вопрос. Что он сделал? (Разделил чертой слова на две группы)
– Рассмотрите первую группу (до черты). Чем различаются слова? (Разных родов: м.р. ж. р. с. р.)
10 слайд.– Внесем наши выводы в таблицу.
11 слайд. – А теперь обратим внимание на слова под чертой.
– Чем они отличаются от слов первой группы? (Во множественном числе)
– Значит, как изменяются имена прилагательные? (По числам)
12 слайд. – Внесем и это знание в таблицу-памятку.
Выводы: расскажите об имени прилагательном, используя таблицу-памятку об имени прилагательном (см. Приложение 1).
3. Физминутка
4. Первичное закрепление
– Сверим наши знания с научными.
Дидактика с. 90
– Прочитайте правила.
– Верны ли наши открытия?
Дидактика с. 91 упр. 41
– Прочитайте первый столбик слов. Что их объединяет? (Имена существительные)
– Докажите.
– Прочитайте второй столбик слов. Что общего у них? (Имена прилагательные)
– Докажите.
– Сформулируйте вашу учебную задачу. (Подобрать каждому существительному соответствующее имя прилагательное, карандашом в учебнике)
Проверка. Прочитайте пары с вопросами. Дайте характеристику прилагательным. (Мяч какой? Резиновый – м. р., ед. ч.)
13 слайд. – Наш гномик Всезнайка задумался. О чем он думает? Что объединяет? (Существительные)
– Отгадайте, что на уме у гномика: снежный, холодный, большой? (Снеговик)
– А теперь попробуем поиграть. Выберите предмет и опишите его не называя, а мы постараемся его отгадать.
– Слова какой части речи помогают описать тот или иной предмет подробно? (Имена прилагательные)
5. Творческая работа
14 слайд. – Посмотрите, с кем дружит наш гномик? (С зайчиком)
– Листочки Помогите Всезнайке сделать рассказ о друге более красивым. Как это сделать? (Вставить вместо пропусков имена прилагательные)
– Кому трудно подобрать свои имена прилагательные, можете воспользоваться словами для справок.
Этот _______________ зверёк живёт в лесу. У него
_______________ уши и _________________ хвост. Передние лапы ________________, а задние _________________. Шубка у зверька летом _______________, а зимой _________________. Морковь и ___________________ капуста – любимое лакомство. А зимой и ___________________ нора хороша. Зайка всего боится. |
Слова для справок: маленький, пушистый, длинные, маленький, серенькая, беленькая, вкусная, хрустящая, уютная, тёплая.
Проверка. Прочитайте получившийся текст.
6. Итог урока
15 слайд.
– Чему учились на уроке?
– Какие выводы сделали?
– Расскажите об имени прилагательном.
7. Домашнее задание
– Дидактика с. 92 упр. 43.